ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ БУРЯТИИ 10 КЛАСС
рабочая программа по истории (10 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Рабочая  программа по курсу  «История Бурятии» для  10 класса разработана на основе нормативно-правовых  документов:

       Федерального закона  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

       Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;

       На основании приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 №413 ( с изм.от 29.06.2017 №613);

       Федерального  базисного  учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (с изменениями 2008 и 2011 годов);

       Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней» . Бардымова Э.А.,  БРИОП Улан-Удэ, 1998 год;

       Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Б.Б., Номогоева В.В. и др. История Бурятии. Бурятия с древнейших времен до начала 20 века. Часть 1. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;

       ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»

       Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  

       Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

        Цели и задачи:

         Изучение данного курса истории Бурятии направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Бурятии в отечественной истории;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления

- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

     Задачи программы:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.

2.Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.

4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

      Описание места учебного предмета.

Данный курс рассчитан на 34 часов  (из расчета 1 часа  в неделю).

      Учебно-методический комплект

1)Бардымова Э.А.Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней».Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год;

2) Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Б.Б., Номогоева В.В. и др. История Бурятии. Бурятия с древнейших времен до начала 20 века. Часть 1. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа по курсу  «История Бурятии» для  10 класса разработана на основе нормативно-правовых  документов:

       Федерального закона  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

       Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;

       На основании приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 №413 ( с изм.от 29.06.2017 №613);

       Федерального  базисного  учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (с изменениями 2008 и 2011 годов);

       Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней» . Бардымова Э.А.,  БРИОП Улан-Удэ, 1998 год;

       Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Б.Б., Номогоева В.В. и др. История Бурятии. Бурятия с древнейших времен до начала 20 века. Часть 1. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;

       ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»

       Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  

       Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

        Цели и задачи:

         Изучение данного курса истории Бурятии направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Бурятии в отечественной истории;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления

- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

     Задачи программы:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.

2.Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.

4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

      Описание места учебного предмета.

Данный курс рассчитан на 34 часов  (из расчета 1 часа  в неделю).

      Учебно-методический комплект

1)Бардымова Э.А.Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней».Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год;

2) Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Б.Б., Номогоева В.В. и др. История Бурятии. Бурятия с древнейших времен до начала 20 века. Часть 1. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

       Рабочая  программа по курсу  «История Бурятии» для  10 класса разработана на основе нормативно-правовых  документов:

       Федерального закона  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

       Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;

       На основании приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 №413 ( с изм.от 29.06.2017 №613);

       Федерального  базисного  учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (с изменениями 2008 и 2011 годов);

       Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней» . Бардымова Э.А.,  БРИОП Улан-Удэ, 1998 год;

       Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Б.Б., Номогоева В.В. и др. История Бурятии. Бурятия с древнейших времен до начала 20 века. Часть 1. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;

       ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»

       Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  

       Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

        Цели и задачи:

         Изучение данного курса истории Бурятии направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Бурятии в отечественной истории;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления

- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

     Задачи программы:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.

2.Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.

4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

      Описание места учебного предмета.

Данный курс рассчитан на 34 часов  (из расчета 1 часа  в неделю).

      Учебно-методический комплект

1)Бардымова Э.А.Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней».Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год;

2) Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Б.Б., Номогоева В.В. и др. История Бурятии. Бурятия с древнейших времен до начала 20 века. Часть 1. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета

      Методической основой преподавания истории на ступени среднего (полного) общего образования, согласно ФГОС, является системно- деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

     Личностными результатами освоения курса истории на базовом уровне являются:

 сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

      Метапредметные результаты освоения курса истории на базовом уровне представлены тремя группами универсальных учебных действий (далее – УУД).

     1. Регулятивные УУД:

 умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

 способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели;

 умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

    2. Познавательные УУД:

 умение искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

 умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

 умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

 способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

 умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

       3. Коммуникативные УУД:

 способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;

 способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

 умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

 умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

 способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

На предметном уровне в результате освоения курса истории на базовом уровне обучающиеся научатся:

 характеризовать особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

 определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;

 самостоятельно искать и критически анализировать историко-социальную информацию в Интернете, на телевидении, в других СМИ, систематизировать и представлять её в различных знаковых системах;

 определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);

 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

 находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;

 презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;

 раскрывать сущность дискуссионных, трудных вопросов истории России;

 определять и аргументированно высказывать своё мнение о различных версиях, оценках исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

 корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;

 соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории;

 обосновывать с опорой на факты, приведённые в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события мировой истории;

 критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;

 объяснять мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

 давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в Историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ;

обучающиеся получат возможность научиться:

 использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

 анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

 устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;

 определять и аргументировать своё отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

 целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

 характеризовать основные подходы (концепции) в изучении истории;

 работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;

 проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;

 представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме.

3.Содержание учебного предмета

Раздел 1. Бурятия в древности и в период средневековья (11ч.).

 Введение. Основы археологической периодизации. Особенности геополитического положения Бурятии.

Древний период. Присваивающие и производящие типы хозяйств. Палеолит, мезолит, неолит. Бронзовый век. Природа, орудия труда, жилища, хозяйство, искусство, верования.

Хунну. Сяньби. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Монголы, государство монголов. Письменные источники о бурятах. Расселение, хозяйство, родовая знать, духовная культура, религия бурят. Родовые и семейные традиции и обычаи.

Раздел 2. Бурятия в 17-18 веке(7 ч.).

 Присоединение Сибири к России. Освоение Прибайкалья и Забайкалья, переселение старообрядцев ( семейских) в Бурятию. Развитие с\х, промышленности, торговли. Изменения в жизни, хозяйстве бурят. Организация управления.Шаманизм. Традиционная культура бурят. Буддизм, дацаны.

Раздел 3. Бурятия в 19 веке.(6 ч.)

 Административные реформы, реформа М.Сперанского. Декабристы в Бурятии. Развитие хозяйства, рост городов, роль Кяхты в развитии Бурятии. Общественно-политическое, культурное развитие. Транссибирская ж\дорога. Деловые люди Бурятии. Реформы управления.

Раздел 4.Бурятия в начале 20 веке.( 7ч.)

Административная и земельная реформы. Социально-экономическое развитие края. Бурятия в период революции 1905 -1907 годов.Изменения в быте, материальной культуре. Становление системы образования ( бурятские, приходские, дацанские школы). Болдонов, Доржиев, Давыдов, Банзаров. Кяхтинский музей. Распространение периодической печати. Шаманизм. Традиционная культура бурят. Буддизм, дацаны.

Раздел5. Бурятия в период Первой мировой войны.(3ч.).

 Бурятия в период Первой мировой войны. Национальное движение бурятского народа. Ринчино Э-Д., Богданов М.Н., Жамцарано Ц. Февральская буржуазно- демократическая революция в Бурятии.

4. Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

 Бурятия в древности и в период средневековья (11ч.).

11

11

-

2

Бурятия в 17-18 веке(7 ч.).

7

7

-

3

Бурятия в 19 веке.(6 ч.)

6

3

3

4

Бурятия в начале 20 веке.( 7ч.)

7

4

3

5

Бурятия в период Первой мировой войны.(3ч

3

 2

1

Всего часов:

34

27

7

5.Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, урока

Количество часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата

По плану

Факт.

1-2

Бурятия в эпоху камня, бронзы, раннего железа

Бурятия в эпоху палеолита и мезолита.

Бурятия в эпоху неолита.

2

теоретическое

3-4

Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа

1

теоретическое

Составление плана

5

Бурятия в хуннское время

1

Теоретическое

6

Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в эпоху камня, бронзы, раннего железа»

1

Лекция

Конспект

Статьи.

7-8

Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии в эпоху раннего средневековья

1

Теоретическое

9

Бурятия (Баргуджин-Токум) в Монгольской империи

1

Теоретическое

10

Культура средневекового населения Бурятии

1

Теоретическое

11

Этногенез и культурогенез бурят

1

Теоретическое

12

Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в эпоху средневековья»

1

Лекция

Конспект

13

Присоединение Бурятии к России

1

Беседа

14

Управление краем. Общественный строй. Охрана границ.

1

Практикум

15-16

Хозяйственное освоение края

1

Лекция

17-18

.

Культура. Формирование религиозных конфессий.

1

Теоретическое

19

Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в 17-18 веке»

1

Практикум

эссе

20

Управление Бурятией. Реформа М.М.Сперанского.

1

реферат

21

Развитие сельского хозяйства.

1

Лекция

22

Развитие промышленности и торговли

1

Лекция

Практикум

23

Политическая ссылка. Общественное движение.

1

Практикум

24

Религия, образование, наука, культура, здравоохранение.

1

Лекция

25

Религия, образование, наука, культура, здравоохранение.

1

Беседа

26

Административная и земельные реформы конца 19- начала 20 века.

2

Беседа

27

Социально-экономическое развитие края

2

Беседа

Практикум

28

. Бурятия в период революции 1905-1907 года

1

семинар

29

Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале 20 века

1

Лекция

Беседа

30

Аграрное движение

1

Беседа

31

Развитие образования, культуры, здравоохранения в начале 20 века

1

Практикум

32

Закрепление изученного материала по главе Бурятия в начале 20 века»

1

Практикум

Тест

33

Бурятия в годы Первой мировой войны

1

Лекция

Беседа

34

Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции

1

Беседа

реферат

Перечень учебно-методического обеспечения

1. История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века: ч.1.- Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.

2. История Бурятии: с начала XX века до начала XXI века: ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.

3. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История: с древнейших времён до XVII века. Улан-Удэ: БГУ, 1999 г.

4 Бахаев В.Б., Шагдурова И.Н. История Бурятии, ч.I. Дореволюционный период: уч. пос. для 9-10 кл.- Улан-Удэ, 1995.

5.  История Бурятии. Конец XIX в.-1941 г. Часть I. Учебная книга для средних учебных заведений, Улан-Удэ, 1993.

6. Выдающиеся бурятские деятели  (XVII – нач. XX в.). Часть I. / Сост. Ш.Б.Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов, Д.Б.Улымжиев. Улан-Удэ, БГУ, 2001 г.

7. Болонев Ф.Ф. Пахари и ратники русских волостей Западного Забайкалья в XIX – начале XX века. – Новосибирск: Книжица, 2005.

8.  Аксёнова Е.Ю., Цыренова М.Г. Рабочая программа по истории Бурятии с древнейших времён до конца XVII века. Улан-Удэ, 2001.

9. Историко- культурный атлас Бурятии.

     Электронные издания: Бурятия: история, культура, современное общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса

Программа составлена к учебнику  Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит  актуальность, цели, задачи, специфику изучения   истори...

Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса

Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии.  Также прог...

Рабочая программа по истории Бурятии

Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при  2-х часовой нагрузки в неделю....

Рабочая программа по истории Бурятии 11 класс

Знание истории родного края - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения,  но  и всего общества. Данный курс направлен на развитие у подрастаю...

программа по истории Бурятии

программа по истории Бурятии...