Выступление на педагогической конференции 2018
статья по истории

Формирование ИКТ компетенций у учащихся

 при проведении уроков истории и географии

в кейс - технологии  

Проблема усвоения знаний давно стала важной у педагогов. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Одной из новых  форм эффективных технологий обучения является проблемно – ситуативное обучение с использованием цифровых ресурсов на уроках истории и географии в кейс – технологии. Внедрение учебных кейсов в практику в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_konferentsii_2018.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Каменская школа»

Формирование ИКТ компетенций у учащихся

 при проведении уроков истории и географии

в кейс - технологии  

Малышев Александр Николаевич,

учитель истории и географии,

педагогический стаж 22 года,

1-я квалификационная категория

с. Каменки, 2018

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...........3  

2. Структура кейс - технологии……………………………..……………………3

3. Применение элементов кейс – технологии на уроках истории и географии.4

4. Формирование ИКТ компетенций при использовании кейс-технологии…..6

5. Заключение……………………………………………….................................7

6. Список литературы…………………………………………………………....7

1. Введение

Проблема усвоения знаний давно стала важной у педагогов. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Одной из новых  форм эффективных технологий обучения является проблемно – ситуативное обучение с использованием цифровых ресурсов на уроках истории и географии в кейс – технологии. Внедрение учебных кейсов в практику в настоящее время является весьма актуальной задачей.

2. Структура кейс – технологии

Кейс – технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблемных задач. Это важно при подготовке к ЭГЭ. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай. Другая версия названия – case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.

Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых ученики либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс – технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько вариантов ответа, которые могут соперничать по степени истинности. История и география являются теми науками, где можно активно применять цифровые ресурсы в кейс – технологии. К кейс – технологиям относятся: метод инцидента, метод разбора деловой корреспонденции, метод ситуативного анализа.

3. Применение элементов кейс – технологии на уроках географии и истории

Урок по истории. 5 класс. В гаванях афинского порта Пирей.

Кейс 1

 Проблема - Предположите,  кому принадлежала власть в Афинах?

1. Работая с текстом пункт 1 параграфа 36, ответьте на вопросы, ответы впишите

- Кто служил на военных кораблях 

- Кто по закону считался гражданином? 

 - Объясните значение слова «верфь? 

- Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? 

2. На магнитной доске соотнесите определение и его значение

Верфь

Место постройки и ремонта старых и новых кораблей

Граждане

Коренные афиняне, у которых и мать и отец были коренными жителями

Триеры

Суда, которые образовывали афинский флот

Кейс 2

 Проблема - Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? 

1. Прочитать пункт 2, и узнайте, что же представляет собой торговая гавань.  Рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы, ответы впишите:

 - Чем заняты на пристани люди?

- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

- Чем купец мог его загрузить? (прочитать абзац 1 страница173)

- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать пункт 2 на странице172)

- За счет чего пополнялась казна Афинского государства? 

2. Составьте схему из предложенного материала

Афины

Вывозили

Ввозили

Слоновая кость

Оливковое масло

Изделия из серебра

Папирус

Рабы

Вино

Амфоры

Зерно

Кейс 3

 Проблема - Рабство в Афинах: добро или зло? 

1. Прочитать пункт 3 и ответить на вопросы, ответы впишите:

- Где применялся труд рабов в Греции? 

 - Как обращались с рабами?

- Кто мог быть рабом в Древней Греции? 

- Кого называли вольноотпущенниками?

2. Какие слова характеризуют положение раба в Афинах?

Урок по географии. 5 класс. Земная кора – верхняя часть литосферы

Кейс 1  Путешествие к центру Земли

Проблема Можно ли совершить путешествие к центру Земли?

Задание 1

Прочитайте текст, используя текст и данные таблицы, составьте сообщение о внутреннем строении Земли, прочитайте сообщение в классе

В 1864 году французский писатель Жюль Верн написал научно-фантастический роман «Путешествие к центру Земли»,  где рассказывает о путешествии, совершенном группой исследователей в земные недра.

Зачитываю отрывок из    лекции   профессора  географических наук  Отто Лиденброка, который  был в этой экспедиции.  

 «... я высказываю свое категорическое  суждение – путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься   в земные недра! Только глупцы и невежды  придерживаются  другого мнения  в этом вопросе…».

 Вопрос «Можно ли   совершить настоящее путешествие   к центру Земли?»

Для выполнения задания учащемуся необходимы таблицы и дополнительный материал.

Задание 2

Используя материал учебника, страница 68-69 составьте схему «Типы земной коры»

4. Формирование ИКТ компетенций при использовании кейс-технологии

При работе в кейс-технологии у учащихся формируются базовые ИКТ компетенции:

  • способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • умение собирать и /или извлекать информацию;
  • умение применять существующую схему организации или классификации;
  • умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  • умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  • способность должным образом передавать информацию направлении.

            ИКТ - компетентность определяется, как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде.

5. Заключение

Кейс – технологии – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации. При использовании кейс-технологии формируются основные компетенции у учащихся, в том числе ИКТ-компетенции. Педагогический потенциал кейс – технологии значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения.

6. Литература

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании:       Коллективная монография /  под ред. профессора В.А.Козырева и профессора Н.Ф. Родионовой. – С - П.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
  2. Каунов, А.М. Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании: Учебное пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2010.
  3. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения  (case-study). – www.casemethod.ru.
  4. Комисарова, Н.Н. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Реферативный обзор/ Н.Н.  Комисарова, М.: 2005, Издательство учебного методического управления Финансовой Академии при  Правительстве РФ.
  5.  Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения./ А. Долгоруков - www.vshu.ru
  6. Каунов, А.М. Деловая личность – ориентир для учителя истории и географии //  Школа и производство, № 3, М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)

Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...