Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
классный час по истории

Косован Светлана Вячеславовна

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игра по истории

 «Что? Где? Когда?»

Цель:

  • Активизировать познавательный интерес к изучению истории, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу.
  • Учить ребят выполнять задания повышенной сложности, развивать их кругозор, интеллектуальные способности, логику, мышление, внимание.

“Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь”. 
Э. Абу

Участники: две команды знатоков учителей и учеников, болельщики, ведущий, помощники ведущего.

Музыкальное оформление: музыкальная заставка к телепередаче “Что? Где? Когда?”, музыкальное сопровождение “Волчок”, “Черный ящик”, номер художественной самодеятельности для музыкальной паузы.

Оборудование: ящик чёрного цвета, икона; волчок; скрипичный ключ; конверты с вопросами, на которых написаны фамилии учителей, составившие эти вопросы; значок скрипичного ключа для музыкальной паузы; двойное табло с цифрами от ноля до шести; компьютер и экран для демонстрации презентации (на слайдах будут представлены вопросы и правильные ответы).

Начало игры

На экране заставка к игре “Что? Где? Когда?” (слайд 1). Звучит музыкальная заставка к игре (нажать на значок Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.).

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые знатоки! Мы приветствуем вас в клубе “Что? Где? Когда?”. “Что? Где? Когда?” — интеллектуальная викторина. Была создана 4 сентября 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым (слайд 2). Игра очень быстро стала популярной. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Учителей.

Сегодня у нас состоится грандиозное сражение между командой учащихся и командой учителей. Команда учителей приготовила свои вопросы, интересные и познавательные, а команде знатоков предстоит на них ответить. Итак, встречаем команду знатоков! Сегодня играют ...(объявляет знатоков и капитана команды по фамилии и имени, игроки рассаживаются по своим местам).

Ведущий: Ознакомимся с правилами игры (слайд 3).

После того как вы заслушаете вопрос – обсуждение три минуты, капитан, прослушав все версии, выбирает одну  либо сам даёт правильный ответ, либо, предоставляет это право, любому из участников команды. Если мои помощники услышат подсказку от болельщиков, то вопрос снимается, а счёт становится один – ноль в пользу команды учителей. Итак, начинаем игру. Первый раунд! (слайд 4).

Ведущий: Полная тишина в зале. Счёт ноль – ноль. С вами играет учитель математики ... (ФИО учителя). Слушаем внимательно первый вопрос.

Первый вопрос (слайд 6).При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Как назывались эти монеты? Время обсуждения 3 минуты.

Ответ учащихся.

Ведущий: Ваш ответ понятен. Внимание! Правильный ответ. (Щелчок мыши по слайду с вопросом).

Ответ: такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы – копейки.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в первом раунде одержана командой учителей/учащихся. 

Ведущий: Начинаем второй раунд!.

Ведущий: Полная тишина в зале. С вами играет учитель русского языка ... (ФИО учителя). Слушаем внимательно второй вопрос.

Второй вопрос (слайд 9). Что обозначают слова “защита”, “защититься”, “защитник”? Как они образовались? 

Ведущий: Ваш ответ принят. Внимание! Правильный ответ.

Ответ: во время боя славянский воин мог спрятаться от ударов врага за щитом. Отсюда и пошли эти слова.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа во втором раунде одержана командой учителей/учащихся.

Ведущий: Начинаем третий раунд! 

Ведущий: Прошу тишины в зале. С вами играет учитель технологии ... (ФИО учителя). Итак, третий вопрос.

Третий вопрос (слайд 12). Московский Кремль в настоящее время выглядит так, как показано на фотографии. А каким он был первоначально? Вспомните и назовите, из чего сначала был построен Кремль и как он менялся. 

Ведущий: Итак, ваш ответ? (Ответ учащихся). Мы услышали ответ игроков. Внимание на экран. Правильный ответ.

Ответ:

  • деревянный – при Юрии Долгоруком, (слайд 13)
  • дубовый – при Иване Калите, (слайд 14)
  • белокаменный – при Дмитрии Донском, (слайд 15)
  • красный – при Иване III. (слайд 16)

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в третьем раунде одержана командой учителей/учащихся.

Ведущий: Начинаем четвертый раунд! 

Ведущий: Тишина в зале. С вами играет учитель ОБЖ ... (ФИО учителя),  которого интересует – КТО ЭТО?

Четвертый вопрос (слайд 19). Кто это? Какие заслуги его перед Отечеством?

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. 
(Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Время истекло, ваш ответ. (Ответ учащихся).Внимание на экран. Правильный ответ. (Щелчок мыши по слайду с вопросом, появится правильный ответ).

Ответ: Петр I. Его заслуги перед Отечеством – строительство кораблей, создание флота и армии, распространение любимого корнеплода – картофеля, получение выхода в Балтийское море и многое другое.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в четвертом раунде одержана командой учителей/учащихся.

Ведущий: Начинаем пятый раунд! 

Ведущий: Тишина в зале. С вами играет учитель физкультуры ... 

(ФИО учителя).Внимание! Черный ящик!

Ведущий: Через три минуты вы должны сказать, что находится в “Черном ящике”.

Пятый вопрос. Над изготовлением этого предмета работало несколько человек.

Плотник заготавливал доски из липы, сосны, ели или лиственницы. Несколько лет их высушивал. Затем выравнивал поверхность досок. Делал по краям досок бороздки и вставлял одну доску в другую, потом скреплял их. Получалась целиковая доска.

Затем приступал другой мастер. Он наклеивал на доску кусок холста. Сверху накладывал раствор из рыбьего клея и толченого мела. После высыхания выравнивал поверхность медвежьим зубом. Поверхность становилась гладкой.

Наконец на доску наносился рисунок, который покрывали олифой и сушили несколько месяцев на свету. Этот предмет хранился веками и дошел до наших дней.

Что находится в “Черном ящике”? (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Ваш ответ понятен. Внимание на черный ящик. Правильный ответ.

Ответ: предмет, над изготовлением которого трудилось несколько мастеров, дошедший до наших дней – это икона.

(Ведущий открывает икону и показывает ее. На слайде щелчком мыши появляется изображение иконы. Возможно подобрать такую икону, о которой можно рассказать интересные факты).

Ведущий: Вы не справились/справились с этим раундом. Счет игры - ________ . Победа в пятом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Начинаем шестой раунд! 

Ведущий: Прошу тишины в зале. С вами играет учитель начальных классов ... (ФИО учителя), которая спрашивает...

Шестой вопрос (слайд 25). Во время битвы на защиту русской земли шла “дружина” и “ополчение”. Из кого формировались “дружина” и “ополчение”? Как сейчас называются эти группы? (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Итак, ваш ответ? (Ответ учащихся). Мы услышали ответ игроков. Внимание на экран. Правильный ответ.

Ответ: “дружина” - дружинники, воины князя; “ополчение” - временное войско.

Сейчас эти группы можно назвать “армия”, “партизаны”.

(Щелчок мыши по слайду с вопросом, появятся правильные ответы).

Ведущий: Вы снова не справились/справились с этим раундом. Счет игры - ________ . Победа в шестом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Начинаем седьмой раунд! 

Ведущий: Тишина в зале. Выпал сектор “Блиц-игра” (слайд 28). Вам нужно ответить подряд на три вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается одна минута. С вами играет учитель географии... (ФИО учителя). Она приготовила вам стихотворения.

Седьмой вопрос. Блиц-игра “Города в истории”.

В тот день у проруби молодки
Смеялись, ведрами звеня.
У ребятишек шло катанье
На разметенном окском льду.
Когда на поле под 
каким городом
Батый привел свою Орду.

Ответ: Рязань, 1237 г.

(Обсуждение учащимися вопроса, ответ - щелчок мыши слайда 28)

Нет тебе на свете равных, 
Стародавняя 
название города
Блеском дней, вовеки славных, 
Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий 
Посреди глухих лесов, 
Вознесли любовно внуки 
Выше прочих городов!

Здесь Иван Васильич 
Третий Иго рабства раздробил, 
Здесь, за длинный ряд столетий, 
Был источник наших сил.

Ответ: Москва, Брюсов.

(Обсуждение учащимися вопроса, ответ - щелчок мыши слайда 28)

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Ответ: Санкт-Петербург, 1703 г.

Ведущий: Мы услышали ответы игроков. Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в седьмом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Продолжаем игру. Начинаем восьмой раунд! 

 Ведущий: Тишина в зале. С вами играет учитель ин.яз... (ФИО учителя). Внимание на экран. Учитель ин.яз... (ФИО учителя) интересуется ...

Восьмой вопрос (слайд 31). В XIII – XIV веках русская дружина была вооружена мечом, копьем, топором, ножом. Какое новое оружие появилось в XV веке, XX веке?

(Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Итак, время истекло. Ваш ответ? (Ответ учащихся). Ответ принят. Внимание на экран. Правильный ответ.

Ответ: XV век – тюфяк, XX век – “катюша”, “атомная бомба”, “тачанка”.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в восьмом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Игра продолжается. Начинаем девятый раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Тишина в зале. Выпал сектор Z – зеро. Этот раунд играет только один игрок. Вам нужно выбрать, кто будет один защищать команду. (Игроки советуются и принимают решение.)Команда приняла нелегкое решение. В девятом раунде играет ... (ФИ учащегося, которого выбрала команда). Против ... (ФИ учащегося, которого выбрала команда) играет учитель ИЗО... (ФИО учителя). Внимание на экран (слайд 34). Портретная галерея. Учитель истории  (ФИО учителя) интересуется – КТО ЭТО?

Девятый вопрос (слайд 34). Кто это? Нужно назвать историческую личность, чей портрет будет изображен на экране.

Ответ: Александр Невский, Гагарин, Суворов, Жуков и Сталин.

Ведущий: ... (ФИ учащегося) справился/не справился с раундом и принес/не принес команде очка. Счет игры - ________ . Победа в девятом раунде одержана командой учителей/учащихся.

Ведущий: Предоставим возможность отдохнуть знатокам. Дополнительный вопрос к болельщикам. Кто из исторических личностей были современниками?

Ответ: Жуков и Сталин.

Ведущий: Продолжаем игру. Напоминаю, что счет игры - _________.Начинаем десятый раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Внимание! Тишина в зале. Итак, десятый вопрос. Против вас играет директор школы ... (ФИО учителя). Внимание на экран!

Десятый вопрос (слайд 37).Перед вами изображены исторические события разных веков. Через три минуты назовите их.

Ведущий: Уважаемые знатоки! Время истекло. Ваш ответ? (Ответ учащихся).Ответ понятен. Внимание на экран. Правильный ответ.

(Щелчок мыши по слайду – слайд 38, 39, 40, 41).

Ведущий: Вы снова не справились/справились с этим раундом. Счет игры - ________ . Победа в десятом раунде одержана командой учителей/учащихся.

Ведущий: Начинаем последний, решающий раунд! Одиннадцатый раунд!

Ведущий: Полная тишина в зале! Против вас играет уч. начальной школы ... (ФИО учителя). Внимание вопрос!

Одиннадцатый вопрос (слайд 44). Иногда славяне устраивали пиры. Назывались они братчины. Пили славяне из деревянных ковшей. На пиру же по кругу пускалась большая чаша. Каждый присутствующий отпивал из нее и передавал соседу. Славяне считали, что после этого все становились... Как называлась эта чаша? Кем становились после этого славяне? (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Итак, время истекло. Ваш ответ? (Ответ учащихся). Ответ принят. Внимание на экран. Правильный ответ.

(Щелчок мыши по слайду с вопросом, появится изображение и правильный ответ).

Ответ: чаша называлась братиной. Все, кто выпивали из этой чаши, становились братьями, братались. На братчинах была возможность помирить поссорившихся соседей, простить друг другу обиды, испив совместно из чаши-братины.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в сегодняшней игре одержана командой учителей/учащихся. Мы поздравляем победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...