Урок путешествие "В театре Диониса"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кончакова Светлана Павловна

урок истории в 5 классе "В театре Диониса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В ТЕАТРЕ ДИОНИСА

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с зарождением театра в Древней Греции, формированию представлений о том, что театр для жителей Греции был самым массовым и любимым видом искусства; создать условия для раскрытия одной из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств, пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве

Тип и вид урока

Урок открытия нового знания / урок-путешествие

Планируемые
результаты
(предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Личностные
результаты

Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; принятие правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Основное содержание темы, понятия и термины

Происхождение театра и его устройство. Как происходили театральные представления. Великие поэты Греции: Софокл, Аристофан. Сатиры, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия

Образовательные ресурсы

Учебник. Материалы для работы в группах. Презентация.


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Мотивационный этап

Фронтальная. Словесный. Слово учителя  3 мин

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

- Здравствуйте, меня зовут Светлана Павловна.  На сегодняшнем уроке вы будете работать в группах, вы можете вставать, негромко обсуждать ответы, за верно выполненные задания получать жетоны, в конце урока мы подведем итоги. Важным условием нашего состязания, является то, что каждый раз отвечать должен разный человек из группы. У вас будет время для подготовки и обсуждения ответов. Желаю вам всем удачи!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.   5 мин

–(СЛАЙД №1) В Древней Греции одним из главных праздников были Дионисии, проходили они в марте или апреле и знаменовали собой окончания зимы. В эти дни устраивались представления посмотреть на которые собирались все жители города. Греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам-сатирам.  Сначала, представления проходили на улицах и площадях полиса, со временем были построены специальные здания для их проведения. Ответ, как назывались эти здания запишите на карточке №1 и поднимите, чтобы я увидела    –(СЛАЙД №2) ЖЕТОНЫ

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, сформулируйте тему, куда мы отправимся в ходе нашего путешествия. «В театре Диониса»

–(СЛАЙД №3)

Объясняют значение понятия «театр».

Формулируют тему урока.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

Беседа по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

– Ребята, а вы когда-нибудь были в театре?

– Как вы думаете, будет ли древнегреческий театр отличаться от современного? (СЛАЙД №4)

– Это мы и выясним в ходе нашего урока

Называют известные театры, рассказывают, какие театры посещали.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: высказывают предположения.

Беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная. Словесный, проблемный. Рассказ,
беседа  
 5 минут

-Для начала нам необходимо выяснить, как же был устроен древнегреческий театр?

На листах №2 перед вами тексты, поработав с которыми вы должны обозначить на иллюстрации соответствующими цифрами части древнегреческого театра. (Слайд №5)

Время на работу 5 минут ЖЕТОНЫ

Места для зрителей – в форме рупора для акустики.

Орхестра – круглая площадка в центре.

Скене – пристройка для декораций и хранения костюмов, масок.

Работают с текстовым и иллюстративным материалом

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: воспринимают рассказ учителя

Беседа по вопросам

Здание театра, актеры

и хор

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный.  5 мин

А теперь блицопрос. Каждая группа отвечает на заданный ей вопрос, опираясь на текст.

 -  Как распределялись места для зрителей?

– Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам?

- Что делал хор во время представления?

– Чем участники представлений отличались от актеров нашего времени?

- Какие названия частей древнегреческого театра схожи с  современными словами?

СКЕНЕ_ СЦЕНА

ОРХЕСТРА_ОРКЕСТР

ЖЕТОНЫ

Описывают древнегреческий театр. Называют части театра. Высказывают свое мнение при обсуждении вопросов

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Беседа по вопросам, рассказ по картине

ФИЗМИНУТКА

для глаз   3 мин  (СЛАЙД №6)

трагедии и комедии

Фронтальная. Словесный. Работа с текстом, беседа

10 мин

-Театральные представления устраивали лишь несколько раз в году. Поэты актеры и хоры состязались в таланте и мастерстве, представления шли целый день. Победителей и лучшую постановку называли сами зрители.

- Задача каждой группы выразительно прочитать отрывок  постановки на зеленых листах. Внимательно следите за текстами, так как я в любой момент могу попросить выступить представителей другой группы.

Чтение отрывков. Назовите название постановок и авторов.   (Слайд №7) Теперь покажите маску, какой вид представления трагедия или комедия у вас.  ЖЕТОНЫ

Очень интересно, что трагедию называли «песнь козлов»-главный герой, как правило погибал.

Комедию же называли «песнь веселых поселян»- веселые сценки были со счастливым концом.

Читают выразительно текст. Различают комедию и трагедию, раскрывают значения терминов

Познавательные: владеют умением смыслового восприятия учебного текста; осуществляют сравнение

Беседа по вопросам

V. Закрепление знаний
и способов действий

Групповая. Практический, словесный. Работа с таблицей, беседа

Предлагает сравнить древнегреческий и современный театры, заполнить таблицу Осуществляет проверку выполненной работы.

– Какое проблемное задание было в начале урока. Что нам необходимо было сравнить?

Давайте, устно заполним таблицу. (СЛАЙД № 8,9)

ЖЕТОНЫ

Подсчет жетонов. ИТОГ.

Заполняют таблицу.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: умеют работать в группе, задавать вопросы; понимают речь других

Таблица, беседа по вопросам

VI. Рефлексия

Индивидуальная

«Незаконченное предложение»

(СЛАЙД № 10)

КРОССВОРД ??? 

VIIи

Фонтальная. Словесный.

(СЛАЙД № 11)

Параграф 39.на отметку «удовлетворительно»- заполнить кроссворд, на «хорошо» и «отлично» дополнительно ответить на вопросы к параграфу

Большое спасибо, за работу на уроке.

Воспринимают
задание, уточняют его

Регулятивные: принимают учебную задачу

Задания
в рабочей тетради.
Индивидуальные задания для ин-

сценировки

Ресурсный материал к уроку

Приложение

Вопросы

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления?

В особом здании под открытым небом

В особом здании, чаще всего закрытом

Как часто происходят представления?

Несколько раз в год

Постоянно

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавали деньги для покупки билета)

Любой, купивший билет

Кто участвует в представлениях

Профессиональные актеры

Профессиональные актеры

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины

Мужчины и женщины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».

В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны  не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и  приведены ист...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»

План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...

урок" В театре Диониса "

Открытый урок с использованием ИКТв 5 классе ....

Конспект урока "В театре Диониса"

Разработка урока для обучающихся 5 класса по теме "В театре Диониса"...