Урок-дискуссия "Политический портрет М.С Горбачева"
план-конспект урока по истории

Кадникова Светлана Юрьевна

Урок-дискуссия "Политический портрет М.С Горбачева" 10 , 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politicheskiy_portret_gorbacheva.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – дискуссия «Политический портрет М.С. Горбачева» (11 класс)

Кадникова Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания

 Цель урока:

 через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему  оценивания  политической деятельности М. С. Горбачева

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • Формирование собственного взгляда обучаемого  на данную историческую проблеучить проверять себя;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
  • Воспитывать потребность заниматься самостоятельной

интеллектуальной деятельностью, способствовать воспитанию гражданственности,

метапредметные:;

  • Овладение начальными навыками ораторского умения и искусством доказательной полемики.
  • определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения.
  • умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, находить сущность, соотносить имеющиеся знания с новыми, обобщать, делать выводы.

предметные:

  • Сформулировать знания учащихся об основных периодах перестройки.
  • Организовать осознание учащимися сущности основных законов эпохи, изменения на их основе в характере государства и статусе личности, противоречия законодательства и реальной жизни.

Проведению интегрированного урока-дискуссии предшествует подготовительная работа. На первом этапе класс делится на три условные группы: сторонников, противников и экспертов. Затем проводятся консультации с группами, учащиеся работают с предложенной дополнительной литературой, обсуждают вопросы с родителями как реальными очевидцами происходивших событий. Устраиваются просмотры имеющихся в кабинете истории наборов видеофильмов по данной теме.

 При подготовке к уроку учитель является консультантом. В ходе же самого урока главное – не мешать учащимся самостоятельно вести дискуссию, координировать их действия, если нужно – уточнять или корректировать излагаемый материал.

  В ходе урока последовательно обсуждаются следующие темы:

  • «Антиалкогольная кампания и борьба с нетрудовыми доходами: за и против».
  • «Изменения в экономике – курс на ускорение».
  • «Распад СССР или развал СССР».

  В ходе урока используется фрагмент видеозаписи с выступлением М.С. Горбачева на XIX партконференции. На доске записывается тема дискуссии и цитаты из книги М.С.Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира»:

  «Перестройка – это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества.

 

 Вниманию школьников предлагается схема «Эволюция перестройки»:

1-й этап: апрель 1985 г. – июнь 1989 г.:

От власти партократии к Советам;

Законодательно закреплен принцип народовластия.

2-й этап: июнь 1989 г. – 12 июня 1990 г.:

Консолидация;

Формирование партий;

Провозглашение суверенности в рамках Союза.

3-й этап: июнь 1990 г. – 21 августа 1991 г.:

Попытка военного переворота.

                                          Памятка участнику дискуссии:

Умей выслушать;

Главное – факты и логика;

Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

                                         

Вводное слово учителя.

Для чего люди идут в политику? Для одних это увлекательная, хотя и опасная игра в политическом театре, другие удовлетворяют свою страсть к власти, третьи думают о богатстве и привилегиях. Для многих политика – это служение державе, народу или идее. Для иных – просто служба. Иногда – это семейная традиция, иногда – призвание… Невольно возникает вопрос: для чего пришел в политику М.С.Горбачев? Работая над темой сегодняшнего урока, мы попытаемся проанализировать его деятельность, позицию, его реформы и преобразования.

 О М.С.Горбачеве до сих пор можно услышать абсолютно полярные мнения. Одни ставят ему в заслугу мужество, умение взять на себя ответственность, другие обвиняют в развале СССР и негативных последствиях реформ (кризисе в экономике и политике), которые мы переживаем до сих пор. Участвуя в дискуссии, Вы попробуете дать свою оценку деятельности М.С.Горбачева. Не следует претендовать на истину, но нужно стремиться приблизиться к ней.

Политический портрет – это прежде всего портрет личности, который следует начать с краткого биографического экскурса.

Сообщение сведений о биографии М.С Горбачева

                                       

 Задания рабочим группам.

Сторонникам: Горбачева: используя материалы СМИ и учебного пособия, подобрать факты, положительно характеризующие М.С.Горбачева как политика и реформатора.

Противникам: Горбачева: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности Горбачева.

Экспертам: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.

 

Обсуждение и выступление групп проходит по основным этапам деятельности Горбачева в процессе перестройки (схема на доске).

  • Антиалкогольная компания: за и против.
  • Выстуление противников
  • Выступление сторонников

 После выступления групп, слово  предоставляется экспертам.

  1. Антиалкогольная компания: за и против.
  • Нельзя оправдывать Горбачева тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачев вырос в русской среде и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для нее характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. Это был неудачный шаг.

 Нельзя считать, что именно указ спровоцировал общество на самогоноварение и т.п. Это было и раньше, просто обстоятельства вскрыли пороки общества.

В какой-то степени это действительно был просчет, но обвинение Горбачева в недальновидности безосновательно. Не может человек все предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.

  • Учитель.

 Изучая тему «Власть и политика», мы говорили о главном требовании к руководителям любого уровня – об ответственности, об умении предвидеть последствия своих решений и просчитывать ситуации. Поэтому за просчеты, конечно, должен ответить инициатор реформ.

  1.  Борьба с нетрудовыми доходами.

  • Эксперты. Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только еще консолидировались.Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачев зарабатывал политический авторитет.

  1.   Изменения в экономике – курс на ускорение.

  • Эксперты. Конечно, обвинять одного Горбачева нельзя, он решал не единолично, но, поскольку инициатива исходила от него, то, конечно, и ответственность лежит прежде всего на нем.Спад в экономике начался не при Горбачеве, а еще в период правления Брежнева. Если бы не начались преобразования, то положение было бы еще хуже. Его шаги оказались недостаточно продуманными, но они высветили проблему. Да и безынициативность и бездеятельность государственно-хозяйственных органов нужно было прекратить.

  1.   Распад СССР или развал СССР?

  • Учитель обращает внимание учащихся на то, что рассмотренные проблемы касались внутренних преобразований. А чаще всего в адрес Горбачева звучит обвинение в развале Советского Союза.
  • Эксперты. Горбачев в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и неконституционные действия. Он действительно предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведен референдум, и ¾ голосовавших высказались за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик уже невозможно было остановить. В апреле 1991 г. было подписано Соглашение Президента СССР и представителей девяти республик о заключении нового союзного договора. Этот шаг подтверждает стремление Горбачева сохранить СССР.

Далее учитель подводит учащихся к пониманию роли личности Горбачева в перестроечных процессах с учетом мнений сторонников, противников и экспертов, формулирует итоги дискуссии и предлагает фрагмент видеозаписи выступления М.С.Горбачева на XIX партконференции.

                              Мнения учащихся по итогам дискуссии.

                                      Обобщающее слово учителя.

  В ходе дискуссии мы с Вами рассмотрели некоторые направления реформ М.С.Горбачева. Историческое достижение его политики – это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались и нравственно тупели. Это не только более или менее четкое призвание общественного тупика, куда мы зашли к концу века. Это и свет в конце туннеля.

  Сегодня очень многое зависит от нас самих, какими бы словами мы ни клеймили наше государство. И в этом заслуга Горбачева и многих из тех людей, которые пришли с ним, даже если они им и были потом отброшены как отработанный материал.

Самое позитивное, что привнес Горбачев – гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым бесперспективным порядкам. В период перестройки мы стояли на развилке: налево – решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, включая, конечно, экономику, направо – возвращение к старым авторитарно-административным методам. Сегодня мы можем смело сказать, что второе невозможно. А продолжение пути зависит от Вас – поколения, которое извлечет уроки из ошибок перестроечных процессов, использует эти уроки для прогресса общества.

Источники:

  1. https://pish.ru/application/native/1945-1991/5851.
  2. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=35036
  3.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – дискуссия в 11 классе «Политический портрет М. С. Горбачева: нереализованные возможности»

Цель урока: через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему  оценивания  политической деятельности М. С. Горба...

Презентация к уроку истории "Политика М.С. Горбачева".

Презентация может быть использована как дополнительный материал при подготовке к ЕГЭ....

Обучение чтению на уроке французского языка учащихся 11 классов по УМК «Objectif» авторовЕ.Я.Григорьева Е.Ю.Горбачева Unite 7 texte a etudier : “Tresors du monde souterrains…” p. 192-193

УМК " Objectif" авторов Григорьева Е.Ю. Горбачева содержит большое количество текстовых материалов, которые учитель может использовать на уроке для обучения разным видам чтения и   подготовки уча...

Задание для Горбачева А. "Ориентирование. План местности"

Задания по теме: "Ориентирование. План местности" для Горбачева А., учащегося 5 класса (надомное обучение)...

План-конспект урока французского языка в 10 классе "Культура и досуг". Учебник «Objectif», авторы Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачева.

План-конспект урока французского языка в 10 классе "Культура и досуг". Учебник «Objectif», авторы Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачева....