Исследовательская работа
проект по истории (9, 11 класс)

Разманова Елена

Возникновение государственной символики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_gerb_rossii.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс на знание государственной символики Российской Федерации

«Овеянные славой флаг наш и герб» учащимися в образовательных учреждениях

Возникновение государственной символики

Номинация «Исследовательская работа».

Возрастная категория: 13-15 лет

Мацакян Армине Гегамовна

11 класс

Соломонов Михаил Сергеевич

11 класс

УваровАлександр Алексеевич

9 класс

МБОУ  Марьевская СОШ

с. Марьевка

Неклиновский район

Руководитель: Разманова Е.В.

Библиотекарь

Марьевская СОШ

Тел.: 45-199

Содержание

Часть I. Теоретические положения

Введение   …… ………………… …………………………………………3

  1. Истоки возникновения  …………………………………………4
  2. По страницам геральдики ………………………………………5

Часть II. Мини исследование

3        Святой Георгий    Победоносец ……………………………….6

4        Миф о двуглавом орле  …..…………………………………… 6          

5        Изменения в гербе при Петре I   ………………………………8

6        Герб Александра I и Николая I   ………………………………8

7.        История создания серпа и молота ……………………………10

8.       Герб СССР    ……………………………………………………10

9.       Современный Российский герб  ………………………………11

Заключение………………………………………………………….....12

Список литературы

Введение.

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета- главные отличительные знаки по которым оно узнается во всем мире. Имеет свои государственные символы и Россия.

Гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Исследовательская работа ставит своей задачей научиться трактовать смысл эмблем, составляющих герб. Рассказать историю возникновения герба.

Символы государства имеют собственную историю, в своем развитии они прошли долгий путь, изначально в них был заложен глубокий смысл, самые прекрасные и добрые намерения двигали их создателями.

Посягательства на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране.

В данной работе освещается история российских государственных символов в соответствии с сегодняшними научными представлениями о каждом из них.

Эти знания учат относиться с уважением к существовавшим и существующим символам государства, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.

Истоки возникновения

С древнейших времён к нам дошли наскальные рисунки животных. На древних монетах, оружии мы видим орла с львиной головой, змей, двузубец с короткой ручкой, обозначающими не то божество, не то могущество и силу власть имущих.

Средневековый рыцарь был весь закован в броню, только узкая прорезь оставлена для глаз. Как же определить кто это? Для этого на его щите есть изображение. Например у героя Вальтера Скотта- Айвенго- это могучее дерево в три обхвата, вырванное из земли с корнем, а внизу надпись «рыцарь, лишённый наследства». Враги лишили его наследства ,но не чести и доброго имени. Свой рисунок- герб Айвенго передавал по наследству своему сыну, а тот- своему. А потомки старались во всём походить на своего предка.

Так двоякое значение «герб» - «оружие» и «наследство»- слились воедино и стало обозначать отличительный знак сначала рыцаря, затем купца и ремесленника и наконец, города. До сих пор сохранились возникшие много столетий гербы европейских городов: Флоренции - красная лилия, Париже - ладья, а Лондона - крест и меч.

          По страницам геральдики.

Герб составлялся по строгим правилам. Эта наука получила название- геральдика. Каждый рисунок, знак, иероглиф, цвет герба имел глубокий смысл. И только образованный человек может расшифровать их значение. Например голубой цвет- означает красоту и величие, ярко-зелёный цвет- изобилие, красный, как кровь – мужество , храбрость. По сочетанию цветов на гербе можно было, и определить национальность. Птица феникс - символ бессмертия; сложенные крестом руки - верность; лев - силу, мужество, благородство; змея, кусающая свой хвост – вечность. [2; 17 ]

Герб не только символ города. Он изображён на монетах, печатях. У каждого современного государства есть символы своего суверенитета – главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Имеет свои государственные символы и Россия.

Возникновение государственных символов России, тесно переплетено с социальной и политической историей нашего государства. И то что было понятно для мышления средневекового человека, современному «войти в смысл» символа бывает нелегко. Возникают вопросы: «почему орёл имеет две головы?», «И что означают три короны над головами орла?». Будем разбираться.

Святой Георгий    Победоносец.

Изображение святого Георгия в виде всадника, поражающего копьём дракона, появилось в середине ХI века. Георгий – один из наиболее популярных христианских святых. Римский император принуждал Георгия отречься от христианства, но он отрёкся только от воинского чина. Георгий – был покровителем воинов. Он наказывал мздоимцев, покровительствовал земледельцам и скотоводам, наказывал воров.

Образ защитница православия как нельзя лучше увязывался с образом Георгия-Змееборца.

Миф о двуглавом орле.      

Миф сопутствует и объяснению двуглавого орла. По записям историографа Василия Никитича Татищева существует версия  о заимствовании двуглавого орла, как герба из Византии, которого привезла с собой  Софья Палеолог.

Появление двуглавого орла относится к III тыс. до н.э. Исследование  начальной художественной формы этой эмблемы показало, что она является продуктом фантазии и мифологии и что удвоение человека, животного или отдельных его частей характерно для древнешумерской мифологии, художественный образ – двуглавый орёл, в отличие от одноглавого (например: римского) встречается в древности у народов Передней Азии. У арабов двуглавый орёл выступал в качестве орнамента. В символ власти двуглавый орёл превратился у императоров священной Римской Империи.

В конце 80-х гг. XV в. Иван III установил контакты и дипломатические отношения с домом Габсбургов – первых по значению монархов Европы и познакомился с их печатью. Иван III понимал, что при всей своей силе и уверенности в могуществе создаваемого им государства нужны чисто внешние атрибуты, которые подтвердили бы реальность его власти в глазах мировой общественности. Известно стремление Ивана III поставить себя наравне с первым монархом Европы. Речь, однако, не может идти о простом подражании знатному иностранному государю. Двуглавый орёл вряд ли занял бы местно на печати русского государя, если бы он не знал, что эмблема символизирует высокое положение европейских монархов. Иван III неоднократно заявлял о своём знатном и высоком положении. Знатность происхождения ассоциировалась с определённой эмблемой, которой являлся двуглавый орёл. Двуглавый орёл использовался Иваном III для доказательства его права называться кесарем (императором).

В XVII веке к двуглавому орлу,  с воином на груди, поражающим дракона, добавляются новые элементы, вошедшие с этого времени в государственный герб. Прежде всего – третья корона над головами орла. Кроме того, изменяется и форма орлиных крыльев: они становятся распростертыми и поднятыми вверх. Короны, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской, императорской власти.

Изменения в гербе при Петре I.

При Петре I началось упорядочение цветовой гаммы русских гербов, и прежде всего,  государственного герба. Для геральдических работ был приглашён пьемонтский дворянин граф Франциск Санти. Вот как изложена в переводе с французского описание центральной фигуры герба: «поле золотое, или жёлтое, на котором изображён императорский орёл песочной, то есть чёрной, двоеглавой…на орловых грудях изображён герб великого княжества Московского, который окружён…цепью ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков… Поле красное, на котором изображён святой Георгий с золотою короною, обращён налево.» [3; 35 ]

          Герб Александра I и Николая I.

При правлении Александра I (1801-1825) и Николае I (1825-1855) трактовка двуглавого орла часто воплощалась в господствующем в то время в стиле ампир. Двуглавый орёл вместо скипетра и державы держал в лапах : в левой – венок и ленту, в правой – пучок стрел, факел, ленту. Щиток на груди орла, в котором помещён святой Георгий, имел необычную, заканчивающуюся конусом форму,  а цепь ордена Святого Андрея Первозванного отсутствовала. Отсутствовали и титульные гербы на крыльях орла, а также вокруг него. Кроме того, крылья орла «распростёрты», опущены вниз, т.е. изменили своё традиционное к этому времени очертание. [3; 37 ]

Сын Николая -  Александр II (1855-1881) пригласил Бориса Васильевича Кене. Им была предоставлена целая серия гербов. Большой государственный герб, кроме двуглавого орла и святого Георгия Победоносца у него на груди, в щитке, дополнялся многими атрибутами. Это были сень (мантия), щитодержатели, роль которых исполняли  Архангелы Михаил и Гавриил, шлем Александра Невского, государственная хоругвь. Вокруг главного щита располагались щиты с гербами царств и великих княжеств под соответствующими коронами. Новшеством явился соединённый герб, т.е. в одном щите, разделённом вилообразно на три части, помещались гербы Киевского, Владимирского и Новгородского княжеств. Над сенью, скреплённой куполом, на котором имеется надпись «С нами Бог» , и овенчанной императорской коронной, размещались по обе стороны от хоругви ещё шесть щитов с соединёнными гербами. А в самом низу мантии изображался впервые родовой императорский герб; щит рассечён, справа – герб рода Романовых,  слева – сложный герб Шлезвиг-Голштинский. [3; 39 ]

          История создания серпа и молота.

 Отречение орт власти последнего российского императора Николая II (1894-1917) знаменовало конец в России царизма и  символа последнего- двуглавого орла. Создание нового герба требовало времени. И вместо гебра был щит в обрамлении колосьев  с мечом, серпом и молотом, и внизу слова «Совет Народных Комисаров».

Создатель первого советского герба Чехонин С.В. В первой Конституции РФСР значилось: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображения на красном фоне в лучах солнца серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоядками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». [3; 109 ]

Герб СССР.

30 декабря 1922 г. На Первом Всесоюзном съезде Советов была принята декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В разработке герба участвовал художник Владимир Николаевич Адрианов. Он предложил композицию, которая в результате была выбрана главной государственной эмблемы: земной шар с четко выделенной территорией страны Советов, на которую налагалась фигура перекрещенных серпа и молота. Земной шар окружали хлебные колосья, а снизу озарялся лучами восходящего солнца, под которыми на ленте помещался лозунг на русском языке:  «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». [3; 121 ]

6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР утвердила эскиз герба СССР, но предложила девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» написать не только на русском языке, но еще на пяти языках тех республик, которые  вошли в состав СССР в 1922г. Надписи располагались на ленте, обвивающей колосья. [3; 124 ]

А с 1956 г. Надпись «Пролетарии всех стран соединяйтесь» в гербе добавилась на 15 языках.

Современный Российский Герб.

В Российской Федерации до осени 1991 г. возникла идея вернуть России её прежнюю историческую символику. Согласно Указу Президента России от 30 г.ноября 1993 г., гербом России становился двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой в лапах, помещенный на красный гербовый щит. На груди орла в красном щитке изображался Георгий Победоносец. Рисунок выполнен художником Ухналевым из Санкт-Петербурга.

Вот как описывался официальный государственный символ нашей страны: «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распушенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой держава. На груди орла, в красном щите,- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». [3; 126 ]

Заключение.

Прослежена история образования герба с времен средневекового рыцаря до образования современного Российского герба.

Раскрыты правила геральдики и теперь можно расшифровать символику разных эмблем, гербов, печатей.

Отдельно выделены наиболее значимые символы- святого Георгия Победоносца, двуглавого орла.

По хронологической последовательности исследования, заметны изменения, которые претерпел нынешний, современный герб. Нам интересно было прочесть  миф о том, как Иван III ввел символ двуглавого орла для печатей своего государства. Это произошло когда он установил контакты и дипломатические отношения с первыми монархами Европы, и что вначале гербом королей у императора Римской империи был одноглавый орел.

После октябрьской революции 1917 года и до ноября 1993 года в России существовал совсем другой герб, без двуглавого орла. Возвращение к этому символу имеет исторические корни.

Двуглавый орел- символизирует могущество, силу, независимость, единство и суверенитет  Российского государства. Вызывает уважение к нашей стране других государств.

Материал исследовательской работы по символике, гербе, раскрыт в простой доступной форме.

Эти знания помогут лучше узнать о истории государства Российского. Воспитывают чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Список литературы.

  1. Арефьева Л.И. «Иллюстрированная хронология истории Российского государства»; издательство Планета, 1990г., 131 стр.
  2. Лейкин А.Л. «Путешествие в страну Гардарики»; издательство Москва-Детская литература, 1988г, 206 стр.
  3. Можейко И.В. «Государственная символика России»; издательство ЦНСО Москва, 2003г, 216 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...