Методические материалы
учебно-методический материал по истории (5, 9, 10, 11 класс)

Мосина Татьяна Павловна

Эти материалы позволяют применять игровые технологии на уроках бществознания и истории, используя элементы арт - педагогики. Для 5-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Игровые технологии в Арт-педагогике  на уроках истории»

          АРТ-ПЕДАГОГИКА - это один из лучших методов работы с детьми  на уроке. Термин арт-педагогика появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. Это метод способствуя достижению целей и решению задач современного образования, имеет свои специфические цели и задачи. Определяя их, следует отметить, что корень арт - говорит не только об использовании средств искусства (как творческого отражения действительности, воспроизведение ее в художественных образах) для решения педагогических задач.  Art переводится еще и как мастерство. Педагогика является не только наукой, но и искусством, то есть, мастерством. Но мастерством образовывать надо не насильственным вдалбливанием программного материала, а средствами искусства. Т.О.

         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫТЫ

           Повышение познавательной активности учащихся на уроках истории при изучении нового материала и выполнении домашнего задания.

С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики. Арт-педагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели –  помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.

Из этого следует, что для успешного обучения с последующей успешной реализацией в социуме важно помочь ученику понять и познать себя, чтобы самоопределиться относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного обучения важно держать цель на результат – самореализацию. 

ПРОБЛЕМЫ  АРТ-ПЕДАГОГИКИ

- облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу;

- даёт социально приемлемый выход агрессии и  негативным чувствам;

- помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения;

- содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации.

ЦЕЛЬ АРТ-ПЕДАГОГИКИ – гармонизация развития ребенка

ЗАДАЧИ    АРТ-ПЕДАГОГИКИ:

- обучать искусством самостоятельной исследовательской поисковой работе;

- Мотивировать к познанию и обучению;

- Воспитывать личностные качества;

- Способствовать  успешной социализации и самореализации.

Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  обучения отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, виртуальные экскурсии, игра – соревнование, игра – викторина, урок – творческая мастерская, урок – игра «Клуб знатоков», своя игра, урок - интервью с историческими героями, урок – создание исторического альманаха

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Главная особенность дидактических игр в том, что в них учебные задачи выступают перед ребенком замаскировано. Играя,  не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится.

Для игровых форм  урока характерно:

    -  моделирование определенных видов практической деятельности;

    -  моделирование условий, в которых протекает деятельность;

    -   наличие ролей, их распределение между участниками игры;

    -   различие ролевых целей между участниками игры;

    -   взаимодействие участников, выполняющие те или иные роли;

     -   наличие общей цели у всего игрового коллектива.

    -   групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников

        игры.

Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

         

1. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности:

  Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение - это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знания, умения, навыков.

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН):
  • проблемно-дискуссионные игры ;
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые. Также, важно учесть возрастные особенности учащихся. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача.

Организация игр - не всегда простое занятие:

  1. дисциплина: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.
  2. серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям знание, и они должны быть научны.
  3. Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.
  4. Игра - это яркий и эмоциональный праздник. И это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. В организации игры все должно быть продумано да мелочей.

Структура организации игры.

Выбор игры.

Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры.

1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

Введение в игру.

1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в: (Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра". Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

Ход игры.

1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":

2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

3) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

4) Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.                

На своих уроках я применяю данный метод. На одном из примеров хочу продемонстрировать это.

Практическая часть

2. Опыт применения игровых технологии в практической деятельности.

На уроках я провожу много различных игр, привожу примеры некоторых из них. Игра при устном изложении учебного материала и при работе с текстом:

Игра «Три предложения» внимательно прослушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Эту игру можно использовать при работе с текстом параграфа, записать три предложения в тетрадь. Правила игры: кому удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного.

Игра «Найди ошибки» может применяться на самостоятельной работе. Эта игра проводится при закреплении и повторении материала. Правила игры: дается текст с ошибками (дата, имя, событие) кто первый найдет и исправит тот побеждает.

Игра «Вассал – сеньор» проведена при изучении в 6 классе темы «Феодальная лестница». Используя нарисованную на доске схему феодальной лестницы, ученики должны назвать, кто является вассалом, кто сеньором. Я говорю: «Граф», ученики: «барон». Я называю: «Король», ученики: «Герцог, граф» и т.д. Игру можно изменить: учитель называет вассала, ученики – сеньора.

Игра «Три направления». При повторении «Передняя Азия в древности» ученики должны распределиться на страны: «Финикия», «Ассирия», «Вавилон». Медленно называется слово, которое относится к истории одной из этих стран. Задача каждого ряда встать сразу, как сказано слово, относящееся к стране. Примеры заданий: Хаммурапи, алфавит, железо, пурпурная краска, Вавилон, клинопись, колонии, таран, Ниневия, Библ, библиотека глиняных книг, законы, Ливанские горы.

Игра «Герой, дата, событие». Учитель называет имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь и личность. А другой ученик называет дату этого события или правление царя или дату реформы личности. Это игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал.

Следующая игра называется «Угадай мелодию». Правила просты, в этой игре ученики должны угадать песню и назвать её, желательно чтобы ученики рассказали про угаданную песню. Сама игра очень практичная, её можно использовать в тематических мероприятиях.

Игра «Жили ли они?». Эта игра проводится в 5 классе. Её можно проводить в нескольких вариантах

•        На доске или на листочках записаны имена исторических деятелей, мифических героев, богов и ученики должны поставить + около имени, если жил, -, если мифический герой или бог.

•        Против каждого имени исторического деятеля коротко запишите: когда, где жил, кем был? Ученикам могут предложены имена: Ганнибал, Хеопс, Аполлон, Сет, Солон, Посейдон, Геракл, Спартак, Одиссей, Тутмос, Дионис, Геродот, Демокрит, Перикл, Хаммурапи, Прометей, Гомер, Ахиллес, Кир, Аларих, Фидий, Эсхил, Гефест, Ксеркс, Гесиод, Траян и др.

Рассказ от имени героя. Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию.

Кроссворды, крестословицы, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д.

Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.

Результативность опыта

          Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

          Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

       Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Игра или игровая деятельность несёт в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных "жизни" участников. Первая - это сама игра с её правилами, сюжетом, результатами. Вторая - взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания. Игра - это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия.

Таким образом, дидактическая игра на уроках должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.



Предварительный просмотр:

Тема: Применение элементов арт-педагогики  на уроках истории и обществознания

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

  1. Развитие  познавательной активности старшеклассников,  повышение  их мотивации и самооценки на уроках истории и обществознания
  2.  формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры через  использование артпедагогических технологий

Элементы арт-педагогики использую на разных этапах урока

  • для снятия эмоционального напряжения, настроя  и мотивации;
  • формулирования  и решения проблемы урока;
  •  открытия нового знания;
  •  осознания и самооценки результатов своей творческой деятельности.

МЕТОДЫ   АРТ-ПЕДАГОГИКИ

  •  театрализация;
  •  творческая мастерская;
  • виртуальная экскурсия;
  • интервью с историческими героями;
  • создание исторического альманаха;
  • рассказ от имени героя;
  • игра;
  • живопись;
  • музыкальные фрагменты;
  • работа с рисунком;

 ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

Урок обществознания в 5 классе  «Школьное образование»

 Театрализация переделанной  басни Крылова «Стрекоза и муравей» позволяет определить проблему урока

Урок обществознания в 6 классе «Почему законы нарушают?» 

Театрализация  рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник» помогает  умению выразительно говорить, вести диалог.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Позволяет проявить мастерство, творческие способности при работе в группе по созданию страничек книги «Школьное образование глазами пятиклассников»

  ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Урок истории в 5 классе на тему : « В афинском  театре»

 Лепка из пластичных материалов, выполняется задание: Кого изображают маски и какие эмоции вызывают? Слепите свое настроение, выразите эмоции в лепке маски ( комедии или трагедии)

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Это новая иновационная технологияспособствует повышению интереса не только к предмету, но и культурному наследию.

Использовала технологию создания тематических  и биографических собственных презентаций.

 Задание:  каждый ученик должен был на страницах учебника и в сети интернет найти  информацию по выбранному объекту, сформировать  папку с данными, подготовить выступление.

Урок истории в 5 классе на тему : « В городе богини Афины»

Учащиеся становятся  экскурсоводами и экскурсантами, от имени афинян представляют достопримечательности Афин: Керамик, Агору, Акрополь, Парфенон 

Урок ОДНКНР в 5 классе на тему:  «Жизнь ратными подвигами полна»

Ученики 9 класса  проводят виртуальную экскурсию по памятным местам Г.К.Жукова на тему «От крестьянского сына до маршала Победы», подготовленную после посещения музея Г.К.Жукова

Интервью с историческими героями

Урок ОДНКНР в 5 классе на тему: «Героизм солдат в годы войны». Исторический герой – Г.К.Жуков, собирается максимум информации ученики в классе – «корреспонденты» на пресс-конференции должны заранее подготовить  интересные вопросы

Создание исторического альманаха 

Урок  истории  в 11 классе на тему: «Боевые действия на фронтах Второй мировой войны». Выпуск боевого листка

МУЗЫКА

Из всех видов применения музыкальной  артпедагоги использую на уроках истории восприятие музыки в процессе слушания. Оно основана на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности учащегося,  повышать тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание, кровообращение.

Использую музыкальные произведения в трёх основных направлениях: непосредственное слушание музыки, сочетание музыки и движений и использование музыки как фона при проведении уроков.

Урок истории в 6 классе на тему: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

Метод эмоционального воздействия и создания эффекта удивления

Выполните задание: Рассмотрите картину худ. Дмитрия Костылева «Александр Невский» и прослушайте отрывок классической музыки из  Кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский. Крестоносцы»

1.Какую информацию о герое произведения формирует  музыкальное иллюстрирование художественной картины?

2.Что вас может удивить и по новому оценить историческое событие?

3. Охарактеризуйте стратегию и тактику Александра Невского

Анализ УМК

Методический аппарат учебника  «Обществознание» 5-6 класса, Н.И.Никитин богат рубриками «Поиграйте (Разыграйте сценку)», «Поработайте с рисунками», «Закончите рассказ»,  которые использую на уроке как элементы артпедагогики.

Например, урок обществознания  в 5 классе  «Что такое «Я»?

Задание : разыграть сценки

Психолог (учитель) ведет прием. Он должен объяснить детям, которые пришли к нему, почему они испытывают те или иные затруднения в жизни. Для этого он задает пациентам множество вопросов.

Пациенты (ученики), записавшиеся на прием те, кто:

  • поссорился с хорошим другом;
  •  очень хочет завести собаку, но родители не разрешают;
  • боится темноты;
  • потерял книгу, взятую почитать у товарища.

  В результате игры раскрывается внутренний эмоциональный и духовный  мир

 ребенка, формируются представления о собственном «Я», т.е. что есть внутри человека и что отличает его от других людей.

РИСУНОК

Урок истории в 6 классе «Повседневная жизнь населения Древней Руси»

Задание: выполните предметное рисование мужской  или женской  одежды , используйте  три основных цвета : красный , белый и синий. Какое значение  имели эти цвета на Руси ?

РЕЗУЛЬТАТ

применения артпедагогики

Результат артпедагогической деятельности учащихся содействует  самореализации  личности через собственное творчество,

воздействует в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

Список литературы и ресурсов

  1. Т.А.Соколова. Артпедагогика – дидактика будущего
  2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010.



Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса.

    Тема моего выступления «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания.  Принцип минимакса». (Слайд 1)

    Почему мы говорим про системно – деятельностный подход и универсальные учебные действия? Они входят в ФГОС (Слайд 2).

    Перемещаются акценты. Если раньше был нужен эрудированный человек, то теперь нужны умения, работа с разной информацией, т.е. способности! (Слайд 3).

    Изменение метода обучения: -  с объяснительного на деятельностный. Деятельность, чтобы ребенок споткнулся, увидел, что он не знает и дальше пошёл вперед преодолевать трудности.

     Ученик должен понимать: «Учусь для жизни, а не для оценок, не для учителя».

    Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение в школе сориентировано на некий средний уровень. Этот уровень слишком высок для слабых детей, но он явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых.         Можно выделить два уровня - максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. (Слайд 4). Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню, соответствующему своим способностям.                

     Следуя этому принципу, на уроках истории и обществознания целесообразно использовать избыточную информацию, которую ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. В этом плане важную роль в преподавании истории и обществознания играет использование специально подобранных, но при этом не адаптированных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием источников. В них ученик должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, чтобы находить и использовать нужную им информацию школьники учились сами (этому способствуют, например, задания, связанные с поиском в тексте главного, самостоятельной постановкой вопроса по содержанию текста).                                                

     Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все и пойдет дальше. (Слайд 5). Остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.                                                                        (Слайд 6). Например, в 5 классе учащиеся уясняют, что республика –  это «общественное дело». Но по ходу работы на уроке это понятие можно корректировать: республика – форма правления, при которой власть принадлежит народу  и осуществляется на основе выборности, сменяемости, разделения власти  и т.д.  Если при обсуждении темы учащиеся перечисляют  признаки  республики, этот материал уже старших классов с легкостью может быть усвоен и пятиклассниками. В конце работы с термином учитель дает полное определение понятию (уровень максимума). Как показывает практика, заученное в 5-6 классе определение  из двух слов «общественное дело» даже средние ученики нередко используют в 9-11кл. Переучиваться бывает сложно, потому что уже сложился стереотип о том, что это понятие простое. Ребята же, которые запомнили все признаки республики в младших классах, с удовольствием отмечают, что без труда справляются с  заданиями ГИА, ЕГЭ.                                   

     (Слайд 7). Принцип минимакса связан  с принципом вариативности. Принцип вариативности предполагает развитие нестандартного мышления учащихся, то есть понимания возможности различных способов решения задач и умения осуществлять анализ альтернатив. Принцип минимакса эффективно работает тогда, когда учителю удалось пробудить у значительной части интерес к рассматриваемым проблемам. Максимально погрузится в изучаемую эпоху,  и вызвать такой интерес позволяют игровые моменты на уроке. Игра на уроке истории - активная форма деятельности, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом, ученики наполняют "безлюдную" историю персонажами, которых они сами и изображают, хотя и по-разному в играх различного типа.                                

     (Слайд 8). Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его "прыгнуть выше себя", ибо он изображает взрослого, причем это далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи. Учащиеся, получая задания аргументировать позицию какого-либо исторического деятеля, с интересом изучают его биографию, приводят факты, далеко выходящие за рамки программы.                        Такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать целый комплекс важных "взрослых" умений, в первую очередь, коммуникативных.                

      Практика изучения курсов истории показывает, что учащиеся с особым интересом относятся к уроку, если в нем присутствуют образы людей. Ученики вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, делятся своими идеями, мнениями. Отвечая на вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Почему? - школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Диалоговое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия, создает условия для глубокого общения. Происходит замена объяснения материала учителем на самостоятельное открытие нового учениками.                                 

       Использование этой технологии приводит к полному изменению структуры и качества урока, что непременно скажется на результате.

Практика

      Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.

    Остановлюсь на некоторых из них.

    (Слайд 9). Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке я использую:

- пожелания друг другу

- положительный настрой

- подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке

- девиз, эпиграф

- знакомство с планом урока

        - притчу

        - проблемный вопрос

        - рассказ о реальных событиях

Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству»

9 класс.

Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:

- 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;

- ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;

- испытательный срок при приеме на работу — З месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»

(Слайд 10) На этапе осмысление учебных задач или актуализации:

- мини задания каждому (как часть А и В в ЕГЭ)

- проблемная ситуация (проблема записывается на доске). Например, Николай Палкин: почему так сказано про Николая I?

         Постановка целей и задач урока  выражается в дидактических категориях: «знать», «уметь».

  • Приемы - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер», «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку» .
  • Технология - «Ассоциативный ряд».                                     
  • Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
  • Технология - «Атака мыслей».

 Цель: решение проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся.

  • «Верю - не верю»

Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты. 

(Слайд 11) Открытие нового знания ( это для учащихся, они сами добывают знания).

- проблемное обучение (это всегда противоречие)

- работа с текстом (В Дании, где ФГОС на практике, отдельный урок – «Анализ учебного текста», поэтому легче историкам, литераторам и т.д.

- групповая форма (по ФГОС 5 групп по 5 человек). Например, урок в 7 классе «17 век – бунташный век». Карточки для групп: медный бунт, соляной бунт, восстание Степана Разина (1 этап), восстание Степана Разина (2 этап), выступления старообрядцев.

   Пошаговые карточки, у каждого в группе своё задание, но выливается в общее (дата восстания, место, участники, причины восстания, повод к восстанию, основные события, результат);

- практические задания (рабочие тетради, тесты);

- игра (морской бой, аукцион знаний, крестики нолики).

       На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются  способности и умения учащихся, такие как:

-умения видеть проблемы,

-ставить вопросы,

-анализировать и сопоставлять факты,

-выделять элементы целого и творческое мышление.

Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.

  • Организация работы с текстом.

Формы:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста .

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление  таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

  • Приемы «Пометки на полях»
  • «Плюс и минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например:

 Найти отрицательное и положительное в чувстве. (Обществознание,6 класс). 

  • Прием: рисунки (изучаем орудия труда и быт восточных славян в 6 классе); «Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями).

    В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация.                                                В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.  

   «Ситуации».  Цель – закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает  гражданские права, другая – политические, третья – социальные, четвёртая – экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.

       «Парные карточки»  Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары.

       Конкурсные игры на уроках повторения.

       Написание эссе.

- ПОПС - формула

- МОПС – формула (мнение – объяснение – пример – следствие)

Фома Неверующий: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»

             Подготовка творческих работ :  рисунок, плакат, синквейн

             Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование.

(Слайд 12) Рефлексия.

-синквейн (словесная)

-рефлексия цвета (3 карандаша, в конце урока галочка на полях соответствующего цвета)

-графическая (рука знаний)

 Домашнее задание.

-записано на доске

-даётся максимум, дети выбирают минимум (из 5 параграфов и 15 заданий)

-домашнее задание  делает кто хочет.

      На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

   (Слайд 13)Результаты реализации деятельностного подхода:

-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;

-учащиеся  приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

-вырабатываются навыки критического анализа текста;

- создается ситуации успеха для каждого школьника;

-актуализируется мыслительной деятельности школьников.

          (Слайд 14)Трудности внедрения деятельностного подхода.

      Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная  база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ

В помощь руководителю школьного методического объединения...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...