Достижения в науке и технике в 50-60-е годы
план-конспект урока по истории (9 класс)

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Огромный  вклад в послевоенное развитие  промышленности внесли  советские  ученые  и инженеры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_dlya_attestatsii_urok_45.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

1313 13  


Цель:

Дать учащимся конкретные сведения о больших успехах отечественной науки и техники.

Задачи:

Образовательные: дать знания о том, что главным источником этих достижений был трудовой героизм советских людей.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, внимание, воображение, память; умения связно и развернуто излагать материал; закреплять умения поддерживать беседу в ходе изучения материала.

 Воспитательные: воспитывать чувство благодарности к людям науки.

Основные знания: И.В. Курчатов — создатель атомной бомбы; атомная электростанция, атомный ледокол, первый телевизор, ЭВМ.

Основные термины и понятия: лайнеры.

 Оборудование и материалы: таблица «Реформы Хрущева», иллюстрации, карта «Союз Советских Социалистических Республик».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного материала.

 - Какую тему изучали на предыдущем уроке?

 -  О чем шла речь на уроке?

Таблица (на экране)

Задание. Что  положительного и что отрицательного было в реформах Хрущева?

Реформы  Хрущева:

 1.  Освоение  целины.

 2.  Строительство жилья.

 3.  Ликвидация  министерств.

 4.  Установление  7-часового рабочего дня.

 5.  Денежная  реформа.

 6.  Увеличение  налогов.

7. Уменьшение приусадебных хозяйств.

 - Какие первые шаги предпринял Хрущев? (С чего начал свою деятельность  Хрущев?)

 -  Какое значение имели реформы Н.С. Хрущева?

  1. Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя.

Огромный  вклад в послевоенное развитие  промышленности внесли  советские  ученые  и инженеры.

Сообщение темы урока: «Достижения в науке и технике в 50–60-е годы»

  1. Изучение нового материала.
  1. Вводное слово учителя по содержанию учебника.

Огромный вклад в послевоенное развитие промышленности внесли советские ученые и инженеры. Вы помните, что даже во время войны советские ученые и инженеры продолжали свои исследования. В годы войны были сделаны выдающие открытия в науке, создана новая военная техника. Теперь все исследования советских ученых направлялись не только на развитие военной промышленности. Научные исследования велись и в мирных целях.

Еще в годы войны в Советском Союзе начала работать научная лаборатория по исследованию атомной энергии. Возглавил ее Игорь Васильевич Курчатов. (фото) Тогда перед этой лабораторией стояла задача создать новое мощное оружие, основанное на атомной энергии.

  1. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Игорь Васильевич Курчатов». С. 240.

 Вопросы для беседы:

 - Где и в какой семье родился И.В. Курчатов?

 - Какое образование получил Курчатов?

 - В какой области науки он работал?

 - Какие научные открытия сделал И.В. Курчатов?

  1. Опережающее задание. Сообщение ученика о создании атомной бомбы.

29 августа 1949 года было проведено первое испытание советской атомной бомбы. Ядерное оружие стало для нашей страны настоящим щитом.

Советское руководство интересовалось, какими будут последствия ядерного взрыв. Поэтому в зоне испытания были построены отрезки тоннелей метро, взлетно-посадочные полосы. Разместили на полигоне и отдельные образцы танков, самоходных артиллерийских установок, ракетных установок, самолетов.

Фотоматериалы. Учитель дополняет сообщение.

 - Где впервые в мире была использована атомная бомба?

 - О каких последствиях взрыва ядерной бомбы вы знаете?

  1. Сообщение ученика о первой атомной электростанции. Фотоматериалы. Учитель показывает на карте г. Обнинск.

В Обнинске — маленьком городке Калужской области советские ученые создали первую в мире атомную электростанцию. Именно академик Курчатов поручил в 1946 г. начать разработку ядерного реактора для выработки электрической энергии. Команда, работавшая в Обнинске, доказала всему миру, что создание атомных электростанций возможно. Это случилось 26 июня 1954, первая в мире АЭС начала вырабатывать энергию.

 - Зачем нужна была атомная электростанция?

  1. Сообщение ученика о первом атомном ледоколе.

«Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.

В декабря 1959 года [ледокол был передан для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации. Ледокол «Ленин» обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.  

Учитель дополняет, конкретизирует. Демонстрирует иллюстрацию ледокола «Ленин».

  1. Рассказ учителя об атомных подлодках. Фотоматериалы.

Началось создание атомного подводного флота. Строительство их началось в городе Северодвинске, это недалеко от Архангельска. Были построены первые подводные лодки, которые стали охранять границы нашей страны под водой.

  1. Сообщение ученика о первых телевизорах. Фотоматериалы.

Первым по-настоящему советским электронным телевизором стал созданный в 1949 году легендарный КВН-49. У телевизора был настолько маленький экран (105х140 мм), что для комфортного просмотра телевизора перед экраном устанавливали линзу, которую наполняли дистиллированной водой. Телевизор был рассчитан на прием первых трех ТВ- каналов. Телевизор КВН-49 стоил более 900 рублей -  это несколько средних заработных плат.

  1. Рассказ учителя об ЭВМ.

В 50- е годы в нашей стране ученые и инженеры построили первую электронно-вычислительную машину ЭВМ. Это были первые компьютеры. В науке и промышленности началась новая эпоха. Теперь станками, машинами и приборами можно было управлять с помощью ЭВМ. Проектировались и строились целые заводы, которые управлялись ЭВМ.

Демонстрация иллюстрации ЭВМ.

  1. Демонстрация иллюстраций самолетов ТУ, ИЛ.

Значительные изменения произошли в авиации. Советские авиаконструкторы, кроме военных самолетов, начали создавать большие и удобные пассажирские самолеты. Их называли лайнерами. Это были самолеты Ил – 62, Ту – 104.

  • Словарная работа: лайнеры – большие пассажирские самолеты. Запись на доске и в тетради.
  1. Рассказ учителя о строительстве научных городков.

Советское правительство решило построить несколько научных городов. В этих городах открывали научные лаборатории, конструкторские бюро, исследовательские центры. В них размещали новейшую технику и оборудование. Здесь же рядом строили жилые дома для ученых и их семей, чтобы им было удобнее работать. Первый Академгородок был построен в Новосибирске. (работа с картой)

Демонстрация иллюстраций научных городков.

 - Как вы думаете, что еще строилось в этих городках для удобства инженеров, конструкторов, для их детей?

11.  Вывод по теме.

Научные открытия и исследования советских ученых имели такое огромное значение, что многие наши учены были награждены не только советскими, но и международными наградами.

  1. Первичное закрепление нового материала

 - С какой целью строили научные города?

  -  Где находился первый Академгородок?

 - Как вы думаете, почему снабжение и условия жизни в таких городах были лучше?

 - Перечислите, какие изобретения были сделаны советскими людьми в 50–60-е годы.

Для слабоуспевающих учеников работа с фотоматериалами.

 - Что изображено на этой фотографии?

  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание

Читать С. 236-239, сообщение о Юрие Гагарине

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: успехи и достижения отечественной науки и промышленности»

Классный час на основе исследовательской работы наших учениковЦель: познакомить учащихся с организацией всероссийской промышленно-художественной выставки, достижениями науки и промышленности России в ...

Достижения науки и техники

Представлены современные достижения науки и техники в области электричества и магнетизма, оптики....

Физики,внесшие вклад в развитие науки и техники в годы Великой Отечественной Войны

Презентация, посвященная работам ученых физиков в годы ВОВ .Будет полезна при работе  с детьми во внеурочное время. Расчитана для учащихся 7-9 классов....

Разработка урока на тему «Достижения в области науки и техники»

Тема: «Достижения в области науки и техники» Группа: Тип урока: комбинированный Формы: фронтальная (работа с учебным материалом); индивидуальная (выполнение упражнений, ответы на вопросы, тест на ...

Открытый урок в 9 классе на тему «Достижение в науке и космосе в 50-60 годы». 2019 г.

Открытый урок  в 9 классе на тему «Достижение в науке и космосе в 50-60 годы». 2019 г....

Работа учащегося, представленная на конкурс "Достижение современной науки и техники"

В работе описаны практические действия и полученные результаты....

Конспект урока по предмету "История отечества" по теме "Достижения науки и техники в 50-60-е годы", 9 класс.

Конспект урока по предмету "История Отечества" по теме "Достижения науки и техники в 50-60-е годы", 9 класс...