Разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Тарасова Ирина Николаевна

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota_tarasovoy_in_shk_52.doc632 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Отечественная война 1812 года:

от вторжения Наполеона до Бородинского сражения»

- урок истории в 9 классе»

Автор: Тарасова Ирина Николаевна

Для характеристики учебного процесса была избрана тема «Отечественная война 1812 года в России». Она изучается, как правило, в VIII классе на первом концентре. Тема эта, хотя и не объемная, но имеет широкие возможности для ее продолжения в факультативных занятиях социального направления. Факультативные занятия данного направления характеризуются тем, что они связаны с небольшим числом вопросов основного курса, имеющих важной значение или в теоретическом, или практическом направлении. В зависимости от выбора тематики спецкурсы могут быть теоретическими или прикладными, т. е. иметь своей основной задачей знакомство с важнейшими путями и методами добывания и использования знаний на практике. Наконец, данная тема весьма выразительна с точки зрения формирования мировоззрения, исторического подхода к конкретным явлениям, и, следовательно, развития мышления. Перед началом разработки методики изучения темы были выделены основные идеи и определены связи между ними. Это позволяет определить, какие мысли учитель изложил сам, а знание, каких идей учащиеся будут добывать в процессе ее творческого поиска, важнейшие ситуации, в которых те или иные идеи находят свое применение, подлежат усвоению учениками.

А. Проблемно-содержательная аспектная типология заданий:

  1. Установление причинно-следственных связей исторических событий и явлений.
  2. Установление общего и частного в общественном развитии (основных закономерностей).
  3. Определение между фактами, событиями, явлениями, эпохами преемственности.
  4. Выявление тенденций развития общественного явления.
  5. Определение степени прогрессивности исторического явления.
  6. Выяснение структуры социального организма и выявление взаимоотношений между группами.
  7. Соотнесение явления или факта и эпохи, частного факта и общей закономерности общественного развития.
  8. Периодизация развития явления или эпохи.
  9. Определение типичности единичного и массового явления.
  10. Выяснение специфики общественного явления и эпохи, установление различного социального смысла сходных явлений в разные эпохи.
  11. Установление новых фактов и явлений.
  12. Оценку характера и значения явлений, фактов.
  13. Извлечения уроков истории из фактов прошлого.

B.        Типология заданий по методам исторической науки

  1. Сравнительно-исторический метод.
  2. Установление причин по следствиям.
  3. Метод аналогий.
  4. Определение цели действующих людей и групп по их действиям и следствиям.
  5. Определение «зародыша» по зрелым формам.
  6. Метод обратных заключений (определение прошлого по сложившимся пережиткам.
  7. Реконструкция целого по частям.
  8. Статистический метод: а) выборочный; б) групповой.
  9. Обобщение формул, т. е. памятников обычного и письменного права, анкет, характеризующих массовость явлений.
  10. Выяснение уровня духовной (культуры) жизни по памятникам материальной культуры.
  11. Лингвистический метод.

C.        Черты творческой деятельности

  1. Осуществление самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, а) ближнего; б) дальнего.
  2. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности
    при решении новой проблемы.
  3. Видение новой проблемы в традиционной ситуации.
  4. Видение структуры объекта.
  5. Видение новой функции объекта.
  6. Учет альтернатив при решении проблемы.
  7. Создание принципиально нового подхода (способа, объяснения) при известности других.

Изучение темы «Отечественная война 1812 года» планируется на три урока:

1. Отечественная война 1812 года: от вторжения Наполеона до Бородинского
сражения.

  1. Отечественная война 1812 года: от Бородинского сражения до Березины.
  2. Отечественная война 1812 года глазами современников.

ТЕМА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА» (РАЗРАБОТКА УРОКОВ)

Введение к теме: Главная идея темы «Отечественная война 1812 года» состоит в том, что в результате сложившихся противоречий между Францией, стремившейся к мировому господству, и Россией, стремившейся также к упрочению своих позиций в Европе, разразилась война, ставшая для последней с 12.06.1812 г. Отечественной, из которой Россия вышла победительницей благодаря мужеству, героизму и патриотизму своего народа.

Выбор данной идеи в качестве главной обусловлен содержанием темы. Действительно, международной положение в Европе в начале XIX века отмечено противостоянием Англии и Франции, стремившейся к мировому господству и потенциально угрожающей России. Это противостояние вылилось в серию коалиционных войн, в которых Россия выступила неудачно. Постепенно французско-российские отношения выходят на первый план, обостряются противоречия. Апогея они достигают в 1807 г. и отражены в Тильзитском мирном договоре. Закрепивший противоречия, в том числе и созданные искусственно и вызвавший волну возмущения в российском обществе, этот договор не мог стать основой мира. Эта была лишь временная передышка, которую стороны использовали для подготовки к предстоящей войне. Наполеону удалось быстрее, чем России, создать плацдарм для наступления, и в середине июня (12 числа) 1812 года вторгнутся в ее пределы. Первые неудачи русской армии не смогли сломить ее боевой дух, ее волю к победе. Огромной трагедией стала для России потеря Москвы, которая была отдана неприятелю взамен сохранения армии. Только сплотившись для единого дела - изгнания французов из пределов своей страны - русский народ одержал победу, которая поразила умы современников и потомков. Не зря потом Ф. Сегюр напишет: «Это уже не война королей, это война священная, война народная, все виды войны сразу!» (Ф. Де Сегюр. Поход в Россию 1912 г. - Иностранная литература. 1942 г. № 1 - 3. с. 172). «Друзья, воздадим им должное! Их жертва была полной, безоговорочной, без запоздалого раскаяния. Впоследствии они не потребовали за нее вознаграждения, даже находясь во вражеской столице, которую они не тронули! Их доброе имя осталось незапятнанным. Они покрыли себя непреложной славой, и, когда более развитая цивилизация проникнет во все слои населения, у этого великого народа начнется великая эра, и тот скипетр славы, который по-видимому, достанется поочередно всем народам мира, перейдет к этому народу!» (Там же - с. 173). В русле этой идеи, несомненно, важной является вопрос о генезисе боевого духа русской армии и армии Наполеона. Эта идея важна потому что учебные пособия предлагают учащимся только начальный и конечный вариант, не давая ответа на логичный вопрос как шло движение от одной точки к другой. Постановка такой главной идеи позволяет подробно остановиться на проявлениях мужества, героизма, патриотизма русского народа, не ограничиваясь общими характеристиками. Это дает также возможность показать, как руками каждого россиянина ковалась победа, позволяет устранить «обезличенность» истории. Особое внимание к русскому солдату (в широком понимании этого слова) порождает необходимость такого же отношения и к солдату французскому. Обоснованность выбора главной идеи темы подтверждается тем, что все другие идеи, понятия, события легко укладываются в «русло» этой идеи и подчиняются ей. Разумеется, этим не ограничиваются цели темы, определяемые не только образовательной содержательностью, но и возможностями для формирования умений, навыков умственного развития и воспитания учащихся. Указанная главная идея позволяет использовать содержание темы для решения всех задач. Целесообразность избранной главной идеи косвенно подтверждается еще и тем, что благодаря ей тема «Отечественная война 1812 года» легко связывается с предыдущей темой «Россия в первые годы царствования Александра I» с вопросом о международной обстановке и внешней политике .Александра I, она же связывает изучаемую тему с последующей, в которой показывается роль влияния общественного подъема, возникшего на волне Отечественной войны, на формирование взглядов декабристов и на русскую культуру I половины ХIХ века. Основой изучения дайной темы являются учебные пособия, и также широкое привлечение специально разработанного документально-методического комплекса (ДМК).

Тема Отечественная война 1812 года:

от вторжения Наполеона до Бородинского сражения.

Тип: изучение нового материала.

Форма: лабораторное занятие.

План рассмотрения вопросов:

  1. Причины войны.
  2. Дипломатическая и военная подготовка. Силы сторон.
  3. Военные планы Франции и России.
  4. Периодизация.

Новые понятия: Так как изучение истории проходит по второму концентру, новых понятий мало. В связи со спецификой изучения, т. е. с применением ДМК, разработанного на основе мемуаров и дневников, следует подробно остановиться на понятиях «источниковедение», «мемуары», «дневники». Эти понятия, хотя и не будут совершенно незнакомыми учащимся, но их подлинное научное толкование - новым. Новое также понятие «дипломатическая война», «историографический миф».

Проблемы:

  1. Каковы причины Отечественной войны 1812 года: лежащие на поверхности, глубинные?
  2. Каким образом велась дипломатическая война?
  3. Каким образом политико-правовое устройство государств сказывалось на боеспособности их армий? (Россия, Франция)
  4. Каким образом в планах Наполеона отражалась его основная тактика?
  5. Какой критерий должен быть в основе периодизации Отечественной войны 1812 года?
  6. Проблема внезапности вторжения Наполеона в Россию: историографический миф?
  7. Отношения к войне и военным действиям во враждебных лагерях.

Идеи: Неблагоприятные условия Тильзитского мирного договора 25.06.1807 г., заключенного между Россией и Францией, подорвали экономическое благосостояние России, ущемили честь и достоинство дома Романовых, подорвали личный авторитет императора Александра I и создали и закрепили искусственные противоречия, разрешить которые могла только война. Вторжение Наполеона в Россию стало причиной того, что с 12.056.1812 г. она была вынуждена отказаться от планов установления гегемонии в Европе и реставрации Бурбонов во Франции и бросить все свои силы на отставание своего суверенитета. Эту войну вели две стороны: армия Напоена и Россия. Армия Наполеона была сформирована на основе передового на тот период времени буржуазного принципа - на основе мобилизации и воинской повинности. Это была первоклассная армия, свободная от «феодальной кастовости». Все генералы армии - выходцы из простолюдинов и буржуа, личными заслугами добились столь высокого воинского звания. Армия Наполеона - это армия дисциплины, четкой организации, подчинявшаяся лично ему. Основу тактики составляла концентрация всех сил в нужном месте. Достигалось это марш-бросками, сложными маневрами. Наполеон - сторонник наступления, большого сражения, быстрой победы. Его главным тактическим приемом был обход с флангов. Армия Наполеона - это армия победы». Состоявшая почти на 1/2 не из французов- «армия двунадесятых языков» - она верила Наполеону-победителю, но оставляла Наполеона-побежденного. Это было наиболее уязвимое ее место. С другой стороны войну вела Россия, именно Россия, а не русская армия. Русская армия имела также свои сильные и слабые стороны. Среди сильных были: опыт и традиции прославленных русских полководцев Суворова А. В. и Румянцева П. А., а также сильнейший боевой дух, позволивший ей выйти из этой войны победительницей, несмотря на первые неудачи, важным также является помощь русской армии народа. Помощь эта была оказана под воздействием чувств патриотизма (любви, прежде всего, к своей малой родине, а затем и к России в целом), а также в силу официальной идеологии, пропагандирующей любовь к Родине, долг гражданина России, необходимость отпора врагу и отстаивания суверенитета, и народной идеологии, рассчитанной на господство в среде малограмотного крестьянства мистицизма, пропагандирующей святой долг христианина. Отсюда поиски в имени Наполеона числа зверя (666), объявление его антихристом, отсюда же и «армия двунадесятых языков» и т. п. В рамках данного урока находит свое выражение идея о дискуссионности вопроса о внезапности нападения Наполеона на Россию, а также механизм рождения этого историографического мифа. Идеи, на которой хотелось бы остановиться подробно, указана в схеме, как наиболее интересная и заслуживающая особого внимания на протяжении всего изучения темы, - генезис боевого духа армии Наполеона и русской армии. На данном уроке рассматривается состояние боевого духа на временном промежутке 12.06.1812 -05.08.1812 г.

Цель изучения данной темы - обеспечить учащимся усвоение того, что результатом противоречий, сложившихся между буржуазной Францией и самодержавной Россией по вопросу расширения своего влияния и увеличения национального престижа, обозначившиеся и закрепившиеся в Тильзитском мирном договоре 25.06.1807 г.. стала война 1812 года, в ходе которой России пришлось отстаивать свою территориальную целостность и независимость, что ей блестяще удалось благодаря мужеству и патриотизму русского народа.


Образовательные задачи урока:

  • раскрыть поверхностные и глубинные причины войны;
  • раскрыть противоречия Тильзитского мирного договора 28.06.1807 г.;
  • раскрыть влияние противоречий Тильзитского мирного договора на формирование общественного мнения в России:
  • показать обстановку в русском и французском лагерях накануне войны;
  • обозначить основные направления «дипломатической войны»;
  • показать соотношение сил противоборствующих сторон, раскрыть их сильные и слабые стороны:
  • обсудить планы ведения военных действий Франции и России (их проектов);
  • обсудить проблему начала войны;
  • раскрыть механизм формирования «историографического мифа» о внезапности нападения Наполеона на Россию:
  • обсудить проблему критериев периодизации войны 1812 года;
  • показать основные боевые действия на временном облике с 12.06 по
    5.08.1812г.

Развивающая цель: продолжить работу по формированию и развитию у учащихся исторического мышления на основе документальных источников по истории Отечественной войны 1812 года с применением частично-поискового и исследовательского методов.

Развивающие задачи:

  • выработать и закрепить у учащихся умение работать с особым видом печатных текстов (мемуарами и дневниками);
  • продолжить работу по совершенствованию у учащихся основных мыслительных действий;
  • продолжить работу по выработке умения самообразования;
  • продолжить работу на частично-поисковом уровне и перейти к исследовательскому;
  • продолжить работу по развитию речи.

Воспитательная цель - подвести учащихся  к пониманию и принятию того, что важнейшей ценностью на Земле является личность человека и его жизнь.

Воспитательные задачи:

  • показать учащимся неповторимость личности, ее многогранность и ценность;
  • приблизить учащихся в пониманию ценности человеческой жизни;
  • продолжить работу по развитию у учащихся эмпатии и толерантности;
  • воспитать у учащихся чувство уважения к «чужому другому»;
  • продолжить работу по формированию у учащихся культуры спора, беседы,
    диалога, дискуссии;
  • продолжить работу по формированию у учащихся чувства патриотизма;
  • продолжить работу по формированию у учащихся положительного отношения и стремления к самообразованию и самовоспитанию.

Принципы современной концепции преподавание истории, в соответствии с которыми был осуществлен отбор материала:

  1. Уважение ко всем без исключения народам и культурам. Через правильный подбор источников можно обеспечить относительно объективное освещение истории различных народов и культур. Причем это освещение будет тем достовернее, так как оно будет исходить «изнутри» проблемы, с точки зрения того же народа и культуры. Кроме того, вероятность умолчания фактов, приукрашивания и искажения
    действительности будет снижаться по мере расширения круга используемых источников.
  2. Осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества.
    Осознание цены прогресса
    . Важно осознать, какую цену платит человечество за те или иные преобразования, реформы, войны, осознание материальных и духовных потерь, которые на мой взгляд являются гораздо важнее первых.
  3. Рассмотрение человека как части социального организма.
  4. «Очеловечивание» истории. Учащимся необходимо показать, что человек в истории это не некий безликий субъект, статистическая единица, что он живет, мыслит, чувствует, что он точно так же как они мог радоваться и страдать, любить и ненавидеть и т. д. Наиболее удачно этот принцип осуществляется, когда ученик сам знакомится с человеком без посредничества третьего лица - автора учебника или учителя, т. к. в этом случае он может составит свое собственное мнение.
  1. Самоценность индивидуального и свобода воли. Учащимся необходимо предоставить возможность познакомиться с различными позициями, точками зрения, причем равноправных по своей сути, а также через предоставление учащимся возможности принимать и отстаивать одну из них,
  2. Принцип соразмерности и сопричастности. Подбор источников осуществляется таким образом, чтобы на их основе у учащихся сложился полный, четкий, яркий образ эпохи, с  присущими ей деталями. Большое внимание уделяется эмоциональной окраске, т. к. данный материал имеет огромный вспомогательный и развивающийся потенциал.
  3. Принцип единства. Достигается путем проведения параллелей — показ явления в разных географических точках, с различных точке зрения.
  4. Терпимость и методологическая требовательность.

События и факты:

  1. Подписание Тильзитского мирного договора 26.06.1807г.
  1. Поиск Россией союзников для борьбы с Наполеоном (04.1812 г. договор со
    Швецией, 05.1812 с Османской империей).
  2. Подготовка к войне (увеличение рекрутских наборов) - 4 с 1809 - 1812, увеличение военных расходов в бюджете (России) - 1810 - 150 млн. руб., 1812 - 155млн. руб.; во Французской армии с 1810 по 1812 3 мобилизации.
  3. 12.06.1812 г. вторжение армии Наполеона в пределы России.
  4. Отступление русской армии.
  5. 4-6.VIII. 1812 г. битва за Смоленск.

  1. Актуализация знаний.

На доске размещены две репродукции картин. Учитель просит учащихся кратко охарактеризовать то, что они видят на картинах.

К какой из этих картин можно отнести строки  

 Ф. Тютчева:

«… Победно шли его полки,

Знамена весело шумели,

На солнце искрились штыки,

Мосты под пушками гремели –

И с высоты, как некий Бог,

Казалось он парил над ними,

И двигал всем, и все стерег

Очами чудными своими».

К какой из этих картин можно отнести слова  неизвестного поэта:

«… Предчувствуя мою кончину,

Законным королям я уступаю трон,

Чтоб из милости производили сыну

Хотя сиротский пансион…

Остатки гвардии и войска распускаю,

И благодарность им мою

За службы, раны их и голод объявляю,

Но жалования  не даю.

Где взять его, когда я делался банкрутом.

Все знают, что война была без барыша.

Обманут я жестоко  Коленкуром плутом).

Вся собственность моя теперь: одна душа.

Сколько времени могло пройти между событиями, изображенными на первой и второй картинах?

Действительно на первой картине изображено лето, а на второй – зима. Значит прошло около полугода. На самом деле картины отражают начало и конец Отечественной войны 1812 года.

Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увенчан ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и поныне волнует их потомков, служит для одних предметом гордости, для других неразгаданной загадкой, а для третьих - грозным предостережением. Поэтому «гроза двенадцатого года» вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее количество исследований по сравнению с другими событиями в тысячелетней истории дореволюционной России. Однако и сегодня существует немало загадок, которые ждут решения от исследователей, вашему вниманию предлагаются отрывки из мемуаров и дневников участников и современников событий Отечественной войны 1812 года.

 2. Постановка проблемы.

I. Краткая характеристика учащимися условия Тильзитского мирного договора 25.06.1807 г. (Известны учащимся из предыдущей темы).

  1. Признание Россией завоеваний Наполеона в Европе, признание за Наполеоном императорского титула и вступление с Францией в мирный и союзный договор.
  2. Обязательства России присоединиться к континентальной блокаде Англии.
  3. Наполеон соглашался на независимость Пруссии, а Россия признавала его
    территориальные захваты некоторых прусских земель.
  4. Из польских земель, принадлежавших Пруссии (по польскому разделу) создавалось герцогство Варшавское. Его самостоятельность нарушена Наполеоном в 1811 году.
  5. У Пруссии отторгнут Белостокский округ в пользу России, а герцогство Варшавское - граничит с Россией.
  6. На Польский престол был посажен саксонский курфюст - ставленник Наполеона.
  7. Россия принимала обязательства в примирении Англии и Франции, а Франция России и Османской империи.
  8. Россия выводила войска из Малахии и Валахии и соглашалась на захват Haполеоном Ионических островов.

П. Противоречия Тильзитского мирного договора 25.06.1807 г. были настолько остры, что решить их можно было только войной.

Вопрос учащимся: Какие противоречия Тильзитского мирного договора 15.06.1807 г. толкали Россию и Францию к войне друг с другом? (Вопрос на связь идей А-Б; А1,В2).

Учитель добивается нахождения учащимися противоречий, которые:

а)        Свидетельствовали о подрыве экономического благосостояния России: Англия - главный торговый партнер России. Континентальная блокада - падение товарооборота в 1,5 раза, контрабандная торговля упадок портовых городов и т. д.

б)        Свидетельствовали об ущемлении чести и достоинства дома Романовых (Монархия в России - легитимная, Наполеон, в понимании европейских монархов, «выскочка», однако по Тильзитскому мирному договору 25.06.1807 г. Александр I должен был признать его равным себе и отныне называть Наполеона «братом». Наполеон, также завоевав и отторгнув часть прусских земель, нанес этим оскорбление Александру I, т. к. тот был связан семейными династическими связями с Прусскими монахами, и должен был вступать в фарватер их политики (не идти на соглашение с
Наполеоном).

в)        Неприятие Тильзитского мирного договора 25.06.1807 г. русским обществом
как унизительного для России и в связи с этим падение авторитета Александра I,
подписавшего его.

III. Знакомство учащихся с методом работы на данном уроке, источниками, используемыми для работы.

Вопрос учащимся: Задание классу: ознакомиться с документом №1, ответить на вопросы к нему (А12, A13, В7, В10, В11, С1)

IV.        Причины войны

Вопрос учащимся: На основе ранее изученных фактов, а также на основе документов №2 - 10 (ДМК) установить причины войны 1812 года. Вопросы №2 (А13, А6, A10, B2, В4, С1, С2)

Учитель добивается выяснения: поверхностных причин и глубинных причин войны.

V.        Дипломатическая война

Вопрос учащимся: На основе ранее изученного, а также документов № 2-9 (ДМК) установить, каким образом шло «бегство стран к войне», каким образом государства старались обеспечить себе успех в предстоящей войне (дипломатически).

Вопрос №1.

Учитель добивается освещение этого вопроса:

  1. накал политической атмосферы, рост русско-французских антипатиий;
  2. увеличение количества шпионов.
  3. поиски союзников.

Вопрос учащимся: На основе полученных фактов сформулируйте понятие «дипломатическая война». (A8, B7, C1, C4).

  1. Военная подготовка. Силы сторон

Учитель дает краткую характеристику:

  1. увеличение расходов бюджета на военные нужды;
  2. увеличение числа мобилизаций (рекрутских наборов);
  3. подготовка плацдармов для развертывания наступления;
  4. французской армии (идея - д)

)        численные показатели

5)        русской армии (идея - к).

1 А3, А6, А10, А13, В1,В4, С1 )

 VII. Планы сторон

Учитель совместно с учащимися дает характеристику:

  1. военного плана наступления на Россию Наполеона;
  2. военного плана ведения войны вне территории России (упреждающего удара на Прагу);
  3. военный план ведения оборонительной войны России.

(A1, Аз, А6, А12, A13, В1, B4, С4, С2)

VIII.        Периодизация. Учитель предлагает учащимся 2 периодизации «Отечественной войны 1812 г»:

1.        Периодизация Л. Г. Бескровного (действовала до конца 70-х годов XX века).

  1. период 12.06.1812- 16.08.1812 -отступление до Бородинского сражения;
  1. период 26.08.1812-25.12.1812 -от Бородинского сражения до изгнания Наполеона и России

2.        Периодизация И. И. Ростунова (с 70-х годов г. XX в.);

  1. период 12.06.1812 -4.09.1812 -временное отступление русской армии, генеральное сражение под Москвой;
  2. период 4.09.1812 - 12.10.1812 -Тарутинский марш-маневр Кутузова, Тарутинский лагерь. Накопление материальных сил в пользу России. Период перелома.
  3. период 12.10.1812 - 25.12.1812 - период контр наступления русской армии,
    наступление и изгнание неприятеля.

Вопрос учащимся: Установите на основе ранее изученного критерий, положенным в основу периодизации Л. Г. Бекровпого и И. И. Ростунова. (А1, А10, A 13, B2, В5, C1, C4)

IX.        Ход военных действий от Вильно до Смоленска.  Историческое значение Смоленской битвы,

а) Проблема внезапности нападения Наполеона на Россию. Учитель знакомит учащихся с точкой зрения советских историографов о том, что Наполеон напал внезапно на Россию. Учитель также дает хронологические рамки рождения и господства данной точки зрения. Дает понятие «историографический миф»

Вопрос учащимся:

  1. На основе документов №2 - 9 (ДМК) дайте ответ на вопрос  № З.
  1. Как выдумаете: каким образом   был сформулирован историографический миф: где его истоки, каковы причины появления. (А1 В2, С4)

  б) Ход военных действий от Вильно до Смоленска. Историческое значение Смоленской битвы.

Учащиеся изучают документы ДМК, отвечают на поставленные вопросы к документам.

Вопрос 1 (А1 Аз, А4, В2, В7, С4)

Вопрос 2 (А1 В2, С4)

Вопрос 3 (А1 А134, С4)

Вопрос 4 (А1В4, С4).

4.Подведение итогов.

                Вопрос учащимся

  1. Какие преимущества нам дала работа с историческими источниками?
  2. Оцените достоверность исторической информации, полученной на уроке?
  3. В чем вы видите связь вашей работы с документом и работы ученого-историка?

Домашнее задание

Изучить документы № 11-27 и составить на их основе план-схему боевых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Урок мужества "Отечественная война 1812 года»

Задачи:- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к ...

Разработка урока по теме "Война 1812 года"

Урок с использованием парной работы и ЭОР....

Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)...

Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

Презентация к уроку "Великая Отечественная война 1812 года" 10 класс

Презентация к уроку "Великая Отечтсетвенная война 1812 года" 10 класс...