Урок 2. Древнейшие люди. История, 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Урок 2. Древнейшие люди.История, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. Древнейшие люди

Ход урока

I. Организационный  момент

 Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум главным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом организует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

  1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают

о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?
  • Как работают археологи?
  • Как находят археологические памятники?
  • Что называют историческим источником?

Сделай вывод.        

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

  1. Фронтальная беседа с классом по вопросам.
  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)
  • Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)
  • Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

Развернутый ответ учащегося по карточке № 1

  1. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

  • Как жили древнейшие люди?

  1. Изучение новой темы

План

  1. Облик далеких предков.
  2. Первое орудие труда.
  3. Охота и овладение огнем.

На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое

стадо, палка-копалка, рубило.

  1. Рассказ учителя.

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

  1. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. 10 Вигасина) и опишите облик древнейших людей.

  1. Беседа по вопросам.
  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек не умел еще говорить.) *
  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
  • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

(Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми - в тетради.)

  • Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

  1. Работа с текстом учебника (с. 12 Вигасина или с. 18-19 Михайловского).

Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.

  1. Рассказ учителя.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей.

Попросить детей потереть ладошки:

«Что вы чувствуете? Тепло?»

Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

  1. Закрепление изученного материала
  1. Впишите недостающие слова.
  • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)
  • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).
  • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).
  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина; вопросы после параграфа

знать определение понятий курсивом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

Методическая разработка урока "Древнейшие люди" 5 класс

Методическая разработка соответствует новым стандартам....

Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

презентация к обобщающему уроку "Жизнь древних людей" 5 класс

В данной презентации указаны задания, выполнение которых предполагает работу в группах....

Урок истории "Жизнь древних людей" 5 класс

Урок истории "Жизнь древних людей" для 5 класса разработан по технологии "перевернутый урок" с применением электронной формы учебника....

Презентация по истории для 5 класса к уроку "Первобытность. Древнейшие люди".

Иллюстрированная презентация для обучающихся 5 класса: термины, наглядный материал, теоретический материал и карта....