Политическая раздробленность Руси
план-конспект урока по истории (6 класс)

Конспект урока по истории, 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Политическая раздробленность на Руси

Цель: изучение понятия раздробленности и ее причин

образовательные:

- Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях.

развивающие:

- Формировать у учащихся навыки монологической речи. Учащиеся выступают с развернутыми ответами по теме; строят высказывания по опорам, делают выводы.

-развивать умения работы с текстом и анализировать полученную информацию.

развивать умения работы в группах, находить компромисс в решении; умение слушать друг друга;

-прививать чувство уважения и толерантности к истории и культуре своей Родины.

- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины, истории своего края;

воспитательные:

- воспитывать гражданские и патриотические качества учащихся;

- содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны.;

-формировать понимание роли личности в истории

Планируемые результаты:

Предметные: умение работать с информацией, получить целостное представление об историческом развитии главных политических центров в XII веке, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений.

Метапредметные:

Познавательные: Систематизировать исторический материал, делать выводы, решать проблемное задание и убедительно представлять результаты своей деятельности

Регулятивные: определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода.

Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

 

  ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

      Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132 г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц. Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

- Проблемный вопрос - Как жилось русским людям в период феодальной раздробленности? 

    Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.

      Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

  1. Изучение нового учебного материала

          Поговорим о причинах политической раздробленности: (составляем схему на доске)

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2016-12 (дек)\сканирование0002.jpg

     Политическая раздробленность - неизбежный этап в развитии средневековых государств? Происходил ли этот процесс на Руси? Какие слои населения поддерживали распад государства, а какие выступали против? Чтобы ответить на эти вопросы, проведем небольшое историческое исследование.

     Задание № 1. Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.

    ПЕРВАЯ ГРУППА работает со вторым пунктом § 12 учебника «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси».

    Вопросы для первой группы:

- Когда наступила раздробленность на Руси?

- К чему привели усобицы между князьями? 

- Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц? 

- Как изменился порядок владения землей? 

- Что стало основой богатства бояр? 

- Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли? 

- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно? 

- Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством? 

- Каким образом факт отсутствия твердого и определенного порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель? 

ВТОРАЯ ГРУППА работает с третьим пунктом § 12 учебника «Роль церкви в условиях распада Руси».

    Вопросы для второй группы:

- Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну?

- Какой властью обладал киевский митрополит?

- Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?

- Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов? 

- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности? 

  ТРЕТЬЯ ГРУППА работает с четвертым пунктом § 12 учебника «Идея единства Руси».

     Вопросы для третьей группы:

  - Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого? 

- Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле?

- Что стало выражением народного стремления к единению?

- Какие события легли в основу «Слова О полку Игореве»? 

- Какие важные вопросы ставит автор этого произведения? 

- В чем он видит главную причину несчастий Руси? 

- К кому он обращается? 

- Кого приводит в качестве примера для подражания? 

    ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА работает с пятым пунктом § 12 учебника «Отношения Руси с кочевниками».

    Вопросы для четвертой группы:

- Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси? 

- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси? 

- На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть? 

- Какая земля особенно страдала от половцев? 

- Каковы были последствия их набегов? 

- Какова была судьба Киева - «матери городов русских»?

- Какова роль степняков в распаде Руси?

 ПЯТАЯ ГРУППА работает с шестым пунктом § 12 учебника «Государственное управление в период раздробленности».

    Вопросы для пятой группы:

- На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте. 

- Как стали именовать себя наиболее могущественные князья? 

- Что такое удел? 

- Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности? 

- Как изменились цели участников княжеских усобиц?    

ШЕСТАЯ ГРУППА работает с седьмым пунктом § 12 учебника «Международные связи русских земель».

    Вопросы для шестой группы:

- Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель? (нет).

- Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами? 

- Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами? 

    СЕДЬМАЯ ГРУППА работает с восьмым пунктом § 12 учебника «Развитие русской культуры: формирование региональных центров».

    Вопросы для седьмой группы:

- Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности? 

- Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель. 

- Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?

- Какие памятники культуры появились в этот период? 

- Какую роль в истории Русской земли играли летописи?

Каждая группа работает 10 мину, затем проверяется задание и обсуждается со всем классом.

Вывод: Раздробленность Руси - исторический период в истории страны, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе государства, удельные княжества постепенно обособляются от Киева.

Ребята, давайте выделим причины распада Руси (предполагают).

Причины распада Руси        

• рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения;

• натуральное хозяйство - способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя всем необходимым;

• способность укрепленных городов-крепостей - центров удельных земель - самостоятельно защищать себя от врагов;

• борьба за власть между князьями - феодальные усобицы; постоянные набеги кочевников, которые привели к упадку торговли, фактическому закрытию торговых путей и оттоку населения в северо-восточные земли Руси;

• получение половцами права на разграбление русских земель в качестве платы за помощь князьям в междоусобной борьбе.

 Предлагаю ответить на проблемный вопрос: Как жилось русским людям в период феодальной раздробленности?

Д/з: п.12, вопросы, выделить последствия раздробленности Руси.



Предварительный просмотр:

Урок. Политическая раздробленность на Руси

   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

      Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132 г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц. Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

- Проблемный вопрос - Как жилось русским людям в период феодальной раздробленности? 

    Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.

      Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

  1. Изучение нового учебного материала

          Поговорим о причинах политической раздробленности: составление схемы:

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2016-12 (дек)\сканирование0002.jpg

     Политическая раздробленность - неизбежный этап в развитии средневековых государств? Происходил ли этот процесс на Руси? Какие слои населения поддерживали распад государства, а какие выступали против? Чтобы ответить на эти вопросы, проведем небольшое историческое исследование.

     Задание № 1. Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.

 

  ПЕРВАЯ ГРУППА работает со вторым пунктом § 12 учебника «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси».

    Вопросы для первой группы:

- Когда наступила раздробленность на Руси?

- К чему привели усобицы между князьями? 

- Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц? 

- Как изменился порядок владения землей? 

- Что стало основой богатства бояр? 

- Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли? 

- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно? 

- Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством? 

- Каким образом факт отсутствия твердого и определенного порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель? 

ВТОРАЯ ГРУППА работает с третьим пунктом § 12 учебника «Роль церкви в условиях распада Руси».

    Вопросы для второй группы:

- Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну?

- Какой властью обладал киевский митрополит?

- Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?

- Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов? 

- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности? 

  ТРЕТЬЯ ГРУППА работает с четвертым пунктом § 12 учебника «Идея единства Руси».

     Вопросы для третьей группы:

  - Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого? 

- Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле?

- Что стало выражением народного стремления к единению?

- Какие события легли в основу «Слова О полку Игореве»? 

- Какие важные вопросы ставит автор этого произведения? 

- В чем он видит главную причину несчастий Руси? 

- К кому он обращается? 

- Кого приводит в качестве примера для подражания? 

   


 ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА работает с пятым пунктом § 12 учебника «Отношения Руси с кочевниками».

    Вопросы для четвертой группы:

- Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси? 

- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси? 

- На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть? 

- Какая земля особенно страдала от половцев? 

- Каковы были последствия их набегов? 

- Какова была судьба Киева - «матери городов русских»?

- Какова роль степняков в распаде Руси?

   

 ПЯТАЯ ГРУППА работает с шестым пунктом § 12 учебника «Государственное управление в период раздробленности».

    Вопросы для пятой группы:

- На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте. 

- Как стали именовать себя наиболее могущественные князья? 

- Что такое удел? 

- Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности? 

- Как изменились цели участников княжеских усобиц?    

ШЕСТАЯ ГРУППА работает с седьмым пунктом § 12 учебника «Международные связи русских земель».

    Вопросы для шестой группы:

- Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель? (нет).

- Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами? 

- Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами? 

 

    СЕДЬМАЯ ГРУППА работает с восьмым пунктом § 12 учебника «Развитие русской культуры: формирование региональных центров».

    Вопросы для седьмой группы:

- Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности? 

- Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель. 

- Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?

- Какие памятники культуры появились в этот период? 

- Какую роль в истории Русской земли играли летописи?


_

Причины распада Руси:        

• рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения;

• натуральное хозяйство - способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя всем необходимым;

• способность укрепленных городов-крепостей - центров удельных земель - самостоятельно защищать себя от врагов;

• борьба за власть между князьями - феодальные усобицы; постоянные набеги кочевников, которые привели к упадку торговли, фактическому закрытию торговых путей и оттоку населения в северо-восточные земли Руси;

• получение половцами права на разграбление русских земель в качестве платы за помощь князьям в междоусобной борьбе.

    Задание № 3.  Представьте, что вы находитесь на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос о последствиях политической раздробленности Руси. Одни участники дискуссии считают, что политическая раздробленность имела положительные последствия, а другие полагают, что отрицательные. Выскажите свое мнение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)

В работе три варианта по три вопроса в каждом. Блоки вопросов направлены на проверку по всему материалу  данной темы....

Контрольное тестирование по теме "Политическая раздробленность Руси" ( 6 класс)

Повторительно- обобщающий урок по теме "Политическая раздробленность Руси "в 6 классе можно провести в форме контрольного тестирования. Я вам предлагаю один из вариантов такого тестирования. В тестах ...

Контрольная работа по теме «Политическая раздробленность Руси»

Контрольная работа по теме «Политическая раздробленность Руси»...

Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)

Урок по истории России по теме:Политическая раздробленность Руси(с применением элементов технологии критического мышления)...

Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство. - конспект урока

Учитель: Курапкина О.А.Класс: 6Тема: Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство.Основные единицы знаний: боярская республика, вече, натуральное хозяйство, политическая раздробленность...

Конспект открытого урока истории в 6 классе "Политическая раздробленность Руси"

Конспект открытого урока истории в 6 классе по тема "Политическая раздробленность Руси"...

Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"

Цели:1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и пол...