Итоговый урок по Истории России 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс)

Омбоева Дарья Александровна

Повторительно-обобщающий урок: "Петр I: реформатор или тиран"

Скачать:


Предварительный просмотр:

История 8 класс

Уровень обучения: предпрофильный.

Тема урока:«ПетрI: великий реформатор или тиран»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Цель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания по главе «Рождение Российской империи» для понимания роли Петра I в истории нашей страны.

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для осмысления и систематизации  информации по содержанию реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения;
  • продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом дополнительных  источников информации, давать оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:

  • Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
  • Владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.
  • Создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его.
  • Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в группах;
  • оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради, карте;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы в тексте, карте;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить классификацию, указывая на основание классификации.

 Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь аргументировано  отвечать;
  • искать информацию в нескольких источниках

Планируемые результаты: 

Предметные:

Учащиеся должны:

  • объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований;
  • характеризовать важнейшие преобразования Петра I;
  • использовать текст Табели о рангах для характеристики социальной политики власти;
  • давать оценку итогов социальной политики Петра I;
  • оценивать реформаторскую деятельность Петра I.

Личностные:

Учащиеся должны:

  • осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
  • осознавать свою идентичность как гражданина страны;
  • проявлять толерантность.

Метапредметные:

Учащиеся должны:

  • использовать различные источники исторической информации;
  • анализировать и обобщать факты;
  • обосновывать выводы;
  • осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с соучениками.

Техническое обеспечение урока: проектор, экран,  компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

В классе заранее определены 2 команды (4 группы), противоположные по своему отношению к личности Петра.

Содержание урока:

Учитель зачитывает строки о Петре I:

«Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля»

(А.С.Пушкин)

Вопрос: О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина (О Петре 1 и его реформах, преобразованиях)?

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной,
Он знал ее предназначенье.

(А. С. Пушкин)

Вопрос: Какая оценка кроется в этих строках?

Личность Петра является настолько яркой и выдающейся, что она как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, историков, писателей. Интерес к «делам» Петра не ослабевает, а наоборот, усиливается, особенно, в сложные и переходные периоды истории России. Споры о Петре велись раньше, ведутся сейчас и будут вестись всегда. Пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. Ведь суть этих споров одна – судьба России.

Многие историки и деятели культуры пытаются ответить на вопрос: нужны ли были России эти преобразования и какую цену пришлось за них заплатить? И не слишком ли высока эта цена? И кто же такой Петр I?

Видеоролик из системы «Библиопоиск» МАОУ СОШ № 26: Урок № 17: Повторительно-обобщающий урок: «Россия в эпоху преобразований Петра I».  

Учитель: Обращаясь к ученикам: давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?  Поставим себе цель на сегодняшний урок. Какую?

Тема урока: «Петр I – великий реформатор или тиран».

Цель работы команд: Выяснить: Так каким же был этот российский монарх? Петром Алексеевичем? Или Петром Великим? Реформаторам или тираном? В чем обвиняли его недруги, за что хвалили и чем восторгались сторонники?

Ваша задача попробовать решить для себя этот вопрос в течение урока.

Прежде чем мы приступим к изучению и анализу документов, предлагаю вам попробовать ответить на вопросы:

  • Что послужило толчком в проведении преобразований в России?
  • Какие части жизни общества затронут его преобразования?

Учитель: Начиная свои преобразования, Петр 1 ставил перед собой главную задачу: ликвидировать социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы. Для этого были проведены реформы, которые охватили все сферы жизни общества. Петр вложил в эти преобразования такую энергию, такую страсть, которые и не снились его предшественникам.

Перед вами лежат выдержки из документов, ваша задача по ходу знакомства с документами выделить доказательство того, что «Петр I является великим реформатором, либо тираном».

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ:

  • Быть позитивно настроенным, отказаться от агрессии.
  • Критикуя, предлагать.
  • Слышать и слушать друг друга (не перебивать)
  • Соблюдать регламент.
  • Критиковать идеи, а не личность.
  • Не навязывать свое мнение.
  • Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
  • Избегать поучений.
  • Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.
  • Иллюстрировать свои мысли примерами.

Работа в группах: Заполняют «Рабочие листы».

Рабочий лист № 1:

Петр был реформатором

+

Петр был тираном

 –

Государственно-административные реформы

Военная и налоговая реформа

Социальные преобразования

Реформы в области экономики.

Рабочий лист № 2:

Петр был реформатором

Петр был тираном

Дискуссия учащихся по следующим аспектам:

  • Государственно-административные реформы;
  • Военная и налоговая реформа;
  • Социальные преобразования;
  • Реформы в области экономики.

При знакомстве с материалом учебника и документами вы должны ответить на вопросы:

  • Определить причину проведения реформ и ее назначение;
  • Определить какое влияние оказывали реформы на общество: положительное и отрицательное.

Команды оформили свое отношение к личности Петра I  и его реформам в виде  системы доказательств.

1 группа: Государственно-административные реформы:

Ответы учащихся по вопросам:

  • Определить причину проведения реформ и ее суть и назначение;
  • Определить какое влияние оказывали реформы на общество: положительное и отрицательное.

Учитель: В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

Ответы учащихся: на поставленные вопросы.  

Учитель: Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной?

«+» Ответы учащихся (примерные): В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. На смену громоздкой системы приказов (более 100) пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. 24 января 1722 г., была введена «Табель о рангах», которая вводила новую классификацию служащего люда. Знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, таким образом, на место ставилась аристократическая иерархия породы, родословной книги.

Учитель: Ваша точка зрения мне понятна. Теперь мы выслушаем другую сторону.

«-» Ответы учащихся (примерные): Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, увеличилось количество чиновников и расходов на их содержание. В новых государственных учреждениях быстро утвердилась вера во всесилие циркуляров и инструкций, пышно расцвел культ бюрократического распоряжения. Именно Петр I считается отцом российской бюрократии.

2 группа: Военная и налоговая реформа:

Учитель: Какие изменения произошли в армии в период правление Петра Великого? Как изменилась система налогообложения?

  • Определить причину проведения реформ и ее суть и назначение;
  • Определить какое влияние оказывали реформы на общество: положительное и отрицательное.

Примерный ответ учащегося: Основным содержанием  военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, которые комплектовались  на основе рекрутской повинности, согласно которой крестьянские и посадские общины  обязаны были поставить рекрута для пожизненной службы в армии.

Раннее существовавшие войска упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Были сформированы солдатские пехотные  и драгунские конные полки. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск. Были созданы инженерные войска в составе артиллерии.

Введение нового основного налога - подушной подати.

Подушная подать (оклад, налог) - введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.

«+» Примерный ответ учащегося:

Объявлено указом 1699 года о начале рекрутского набора. В период с 1699 по 1725 годы было были сформированы армия (318 тыс. человек, вместе с казачьими частями)  и флот. Армия была с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением. Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов. Россия имела и военный флот, и торговый.

Нужна была победа в Северной войне со Швецией, а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Учитель: У  критиков преобразований есть возражения?

«-» Примерный ответ учащегося: Военная служба была пожизненной, и самые большие тяготы выпали на долю крестьянства и посадских людей. Наблюдалось бегство рекрутов. От рекрутского набора освобождались только гражданские чиновники, духовенство и некоторые категории крестьян.

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги. Всего появилось около 40 новых налогов: налог на ношение бороды, обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Бремя налогов пало на плечи народа. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).

3 группа: Социальные преобразования»:

Вопрос: Что же изменилось в жизни сословий?

Примерный ответ учащегося: При Петре 1 очень много изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. Но государство при Петре продолжало смотреть на свои сословия так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Всякий человек и всякая группа лиц жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушным орудием. 

 «+» Примерный ответ учащегося: При Петре I происходит складывание единого класса феодалов – дворянства. Этому процессу содействовал «Указ о единонаследии» 1714 г. Согласно указу дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Дворянское и боярское сословия окончательно сливались в одно сословие – дворян. Они были обязаны получить образование и служить в армии, на флоте, на государственной службе. За это за ними сохранялось право частной собственности на землю, крепостных крестьян.

Основы государственной службы были положены изданием «Табеля о рангах» в 1722 г., который определил прохождение военной и гражданской службы по 14 классам-рангам (чинам). Все чины делились на четыре категории: воинские, морские, штатские, придворные. Служба предоставляла возможность получить дворянское звание.

Учитель: Мы выслушали одну точку зрения.Какие аргументы у критиков по этому вопросу?

«-» Примерный ответ учащегося:Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Усиление гнета привело к многочисленным восстаниям и крайне жестокому их подавлению. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными.

1714 г. вышел «Указ о единонаследии». Теперь поместная форма землевладения ликвидировалась, оставалась лишь вотчинная, но вотчина отныне именовалась поместьем. Право наследования земли получал только старший сын. Все остальные оказывались безземельными, лишенными средств к существованию, и имели возможность выбора только одного жизненного пути - поступить на государственную службу. «Табель о рангах»: резко усиливалась самодержавная власть монарха. Дворянство оказалось зависимым от воли императора.

4 группа: «Реформы в области экономики»:

Учитель:В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства. Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны.Какие изменения произошли в экономике в период правление Петра Великого?

«+» Примерный ответ учащегося: При Петре был значительный рост крупной мануфактурной промышленности. К 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21). При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя). Были открыты месторождения медной руды. (Урал). Появились новые виды мануфактуры: текстильная, химическая, кораблестроения.

Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентоспособны на рынке, были введены высокие таможенные пошлины на европейские товары. Поощряя предпринимательскую деятельность, Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний.

Учитель: Хорошо, я вас услышала. Что на это ответят критики?

«-» Примерный ответ учащегося: Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных, купленных крестьян, а также труд государственного  крестьянства, которые приписывались к заводу как постоянный источник рабочей силы.

 Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные. Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).

 Указ Петра I 1721 года разрешал покупать к заводам деревни с крестьянами, но запрещалось продавать заводских крестьян отдельно от заводов. Петр I издал указ, по которому государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к ним в качестве рабочей силы и надолго покидали свои хозяйства. За уклонение от этой тяжелейшей повинности жестоко наказывали.

Учитель: Мы провели с вами большую работу, каждый высказал свою точку зрения, давайте обратимся к нашей работе на рабочих листах, которую вы выполняли в течение урока.

Петр был реформатором

Петр был тираном

1.Четкая структуру государственного управления

2. Рост крупной мануфактурной промышленности и появились новые виды мануфактур.

3. Строились новые заводы.

4. Россия начала продавать металл Европе.

5. Создание новой армии.

6. Строительство флота военного и торгового.

7. Строительство Санкт-Петербурга, который в 1712 г. стал столицей России.

8. Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве

9. Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке.открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу.

10. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты

11. При Петре I Россия стала могущественной европейской державой

1. Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений.

2. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов

3. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.

4. Огромное количество следствий и жестоких казней.

5. Запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга

6. Огромное количество человек  умерло при строительстве города.

7. Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси – на церковь. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии.

8. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих.

9. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев

Подведем итог: У нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу высказать свое мнение (выслушиваются ответы учащихся)

Лидер 1 команды (примерный ответ учащегося):Наша команда считает, что взбалмошность личности  Петра I влияла на его реформы.  Непродуманность реформ в социальной  сфере не способствовала европеизации России, а привела к коренному разрыву в культуре, между дворянами и простым народом.

Лидер 2 команды (примерный план ответа учащегося): Мы считаем императора Петра I великим реформатором, который ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы.

Учитель: Подводя итоги нашего урока, можно сделать следующий вывод. Есть известное выражение Сократа, что «Самый справедливый суд – это история: она рано или поздно все расставляет по своим местам». К Петру I, и как к человеку, и как к политику, не однозначно относились еще его современники. Одни его боготворили, другие видели в нем зло. Но то, что Петр I сделал для России за свою короткую жизнь, а он прожил 53 года, вызывает только уважение. Россия превратилась в великую европейскую державу, и Сенат в 1721 году за особо выдающиеся заслуги присвоил Петру титулы Императора, Великого и Отца Отечества. Кстати, в СССР, улицы во многих городах носили названия «Петра Великого».

Но в 21 веке он заставляет нас еще и размышлять: «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы Отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю». Кому можно адресовать эти слова?

И прав был А.М. Горький, когда писал: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать – необходимо!».

Рефлексия:

Учитель предлагает ответить на вопросы и поднять изображения, полученные в начале урока:

  1. На уроке мне все было понятно. Я получил хороший опыт и знания.
  2. Я усвоил материал, но осталось выяснить некоторые вопросы.
  3. Усвоил материал частично много не понял.

Оценочный лист:

Ф. И.

Участие в дискуссии

Анализ источников

Полный ответ на уроке

Работа с рабочим листом

Домашнее задание: Ваше отношение к Петровской эпохе? Напишите письмо в прошлое. Адресата – от царя Петра до простого человека – выбирайте сами.

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рождение Российской империи» Повторительно-обобщающий урок

Слайд 2

«Сей шкипер был тот шкипер славный, Кем наша двинулась земля, Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля?» (А. С. Пушкин) О ком и о чем идет речь в этих строках А . С . Пушкина ?

Слайд 3

Начало славных дел Петра Мрачили мятежи и казни. (А.С. Пушкин) Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной, Он знал ее предназначенье . (А. С. Пушкин) Какая оценка кроется в этих строках?

Слайд 4

Д авайте попробуем сформулировать тему нашего урока? Поставим себе цель на сегодняшний урок. Какую?

Слайд 5

Тема урока : «Петр I – великий реформатор или тиран».

Слайд 6

Выяснить : Так каким же был этот российский монарх? Петром Алексеевичем? Или Петром Великим? Реформаторам или тираном? В чем обвиняли его недруги, за что хвалили и чем восторгались сторонники?

Слайд 7

Что послужило толчком в проведении преобразований в России? Какие части жизни общества затронули его преобразования?

Слайд 8

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ: Быть позитивно настроенным; Критикуя, предлагать. Слышать и слушать друг друга (не перебивать) Соблюдать регламент. Критиковать идеи, а не личность. Не навязывать свое мнение. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Избегать поучений. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи. Иллюстрировать свои мысли примерами.

Слайд 9

Петр был реформатором + Петр был тираном – Государственно-административные реформы Военная и налоговая реформа Социальные преобразования Реформы в области экономики. « Рабочий лист № 1» Определить причину проведения реформ и ее назначение; Определить какое влияние оказывали реформы на общество: положительное и отрицательное.

Слайд 10

Петр был реформатором Петр был тираном « Рабочий лист № 2»

Слайд 11

Петр был реформатором 1.Четкая структура государственного управления 2. Рост крупной мануфактурной промышленности и появились новые виды мануфактур. 3. Строились новые заводы. 4. Россия начала продавать металл Европе. 5. Создание новой армии. 6. Строительство флота военного и торгового. 7. Строительство Санкт-Петербурга, который в . стал столицей России. 8. Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке . 9. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты 10. При Петре I Россия стала могущественной европейской державой

Слайд 12

Петр был тираном 1. Административные реформы привели к увеличению должностных преступлений. 2. Все преобразования в стране, ухудшали экономическое положение населения. 3. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. 4. Огромное количество следствий и жестоких казней. 5. Запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга 6. Огромное количество человек умерло при строительстве города. 7. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии. 8. Церковь была подчинена государству: п атриаршество было ликвидировано. 9. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев

Слайд 13

« Самый справедливый суд – это история: она рано или поздно все расставляет по своим местам». Сократ

Слайд 14

« Все прожекты зело исправны быть должны, дабы Отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю ». Петр I

Слайд 15

«Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать – необходимо!». А. М. Горький

Слайд 16

На уроке мне все было понятно. Я получил хороший опыт и знания. Я усвоил материал, но осталось выяснить некоторые вопросы. Усвоил материал частично много не понял.

Слайд 17

Ф. И. Участие в дискуссии Анализ источников Полный ответ на уроке Работа с рабочим листом Оценочный лист:

Слайд 18

Домашнее задание : Ваше отношение к Петровской эпохе? Напишите письмо в прошлое. Адресата – от царя Петра до простого человека – выбирайте сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый тест по истории России 7 класс

проверочные тесты по истории древнего мира, истории России 7 кл....

Итоговое тестирование по истории России в 7 классе

Итоговая работа по истории России, проводится в конце учебного года по окончании изучения курса...

Вопросы итогового повторения по истории России в 10 классе.

Вопросы составлены самими учащимися по теме "Русь изначальная". Для удобства даются примерные ответы....

Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."

Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...