Конспект урока Внешняя политика России в начале XX века.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Калитина Наталья Григорьевна

Тема урока. Внешняя политика России в начале XX века.

9 класс. История России.

Дистанционный урок.

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5f537320cb5413694d07ee22

 

 

Автор. Калитина Наталья Григорьевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Политехнический лицей имени Героя Советского Союза И. И. Стрельникова».

 УМК для 6—10 классов авторов И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др., что соответствует новому историко-культурному стандарту (ИКС).

Учебник. Ляшенко Л. М., Волобуев О. В., Симонова Е. В. История России XIX – начало XX века 9.кл.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5f537320cb5413694d07ee22 744.98 КБ

Предварительный просмотр:

j

Тема урока. Внешняя политика России в начале XX века.

9 класс. История России.

Дистанционный урок.

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5f537320cb5413694d07ee22 

Автор. Калитина Наталья Григорьевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Политехнический лицей имени Героя Советского Союза И. И. Стрельникова».

 УМК для 6—10 классов авторов И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др., что соответствует новому историко-культурному стандарту (ИКС).

Учебник. Ляшенко Л. М., Волобуев О. В., Симонова Е. В. История России XIX – начало XX века 9.кл.

Хабаровск, 2020.

9 класс. История России.

Тема урока. Внешняя политика России в начале XX века.

Заявленная тема урока соответствует рабочей программе и календарно-тематическому планированию. Глава IX. Россия в конце XIX — начале ХХ века. Урок 32-33. Государство и общество на рубеже веков. Тема урока 2. Внешняя политика н. XX века.

Тема урока для учащихся 9 класса по содержанию не новая. Тема международных отношений в конце XIX- начале XX веков была изучена в курсе Новой истории в первой четверти. Также ребята знакомы с Внешней политикой Александра III. В связи с этим, в уроке использовала большое количество самостоятельных заданий.

Но несмотря на то, что тема знакома обучающимся, она является одной из сложных тем Отечественной истории, включает в себя сложные геополитические вопросы, которые самостоятельно многие дети разобрать не могут.

История России имеет ряд острых, спорных проблем, которые интенсивно обсуждаются в научном сообществе, средствах массовой информации, публицистике и т. д. К числу таких проблем можно отнести оценку роли России в системе международных отношений в XIX — начале ХХ в.

 Но эта тема несмотря на сложность имеет огромное значение для пониманию целой эпохи в истории нашего государства – периода «великих потрясений». Революции 1917 года и падение монархии.  Кроме этого, урок формирует нравственные ценности подростков: любовь к Родине, к родному краю. Воспитывает ценность жизни своей и чужой.

Эту тему рекомендую повторить в 10 классе, в качестве вводного урока к Теме «Россия в период великих потрясений»

Цель. Охарактеризовать международную обстановку накануне Первой мировой войны. Определить место России в системе международных отношений в н. XX века.

Сформулирован главный вопрос урока. Какие противоречия между ведущими державами привели к Первой мировой войне?

Планируемые результаты.

Предметные.

Уметь: раскрывать особенности внешней политики Александра III и Николая II;

Анализировать специфику основных направлений внешней политики;

Осмысливать опыт российской истории как части мировой истории.

Метапредметные.

Уметь: анализировать различные источники информации (текстовые, картографические, видеоисточники);

Делать выводы и обобщения:

Систематизировать материал в виде таблицы:

Сравнивать политику Александра III и Николая II.

Личностные.

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока. Урок общеметодологической направленности, т. е. урок систематизации знаний, полученных ранее. Тема изучалась в курсе всеобщей истории.

Использовала технологию проблемного обучения. Постановка проблемных вопросов, направленных на самостоятельных поиск решений.

Форма организации урока индивидуальная, т. к.  данная организация учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий одинаковых для всех обучающихся. Что является необходимым условием при удаленном обучении. Для переключения внимания, повышения мотивации и поддержания интереса, а также формировании основных компетенций использовала различные источники информации (текстовые, картографические, фрагменты фильма Дмитрия Киселева «Великая русская революция»), элементы ролевой игры, предложив учащимся роль дипломатов.

Изучать историю без межпредметных связей невозможно, не исключением стал и этот урок. Для актуализации знаний и постановки проблемного вопроса были использованы стихотворения В. Набокова и А. Блока (литература Серебряного века).

Урок был завершен открытым вопросом.

Урок выполнен на платформе Coreapp,

Ход урока.

Вопрос урока. Какие противоречия между ведущими державами привели к Первой мировой войне?

Мотивационный блок.

В произведении С. Цвейга "Вчерашний мир» показаны представления европейцев о незримым XX веке. Их взгляды из к. XIX века. " Девятнадцатое столетие в своем либеральном идеализме было убеждено, что находится на прямом и верном пути к "лучшему из миров". В такие рецидивы варварства, как война между народами Европы, верили столь же мало, как в ведьм и привидения: наши отцы были убеждены в прочности связующей силы терпимости и дружелюбия. Они искренне полагали, что границы и разногласия между нациями постепенно сотрутся во всеобщем человеколюбии, а стало быть, всему человечеству суждены мир и безопасность - эти высшие блага".

Как воспринимали первое десятилетие XX века его современники?

Нас мало юных, окрыленных,

Не задохнувшихся в пыли.

Еще простых, еще влюбленных

В улыбку детскую земли. (.....)

Мы только мутный цвет миндальный.

Мы только первопутный снег.

Оттенок тонкий, отзвук дальний,

Но мы пришли в зловещий век.

В. В. Набоков.

Вопрос 1. Почему Набоков называет XX век "зловещим"?

20 век... Еще бездомней, 

Еще страшнее жизни мгла

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь.

И страсть, и ненависть к Отчизне,

И черная земная кровь.

Сулит нам, раздувая вены,

Всё разрушая рубежи

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

       А. Блок.

Для многих " новый XX век начался на самом деле не 1 января 1901 года, а 1 августа 1914 года. Я видел рождение этого века. Сперва в Италии, в Венеции, откуда сбежали туристы, пустые стояли отели. <...> Да, новый век начался с ощущения пустоты и опасности..."

                                                Цитата из фильма "Объяснение в любви"

Как Вы думаете, почему для многих новый век начался 1 августа 1914 года?

Фрагмент фильма Дмитрия Киселева «Великая русская революция».

Информационный блок.

Вопрос. Могла ли Россия избежать участие в Первой мировой войне?

Вспомните, что собой представлял мир на рубеже XIX-XX веков?

Приложение 1.

1 эшелон

……….

2 эшелон

……….

3 эшелон

………..

  1. Напишите название каждой группы стран.
  2. Впишите примеры стран в таблицу.
  3. 3. Объясните, какой признак лежит в распределении стран по эшелонам модернизации.

Приложение 2.

  1. Заполните таблицу.

Метрополии

Колонии, полуколонии.

  1. Анализ таблицы.

страны

Территория 1875

Территории 1900

Территориальные захваты за 25 лет

Англия

22,5 мл. кв. км

32,7 мл. кв. км

10,2 мл. кв. км

Франция

1,0

11,0

10

Нидерланды

2,0

2,0

-

Бельгия

2,3

2,3

-

Германия

-

2,6

2,6

США

1,5

1,9

0,4

А) Сделайте выводы по таблице.

Б) Какие державы были наиболее активны в колониальных захватах.

В) Зачем европейским странам нужны были колонии.

1894 год?

Скажите, какое событие произошло в этот год?

" От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, перед престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской"

С этих слов началось правление Николая Александровича (Николая II).

Задание. Вспомните, какое наследство досталось молодому императору! (экономика, внешняя политика Александра III).

Александр III в наставлении Николаю перед смертью говорил:" В политике внешней держись независимой позиции, Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся".

Обращаясь в записке к молодому императору С. Ю Витте настоятельно просил сохранять миролюбивый характер внешней политики:" Лучший и вернейший союзник России есть время, каждый год, прожитый спокойно Вашим народом, равносилен выигрышу хорошего и полезного сражения".

Вопрос. Какой внешнеполитический курс выберет Николай II?

Задание. Скажите, что может повлиять на выбор внешнеполитического курса?

Задание 1. Посмотрите отрывок из документального фильма Дмитрия Киселева "Великая русская революция". Зафиксируйте в тетрадях особенности развития России в 1913 году.

Вывод. Россия переживает модернизацию экономики и армии. Могла ли Россия избежать участия в борьбе за рынки сбыта? Кто был заинтересован в участии России в этой борьбе?

Задание 2. Вспомните из курса новой истории основные тенденции международных отношений конца XIX века и начала XX века. 

Вспомнить вам помогут следующие годы и п. 32-33 стр. 280-286. История России Л. М. Ляшенко, О. В. Волобуев.

1882, 1892, 1898, 1899-1902,1899,1904-1905, 1907, 1911-1912, 1912-1913, 1913.

Заполните таблицу "Отношения Российской империи со странами Европы и Азии в начале XX века. Представьте себя дипломатами Российской империи. Вы представляете Россию в одной из этих стран. Как ни Вам лучше знать проблемы или положительные моменты отношений России с каждой из этих стран.

Англия

Германия

Франция

Китай

Япония

Сделайте выводы о международных отношениях накануне Первой мировой войны.

Какие военно-политические блоки сложились на рубеже веков? О чем это свидетельствует?

Вывод. К концу XIX века завершился колониальный раздел мира ведущими державами. Судя по локальным конфликтам державы вступили в активную борьбу за его передел. 

 Об этом свидетельствует карты образов европейских стран.

На обеих картах образы стран очеловечены: они представлены в виде людей в национальных одеждах и характерных позах.  На первой карте вы можете узнать "старушку", Англию, держащую на поводке Ирландию, Испанию в королевской мантии, отдыхающую на спине крошки Португалии, Францию, намеревающуюся ударить палкой толстушку Пруссию, которая вальяжно разлеглась чуть ли не на пол-Европы, Италию в брюках трёхцветного  флага, Турцию, лежащую на широком диване, и, наконец, Россию в образе голодного мужика с торбой за плечами.

На второй карикатуре позы всех действующих лиц изменились. Россия показана как огромное лицо бородатого мужика в шапке и с со страшным оскалом и взглядом.  Испания и Португалия отвернулись друг от друга. Германия в военной каске пытается обнять все страны Центральной Европы, на Балканах Австрия поставила на колени ряд маленьких человечков и только Турция не изменила своего положения.

Сравните две карты. Что изменилось в международной ситуации  в Европе с 1870 года по 1914 год. Какую роль играла в этой ситуации Россия? 

Аналитический блок.

Открытый вопрос. Какие противоречия между ведущими державами привели мир к Первой мировой войне? Могла ли Россия избежать участие в войне? Аргументируйте свой ответ.

Рефлексивный блок

Закончите предложения.

Я узнал на уроке_____________________________________________

Меня удивило, что ____________________________________________

Мне кажется _________________________________________________

Домашнее задание. Борис Пастернак как-то заметил: «1913 год был последним, когда было легче любить, чем ненавидеть». Какой смысл в это высказывание вложил поэт?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация "Внешняя политика России в начале XIX века"

Урок-презентация  по теме: "Россия в начале XIX века"...

Внешняя политика России в начале ХХ века

Гражданско-патриотическому воспитанию школьников сегодня уделяется большое внимание со стороны школы при активной поддержке государства.В Чкаловском районе под эгидой Чкаловской территориальной избира...

Внешняя политика России в начале XX века

Внешняя политика России в начале XX векаТема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-19...

Внешняя политика России в начале XX века

Внешняя политика России в начале XX векаТема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-19...

Внешняя политика России в начале XX века

Внешняя политика России в начале XX векаТема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-19...

Внешняя политика России в начале XX века

Внешняя политика России в начале XX векаТема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-19...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...