Победа греков над персами в Марафонской битве.
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pobeda_grekov_v_marafonskom_srazhenie._.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 5 классе по теме:

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Учитель: Мачульская М.Б

Цель: Изучение Марафонского сражения

Задачи: показать героическую борьбу греков против персидского завоевания, рассмотреть ход сражения при Марафоне, подвести к пониманию причин победы греков, отметить роль и значение высокого боевого духа воинов, их мужества, доблести, храбрости, патриотизма.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя

познавательные УУД:  работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно- следственные связи, создавать высказывания в устной и письменной форме, использовать общие приемы решения задач.

коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.

Методическое сопровождение:

1.Вмгасин А.А, Годер Г.И. История Древнего мира.

2.Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира..

3. Материалы с сайта «Хронос» http://hrono.ru/sobyt/_000sob/_491marafon.php.

План урока:

1. Угроза порабощения греков.

2. Марафонская битва.

3. Причины победы греков.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания осуществляется письменно в течение 15 мин.

Учащимся предлагается придумайте рассказ об олимпийских играх от имени участника или зрителя.  Для тех ребят, которым сложно выполнить задание предлагаются мини-темы: (слайд презентации)

«Мой рассказ чужеземцу о том, как проходят олимпийские игры»

«Гонки на колесницах-мой любимый вид соревнований»

«Мой рассказ жителям родного города, как я стал победителем».

Физкультминутка (1мин).

2) Изучение новой темы.

Актуализация знаний.

Подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового задания.

Учитель предлагает рассмотреть карту «Персидское царство в VI веке до н. э. и попытаемся ответить на ряд вопросов:

1. Где находилось территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива).

2. Как называлось государство персов? Назовите его столицу? (Государство называлось Персида, столица - Персеполь.)

3. Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Лидия; Вавилон - 538г. до н.э., завоевал Кир; Египет - 525г. до н.э. - сын Кира - Калебис.).

 Учитель формулирует тему урока, учащиеся записывают ее в тетрадях.

3) Постановка проблемного вопроса. Персы обладали превосходящими военными силами, захватили богатые страны. Почему в Марафонском сражение победили греки? (слайд презентации). Определить место сражения на карье.

Учитель рассказывает о построение греческой армии. (слайд презентации)

 4) Работа с текстом.

Учащиеся получают для самостоятельной работы учебный текст с вопросами.

Марафонское сражение.

  Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действия персидской конницы. Персы имели 10 тысяч конницы и около 10 тысяч пеших лучников. У греков же было 11 тысяч афинских гоплитов. Численное превосходство было на стороне персов, качественное - на стороне греков. Обученные и спаянные воинской дисциплиной гоплиты столкнулись с разноплеменным персидским войском, основной массе которого была чужда цель похода.

   Греческая армия состояла из тяжеловооруженной пехоты, гоплитов, с медными шлемами, в латах и набедренниках, с большими медными щитами; их оружием было длинное метательное копье. Пехота персов была легковооруженная, без шлемов и панцирей, защищалась легкими и плетеными щитами; главное оружие ее составляли лук и сабля.

    Перед боем Мильтиад построил греческую фалангу при входе в Марафонскую долину. На правом фланге находились лучшие афинские гоплиты, левее выстроились остальные воины по филам; левый фланг составил отряд жителей города Платеи.

Мильтиад учитывал возможность охвата своих флангов персидской конницей. Поэтому он уменьшил количество шеренг в центре и соответственно увеличил число шеренг на флангах. Общее протяжение фронта достигало примерно 1 км.

Боевой порядок персов состоял из пеших лучников, располагавшихся в центре, и конницы, строившейся на флангах.

   Чтобы не дать персидской коннице времени атаковать греков на равнине и чтобы вслед за стрельбой из луков непосредственно перейти к рукопашному бою, Мильтиад двинулся с высот на неприятеля "беглым маршем". "Беглый марш" позволял быстро преодолевать поражаемое стрелами пространство и морально действовал на противника.

Выдержав первый натиск, персидские лучники контратаковали греков, прорвали слабый центр афинской фаланги и преследовали афинян в глубь долины. Но сильные фланги греческой фаланги опрокинули персидскую конницу, которой не удалось прорвать здесь ряды афинян, и пошли против персидского центра, спеша на помощь своим стесненным товарищам. Следствием этой атаки стало поражение персидских лучников. Окруженные со всех сторон, персы обратились в бегство.

    Афиняне завладели семью кораблями. На остальных кораблях персы отплыли в море, стремясь достичь Афин раньше, чем это сделает греческое войско. В бою греки потеряли 192 человека, персы - 6 400 человек.

Задания:

1. Сравните вооружение перса и грека.

3.Почему поведение греков казалось персам безумным и непродуманным?

4. Какой была   тактика стратега Мильтиада?

5. Нарисуйте схему Марафонского сражения.

6.В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:

«Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешим поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Элины земли рабского дня не узнать

Объясните смысл этой надписи. Можно ли догадаться на её основе, какова была одна из главных причин победы греков в войне с персами?

После изучения текста учащиеся обсуждают в классе свои ответы.

Выполняют творческое задание: нарисовать схему сражения.

5. Подведение итогов. Ответить на проблемный вопрос поставленный в начале урока.

6. Рефлексия. Каждому ученику предлагается нарисовать схему в виде лесенки

(з ступеньки) и поставить галочку на одну из них. Если ему понятна тема тогда ставить галочку на верхнюю ступеньку, если есть еще вопросы – на вторую, не понятна тема- на третью ступеньку.

Домашние задание §34.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победа греков над персами в Марафонской битве

Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Презентация к уроку истории в 5 классе...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Материал подготовлен на основе учебного материала учебника по истории Древнего мира Вигасина.Цели урока: Сформировать представление у ребят о военной  историей  греков о завоевательном ...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Урок- путешествие в 5 классе поможет  закрепить у учащихся  знания  по истории, узнать  новое,  как греки одержали победу над персами в Марафонской битве и тем самым продвинут...

5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве

5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве...

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Презентация к уроку по истории Древнего мира : "Победа греков над персами в Марафонской битве". Разработка урока с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроке....

Урок «Победа греков над персами в Марафонской битве».

Урок призван помочь учащимся  овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.Направлен на развитие умения пятикласснико...