Рабочая программа. История 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Программа по истории разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» г.о. Зарайска Московской области.

Программа реализуется по авторским программам: Агибалова Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая история», «История Средних веков», Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Издательство Просвещение 2017 г. для базового уровня. В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» в 6 классе на изучение предмета отведено 34 недели, 2 часа в неделю , 68 часов в год.

Содержание авторской программы Агибалова Е.В., Донской Г. М. Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С полностью нашло отражение в данной программе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МБОУ «Средняя школа № 1 им. В. Н. Леонова»

Беликова Е. Н. ___________

Приказ № 88-ОД от 28 августа 2020 года

Рабочая программа по истории

(базовый уровень)

6 «А» класс

Составитель Каминская Лилия Яковлевна,

учитель первой квалификационной категории

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа по истории разработана в соответствии с основной образовательной программой  основного общего образования  МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» г.о. Зарайска Московской области.

Программа реализуется по авторским программам: Агибалова Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая история», «История Средних веков», Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Издательство Просвещение 2017 г. для базового уровня.  В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» в 6 классе на изучение предмета  отведено 34 недели,   2 часа в неделю ,  68 часов в год.

Содержание авторской программы Агибалова Е.В., Донской Г. М. Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С полностью нашло отражение в данной программе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

•использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

•проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

•составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;

рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

•раскрывать характерные, существенные черты:

а)экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б)ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

•объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

•сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

•давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

•сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

•составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

• определять исторические процессы, события во времени, применять основных хронологические понятия и термины (эра, тысячелетие, век);

• устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии;

• составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;

• определять и использовать исторические понятия и термины;

• овладеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• искать в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализировать информацию, содержащуюся  в летописях(фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекс исторических источников, специфику учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

оценивать поступки, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

уметь различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

 сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;

систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результаты как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

уметь искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, применять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

уважать древнерусскую культуру и культуру других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

 работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения

Обучающиеся получат возможность научиться:

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

Обучающиеся получат возможность научиться:

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста.

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающиеся получат возможность научиться:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ);

 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей Родины; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

Обучающийся получит возможность для формирования:

 навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

 расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Содержание учебного предмета.

Всеобщая история

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

История России

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Тематическое планирование

Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)

№ раздела  

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Тема 1.  

 Становление средневековой Европы(VI-XI вв.)

5

Тема 2.  

 Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

2

Тема 3.  

 Арабы вVI-XI вв.

2

Тема 4.  

Феодалы и крестьяне.

2

Тема 5.  

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Тема 6.  

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2

Тема 7.  

Образование централизованных государств  в Западной Европе в XI—XV вв.

6

Тема 8.  

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

Тема 9.  

Культура Западной Европы в Средние века

2

Тема 10.  

Страны Азии, Америки и Африки  в Средние века

2

Итого

28

История России с древности до XV в. (40 часов)

№ раздела  

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Введение. Наша Родина — Россия

1

Тема 1.

Народы и государствана территории нашей страны в древности

5

Тема 2.

Русь в IX — первой половине XII в.

11

Тема 3.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

Тема 4.

Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

Тема 5.

Формирование единого Русского государства

8

Итого

40

Календарно-тематическое планирование

Всеобщая история.

№ п /п

Наименование раздела/темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Входное тестирование

02.04.09

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

02-04.09

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

07-11.09

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

07-11.09

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

14-18.09

6

Англия в раннее Средневековье

14-18.09

7

Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

21-25.09

8

Образование славянских государств.

21-25.09

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

28.09-02.10

10

Культура стран халифата.

28.09-02.10

11

В рыцарском замке.

05-09.10

12

Средневековая деревня и ее обитатели.

05-09.10

13

Средневековый город. Торговля в Средние века.

12-16.10

14

Горожане и их образ жизни.

12-16.10

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

19-23.10

16

Крестовые походы.

19-23.10

17

Как происходило объединение Франции.

26-30.10

18

Что англичане считают началом своих свобод.

26-30.10

19

Столетняя война.

09-13.11

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

09-13.11

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

16-20.11

22

Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов

16-20.11

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

23

Гуситское движение в Чехии

23-27.11

24

Завоевание турками - османами Балканского полуострова

23-27.11

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

25

Образование и философия, литература, искусство

30.11-04.12

26

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

30-11-24.12

27

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.

07-11.12

28

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века.

07-11.12

История России

№ п /п

Наименование раздела/темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

29

Введение. Наша Родина - Россия

14-18.12

30

Древние люди и их стоянки на территории современной России

14-18.12

31

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

21-25.12

32

Образование первых государств

21-25.12

33

Восточные славяне и их соседи

28-29.12

34

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Народы и государства на территории нашей страны в древности»

12-15.01

35

Первые известия о Руси

12-15.01

36

Становление Древнерусского государства

18-22.01

37

Становление  Древнерусского государства

18-22.01

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

25-29.01

39

Русское государство при Ярославе Мудром

25-29.01

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

01-05.02

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

Промежуточное тестирование

01-05.02

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

08-12.02

43

Повседневная жизнь населения

08-12.02

44

Место и роль Руси в Европе.

15-19.02

45

Повторительно-обобщающий

урок по теме: «Русь в IX — первой половине XII в.»

15-19.02

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

22-26.02

47

Владимиро-Суздальское княжество

22-26.02

48

Новгородская республика

01-05.03

48

 Южные и юго-западные русские княжества

01-05.03

49

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Русь в середине ХII — начале XIII в.»

09-12.03

50

Монгольская империя и изменение политической картины мира

09-12.03

51

Батыево нашествие на Русь

15-18.03

52

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

15-18.03

53

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

01-02.04

54

Литовское государство и Русь

01-02.04

55

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

05-09.04

56

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

05-09.04

57

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

12-16.04

58

Зарайский край в истории

и культуре Руси

12-16.04

59-60

 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

19-23.04

61

Русские земли на политической карте Европы и мира в на-

чале XV в.

19-23.04

62

Московское княжество в первой половине XV в.

26-30.04

63

Распад Золотой Орды и его последствия

03-07.05

64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

10-14.05

65

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

10-14.05

66

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Административная контрольная работа

17-21.05

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

17-21.05

68

 Повторитель-

но-обобщающий урок по теме:   «Формирование единого Русского государства»

24.05

СОГЛАСОВАНО                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Кафедра гуманитарных наук                                               Зам.директора по УВР_______Чернышова А.В.

Протокол № 1 от 26 августа 2020 г. 

Руководитель_____________О. М. Гусарова                       27 августа 2020 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МБОУ «Средняя школа № 1 им. В. Н. Леонова»

Беликова Е. Н. ___________

Приказ № 88-ОД от 28 августа 2020 года

Рабочая программа по истории

(базовый уровень)

6 «А» класс

Составитель Каминская Лилия Яковлевна,

учитель первой квалификационной категории

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа по истории разработана в соответствии с основной образовательной программой  основного общего образования  МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» г.о. Зарайска Московской области.

Программа реализуется по авторским программам: Агибалова Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая история», «История Средних веков», Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Издательство Просвещение 2017 г. для базового уровня.  В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» в 6 классе на изучение предмета  отведено 34 недели,   2 часа в неделю ,  68 часов в год.

Содержание авторской программы Агибалова Е.В., Донской Г. М. Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С полностью нашло отражение в данной программе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

•использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

•проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

•составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;

рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

•раскрывать характерные, существенные черты:

а)экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б)ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

•объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

•сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

•давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

•сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

•составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

• определять исторические процессы, события во времени, применять основных хронологические понятия и термины (эра, тысячелетие, век);

• устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии;

• составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;

• определять и использовать исторические понятия и термины;

• овладеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• искать в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализировать информацию, содержащуюся  в летописях(фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекс исторических источников, специфику учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

оценивать поступки, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

уметь различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

 сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;

систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результаты как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

уметь искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, применять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

уважать древнерусскую культуру и культуру других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

 работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения

Обучающиеся получат возможность научиться:

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

Обучающиеся получат возможность научиться:

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста.

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающиеся получат возможность научиться:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ);

 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей Родины; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

Обучающийся получит возможность для формирования:

 навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

 расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Содержание учебного предмета.

Всеобщая история

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

История России

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Тематическое планирование

Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)

№ раздела  

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Тема 1.  

 Становление средневековой Европы(VI-XI вв.)

5

Тема 2.  

 Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

2

Тема 3.  

 Арабы вVI-XI вв.

2

Тема 4.  

Феодалы и крестьяне.

2

Тема 5.  

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Тема 6.  

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2

Тема 7.  

Образование централизованных государств  в Западной Европе в XI—XV вв.

6

Тема 8.  

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

Тема 9.  

Культура Западной Европы в Средние века

2

Тема 10.  

Страны Азии, Америки и Африки  в Средние века

2

Итого

28

История России с древности до XV в. (40 часов)

№ раздела  

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Введение. Наша Родина — Россия

1

Тема 1.

Народы и государствана территории нашей страны в древности

5

Тема 2.

Русь в IX — первой половине XII в.

11

Тема 3.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

Тема 4.

Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

Тема 5.

Формирование единого Русского государства

8

Итого

40

Календарно-тематическое планирование

Всеобщая история.

№ п /п

Наименование раздела/темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Входное тестирование

02.04.09

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

02-04.09

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

07-11.09

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

07-11.09

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

14-18.09

6

Англия в раннее Средневековье

14-18.09

7

Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

21-25.09

8

Образование славянских государств.

21-25.09

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

28.09-02.10

10

Культура стран халифата.

28.09-02.10

11

В рыцарском замке.

05-09.10

12

Средневековая деревня и ее обитатели.

05-09.10

13

Средневековый город. Торговля в Средние века.

12-16.10

14

Горожане и их образ жизни.

12-16.10

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

19-23.10

16

Крестовые походы.

19-23.10

17

Как происходило объединение Франции.

26-30.10

18

Что англичане считают началом своих свобод.

26-30.10

19

Столетняя война.

09-13.11

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

09-13.11

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

16-20.11

22

Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов

16-20.11

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

23

Гуситское движение в Чехии

23-27.11

24

Завоевание турками - османами Балканского полуострова

23-27.11

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

25

Образование и философия, литература, искусство

30.11-04.12

26

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

30-11-24.12

27

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.

07-11.12

28

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века.

07-11.12

История России

№ п /п

Наименование раздела/темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

29

Введение. Наша Родина - Россия

14-18.12

30

Древние люди и их стоянки на территории современной России

14-18.12

31

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

21-25.12

32

Образование первых государств

21-25.12

33

Восточные славяне и их соседи

28-29.12

34

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Народы и государства на территории нашей страны в древности»

12-15.01

35

Первые известия о Руси

12-15.01

36

Становление Древнерусского государства

18-22.01

37

Становление  Древнерусского государства

18-22.01

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

25-29.01

39

Русское государство при Ярославе Мудром

25-29.01

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

01-05.02

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

Промежуточное тестирование

01-05.02

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

08-12.02

43

Повседневная жизнь населения

08-12.02

44

Место и роль Руси в Европе.

15-19.02

45

Повторительно-обобщающий

урок по теме: «Русь в IX — первой половине XII в.»

15-19.02

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

22-26.02

47

Владимиро-Суздальское княжество

22-26.02

48

Новгородская республика

01-05.03

48

 Южные и юго-западные русские княжества

01-05.03

49

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Русь в середине ХII — начале XIII в.»

09-12.03

50

Монгольская империя и изменение политической картины мира

09-12.03

51

Батыево нашествие на Русь

15-18.03

52

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

15-18.03

53

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

01-02.04

54

Литовское государство и Русь

01-02.04

55

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

05-09.04

56

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

05-09.04

57

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

12-16.04

58

Зарайский край в истории

и культуре Руси

12-16.04

59-60

 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

19-23.04

61

Русские земли на политической карте Европы и мира в на-

чале XV в.

19-23.04

62

Московское княжество в первой половине XV в.

26-30.04

63

Распад Золотой Орды и его последствия

03-07.05

64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

10-14.05

65

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

10-14.05

66

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Административная контрольная работа

17-21.05

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

17-21.05

68

 Повторитель-

но-обобщающий урок по теме:   «Формирование единого Русского государства»

24.05

СОГЛАСОВАНО                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Кафедра гуманитарных наук                                               Зам.директора по УВР_______Чернышова А.В.

Протокол № 1 от 26 августа 2020 г. 

Руководитель_____________О. М. Гусарова                       27 августа 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...