Открытый урок в 5 классе на тему: "Архитекторы, скульпторы, поэты Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Болодурина Мария Александровна

Разработка проведенного открытого урока по истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе

« Архитекторы, скульптуры, позты Греции»

Ход урока

-Здравствуйте! Я рада вас всех видеть! А с каким вы настроением пришли ко мне на урок? Нарисуйте смайл и поднимите вверх.

Ребята на протяжении нескольких  уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. А как называется эта страна? (Греция)

Греция – как много в этом слове
Для каждого из нас отозвалась.
Олимп стоит так гордо и высоко,
и видит все… всех греческих Богов

И Зевс, и Гера, и Пандора
Все воедино здесь слилось.
И подчиняясь всем законам
Ведут обычный разговор

Но смертный грек, боясь удара молний
Клянется «Зевсом» - клятвою своей,
Что будет жить во все века с народом
Который будет он любить!

Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим ваши знания, полученные на предыдущих уроках. Итак, начинаем с вами путешествие в прошлое.

Я приглашаю всех вас вновь

Перелистать истории страницы.

И сквозь века, промчавшись унестись,

Под грохот быстрой колесницы.

Согласны ли проверить знания свои,

Которые на уроках получили?

Тогда скорее в путь, друзья!

1 Задание «Боги Зллады»

Вам необходимо разместить всех Богов на олимпе и узнать, какому занятию греков они покровительствуют.

1      сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – все это происходит по воле Зевса. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле. Взмахнет могучий Зевс правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянется, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов. ( Зевс)

Гера – царица богов и защитница семейного очага

Посейдон – бог морей;

                    Богу морей послушны все кто занимается морской торговлей. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимется на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как легкие скорлупки , швыряют они корабли о прибрежные скалы. Но отложит свой трезубец Посейдон – утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели.

Аид -  владыка подземного мира и царства мертвых;

                Самый мрачный из богов; вход в его царство ведет глубокая пропасть. Нет оттуда возврата. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство Аида.

Здесь же живут дети Зевса – близнецы

Афина – богиня мудрости и отважная воительница, покровительствовала городской жизни и многим ремеслам, выращиванию олив

Афродита -  богиня любви и красоты, покровительствовала мореплавателям

Аполлон – бог солнечного света и воздуха, покровительствовал искусству.

Артемида – владычица зверей, покровительница охоты

Гефест – бог огня и кузнечного дела

Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников.

Деметра  – богиня плодородия, земледелия

Персефона – смена времен года

Дионис – бог виноделия

Арес – бог войны

Таковы греческие Боги, они прекрасны и могущественны.

2 Задание «Дайте правильный ответ на вопрос»

  1. Свободное население Афин, простой народ? (демос)
  2. Город- государство? (полис)
  3. Корабль с трехъярусным расположением гребцов по каждому борту? (триера)
  4. На каком полуострове находится древняя Греция? (Балканский полуостров)
  5. Рабы  в Спарте? (илоты)
  6. Трёхглавый пёс, сторож подземного царства Аида? (Цербер)

7.Сын царя Трои Приама, герой «Илиады», погибший в единоборстве с Ахиллом? (Гектор)

    8. Чудовище, жившее на острове Крит? (Минотавр)

  1. Одноглазый великан? (Циклоп)

 Холм с крутыми и обрывистыми склонами или «верхний город»? (Акрополь)

  1. Боевой порядок пехоты- плотно сомкнутый ряд в несколько шеренг? (фаланга)
  2. Высшее должностное лицо в Афинах? (архонт)
  3. Самая высокая гора Греции (Олимп)
  4. Греческая поэма, повествующая о последнем, десятом годе Троянской войны? (Троя)

  1. Старшая из богинь, жена Зевса? (Гера)

15 Афинский военачальник? (стратег)

 Молодцы ребята!!!

НУ а наше путешествие в прошлое продолжается.

Ребята, в современном русском языке много слов, пришедших к нам из греческого языка. Многие наши имена Зоя – жизнь, Зинаида- рожденная Зевсом, Екатерина-чистая, непокорная, Александр – победитель и доугие заимствованные у греков. Также мы употребляем из греческих мифологии крылатые выражения, считая их своими русскими.

Давайте сейчас вспомним откуда пришли и что означают следующие фразеологизмы:

Наш конкурс называется «Переводчики»

  1. Петь дифирамбы
  2. Прометеев Огонь
  3. Ахиллесова пята
  4. Авгиевы конюшни
  5. Обьятия Морфея
  6. Ящик пандоры
  7. Панический страх
  8. Титанический труд
  9. Яблоко раздора
  10. Кануть в Лету

 Какие вы молодцы, и с зтим заданием Вы успешно справились.

Следующее задание. Вам необходимо отгадать зашифрованные исторические личности. (слайд)

ПРЕИЛК          ГМОЕР       ДОИЙЕСС        ГКЕТРО     ГРЕАЛК

Ребята, мы с Вами немного устали. Предлагаю Вам, провести физминутку «Скульптура»

«Физминутка  «Скульптура»

Поднимаем руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем атлетам тихо сесть – это шесть

2 часть.  Вот ребята мы и немного отдохнули и можем продолжить наше путешествие. Мы с вами многое повторили и теперь смело можем приступать к изучению новой темы.

Давайте отгадаем тему нашего урока (слайд)

Записываем тему урока в тетрадь.

Скажите, мне, какие цели вы ставите перед собой при изучении новой темы урока.

Ребята, прежде чем перейти к изучению новой темы, я хочу прочесть стихотворение А. Фета

- Ребята , сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов А. Фета:

Там, под оливами, близ шумного каскада,

 Где сочная трава унизана росой,

 Где радостно кричит веселая цикада

 И роза южная гордится красотой,

 Где храм оставленный подъял свой купол белый

 И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, -

 Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,

 Рука невежества забвением клеймит.

 Вотще... В полночь, как соловей восточный

 Свистал, а я бродил незримый за стеной,

 Я видел: грации сбирались в час урочный

 В былой приют заросшею тропой.

 Но в плясках ветреных богини не блистали

 Молочной пеной форм при золотой луне;

 Нет, - ставши в тесный круг, красавицы шептали...

 "Эллада!" - слышалось мне часто в тишине.

- Обратите внимание, с каким восхищением русский поэт пишет о Древней Греции, особенно о ее храмах, мире богов. И это не случайно. Наша с вами задача разобраться сегодня на уроке, почему же поэт так восхищен греческой архитектурой. Что же в ней такого неповторимого, что даже спустя такое количество времени нас заставляет преклоняться перед ней

План урока.

Греческий храм

Афинский акрополь

Греческие скульптуры

Величайшим достижением греческой архитектуры были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании.

Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно, поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Важнейшим зллементом греческой архитектуры была колонна. В 5 веке существовали 2 вида колонн – дорические и ионические.

Верхней части дорической присуще простота, без украшений, а у ионической верхняя часть имеет завитки, напоминающие бараньи рога.

У дорической плиты нет основания, а у ионической оно обязательно есть.

Дорические колонны более массивны, а ионические стройны.

Афинский акрополь. Сообщение нам готовила Полина.

-Человек, находящийся в Афинах, прежде всего, видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для Афинян место. Здесь возвышались храмы их богов, прежде всего-Афины- покровительницы полиса. Во время нашествия персы разрушили исожгли все постройки на акрополе. Афиняне решили построить на их месте новые. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции. Все храмы возводились целиком из мрамора.

Парфенон. Сообщение нам подготовила Ксения

Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея-  Эрехтейон. Часть колонн в этом храме необычна, их сделали в виде фигур девушек. До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными, но но все равно они поражают своей красотой и величием. Стр. 182 учебника 

Греческие скульпторы

Сейчас трудно представить как выглядел акрополь и его сооружения в древности. Там было много скульптур. Греческие скульпторы умели передавать не только точные пропорции и формы человеческого тела. Они передавали движение. Лучшим примером служит знаменитая статуя Мирона Дискобол.  Сообщение подготовил Максим

Скульптор Пракситель создал статую богини Афродиты настолько искусно, что в нее влюблялись как в живую женщину.

 Греческий театр

Греки очень любили театральные представления. Театры находились практически в каждом городе и были огромны. Например, театр Диониса могли вместить до 17 тысяч зрителей. Театральные представления возникли из праздников в честь Бога Диониса, когда по улицам ходили одетые в козлинные шкуры ряженые и распевали песни-трагедии. Зти праздневства продолжались из года в год. И На склоне холма стаоли устанавливать скамьи. В тетральных представлениях участвовали актеры и хор. Актеры одевали маски., которые выражали разное настороение.  Хор либо изображал второстепенных персонажей либо толпу, а также озвучивали происходящее. Существовало два вида представлений – комедия и трагедия. Шли они несколько дней в году. В такие дни бедным афинянам выдавали деньги на вход. Было жюри, которое определяло победителей. Самыми знаменитыми авторами трагедий были Зсхил, Софокл, Еврипид.В Афинах творил знаменитый комедиограф Аристофан.

Такова греческая культура. Недаром древнегреческие философы подчеркивали истину «Меру во всем соблюдай!» Ничего лишнего- таков главный принцип искусства и жизни Древней Зллады.

 

Рефлексия. Ребята, вы молодцы. Вы хорошо поработали и показали свои знания, полученные на предыдущих уроках.

Как вы считаете, на какую оценку вы сегодня заслужили

Давайте нарисуем на смайлах  настроение, с каким Вы уйдете с урока.

Работа учащихся с листом самооценки.

Чему я научился на уроке………………………

Что осталось непонятным……………………..

Какую я выполнял роль на уроке

Моя оценка за урок……

Домашнее задание . параграф 34, готовиться к контрольной работе с параграфа 22 -34 , повторить .

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Итоговое повторение по истории Древней Греции"

Урок проводится в виде соревнования между двумя группами. Вовлечение учащихся в работу 100%. Разный уровень заданий дает возможность каждому проявить себя....

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

урок по Всеобщей истории "Архитекторы, скульпторы, поэты Греции" для 5 класса

Урок по учебнику истории Древнего мира, автор Михайловский. Урок комбинированного типа....