Урок по истории Древнего мира "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Оюн Надежда Владимировна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chemu_uchil_kitayskiy_mudrets_konfutsiy.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Тема урока

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Дата проведения урока

24.12.2018г

ФИО учителя

Оюн Н.В.

Предмет

История Древнего мира

Класс

 5

Базовый учебник

Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2012 г.

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению с местоположением и природными условиями Китая; содействовать формированию представлений о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей

Задачи урока

обучающие: познакомить учащихся с личностью Конфуция.

воспитательные: выработка у учащихся морально – нравственных качеств.

развивающие: выработка у учащихся навыков применения исторических знаний в жизни (формирование нравственных основ личности). Показывать на исторической карте территорию расселение народа, границы государств, использовать исторический текст при ответе на вопросы, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям, а также личностям всеобщей истории.

Тип урока

комбинированный

Методы обучения

наглядный, словесный, частично-поисковый.

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)

Индивидуальная

Работа в парах

Предметные результаты

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Метапредметные результаты

  • регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, оценка выполнения своей работы;
  • познавательные –ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, сравнивать объекты – находить общее и различное (Будда и Конфуций), делать самостоятельные выводы;
  • коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, готовность к сотрудничеству, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

 Местоположение и природные условия Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Конфуций – самый знаменитый мудрец Древнего Китая. Поднебесная, Сын Неба, дракон, бамбуковая книга

Оборудование

Учебник

Мультимедийная презентация

Дидактический материал к уроку

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

II.Актуализация знаний, проверка домашнего задания (6 минут)

Читает текст «Беседа полководцев», предлагает ответить на вопросы к нему (см. Приложение 1)

Учащиеся  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Перечисляют культурные достижения индийцев 

III.Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Назовите, что вы видите?

А как вы думаете, откуда к нам пришли эти вещи? Что объединяет все перечисленные предметы?

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Китае). Правильно, но у меня есть еще одна картинка, посмотрите и скажите, кто это? (Конфуций)

Сегодня мы будем изучать не просто Китай, запишите в тетрадь тему нашего урока – Учения Конфуция.

Как вы думаете, что мы должны будем сегодня узнать?

План урока:

1. Высшая добродетель – уважение к старшим.

2. Мудрость – в знании старинных книг.

3. Как должны вести себя учтивые китайцы.

Ученики отвечают на вопросы. Перечисляют то, что видят на картинках:

компас, шелк, чай, палочки для еды.

Из Китая. Объединяет Китай.

Заслушиваются ответы учащихся, выстраиваются версии.  

Ученики формулируют тему урока

Ученики ставят цель

Цель: узнать,  где находится Китай, кто там жил, о Конфуции, чему учил Конфуций

Задачи: Найти необходимую информацию в источниках

Мотивация

Что вы уже знаете о Китае?

Покажите на карте местоположение Китая?

Какие условия жизни были и чем они занимались?

Учащиеся перечисляют  то,  что им уже известно о Китае.

IV.Усвоение новых знаний и способов действий

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в группах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

Проведение физкультминутки

Мы узнаем географическое расположение Китая, какие реки протекают и какими морями они омываются.

Рассказывает о местоположении и природных условиях Китая, опираясь
на карту и рисунок-схему, об условиях жизни и хозяйственной деятельности населения, используя иллюстрации

А сейчас мы выясним чему учил китайский мудрец Конфуций.

Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об очень мудром человеке. Этот человек из древности, известный всему миру мудрец (мудрецов называют философами). В 174 г. до н.э. на могиле этого человека в Цюйфу один из императоров принёс в жертву быка. Специальным императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине этого человека четырежды в год жертвы (кто догадается, почему, четырежды?)

В каждом городе, где есть представители власти, предписывалось сооружать храм в честь этого человека Конфуций. В стране, которая сейчас является одной из самых быстроразвивающихся стран. В стране, которая граничит с нашей страной на Востоке. Страна, которая подарила миру столько удивительных открытий и Конфуция. Он жил за 5 веков до н.э.

- Посмотрите на портрет Конфуция. Слайд.6-7.

  • Работа с текстом стр 105-107.
  • Внимательно прочитайте текст и найдите в тексте чему учил китайский мудрец Кунфуций? (2 мин)

Как вы думаете, в нашей культуре есть такие заповеди?

Да, а какие? Да и у нас есть такие обычаи и традиции  написанные Монгуш Кенин – Лопсаном.

Сделайте вывод: В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг другу и о необходимости соблюдать обычаи.

Так же Конфуций считал, что высшая добродетель – уважение к старшим, и что мудрость – в знании старинных книг

Повторяем движения вместе со мной. Мы отправляемся в Китай.

-Встали, полетели в Китай (помахали руками).

Приземлились (присели). Посмотрели (рука ко лбу).

Увидели огромное количество китайцев. Посчитали их. Пошли дальше (ходьба). Зашли на рыночную площадь. На прилавках увидели прекраснейшую фарфоровую посуду. Удивились. Похвалили мастеров (похлопали).

Полетели обратно. Руки расправили, взмахнули, летим, и все как один зорко в небо глядим, как увидели школу, и класс захлопали в ладоши, ногами затопали, приземлились и сидим. Друг на друга поглядим. Все вернулись? Никого не забыли?

А почему Конфуций считал,  что высшая добродетель – уважение к старшим, и что мудрость – в знании старинных книг вы узнаете, прочитав «Мудрость – в знании старинных книг».

Стр 107-108.

Почему старинные книги  важны в нашей жизни?

В книгах заключается мудрость древних. Нужно, по мнению Конфуция обязательно приобщаться к чтению книг. Знание и просвещение- первое условие процветания государства.

Согласны ли вы с этим? Обратите внимание на китайские книги. Они были сделаны из бамбука (стр. 107).

3. Конфуций считал, что воспитанного человека можно узнать по его поведению:

Как вы думаете, как ведут себя воспитанные китайцы? Прочитайте стр. 108 и заполните пропуски в предложениях

  • Снимают туфли перед входом в дом
  • Сидели на цинковке, расстеленные на полу, либо на низком сиденье, но непременно подогнув под себя пятки.
  • Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучке.
  • Обычно китайцы носили халаты . У простых людей халаты были из дешевой материи, а богачи носили халаты из шелка.
  • Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше.  Он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место – со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя как отца, а правителям Конфуций советовал относиться к подданный как к своим детям.

Чему же учил Конфуций?

 Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе

 Уважение старины

 Приобщение к мудрости древних

 Почитание и уважение старших

 Хорошие манеры - признак воспитанного человека

 Во всем должен быть порядок

 Мудрый правитель, опираясь на обычаи и традиции, во всем служит примером, жестокость чужда ему

 Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель –относиться к подданным как к своим детям.

Показывают на карте Китай, реки: Хуанхэ и Янцзы. Характеризуют условия жизни и хозяйственную деятельность

населения

Знакомятся с личностью мудреца Конфуция, характеризуют его учение. Объясняют значение понятия «конфуцианство»

Отвечают на поставленные вопросы

Выполнение физкультминутки

Отвечают на поставленные вопросы

Ученики заполняют пропуски в предложениях

Ученики отвечают на вопросы

V.Подведение итогов. Рефлексия

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

Давайте вспомним, что мы с вами  изучали на уроке.  

Организует коллективное выполнение тестовых
заданий (см. Приложение 3)

Учитель организует комментирование работы учеников за урок, выставление оценок

Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Выполняют тестовые задания

Ученики отвечают на вопросы

VI.Информация о домашнем задании

Сообщение учащимся домашнего задания

  1. Параграф № 22 – читать и пересказать.

2. Подготовить короткие сообщения об изобретениях китайцев

(на выбор)

Вы молодцы, мне было приятно с вами работать, надеюсь вам тоже.

Воспринимают задание, уточняют

Выбирают домашнее задание


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах.

– Это было лучшее из выигранных мной сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понес невосполнимые потери!

– Все было так, – отвечает другой, – но в тот момент, когда успех кружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся…

– Совсем ненадолго, – возражает первый, – притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

– Не зазнавайся: это случайное везение… Берегись, мы встретимся еще не раз, и уже тогда победа останется за мной!

Вопросы: 1. О каких сражениях говорили индийцы? Что вы знаете об этих сражениях? 2. Чем из созданного индийским народом в древности (кроме шахмат) мы пользуемся и сейчас? (Что первыми в мире индийцы научились выращивать и вырабатывать? Какой вклад в математику они сделали?)

Приложение 2

Как вы думаете, как ведут себя воспитанные китайцы?

  • Снимают ____туфли____ перед входом в дом
  • Сидели на цинковке, расстеленные на полу, либо на низком сиденье, но непременно подогнув под себя ______пятки_______.
  • Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучке.
  • Обычно китайцы носили ____халаты____ . У простых людей халаты были из дешевой материи, а богачи носили халаты из ___шелка____.
  • Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух _____палочек_____.

Воспитанный китаец со всеми ____вежлив____, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше.  Он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место – со старшими ____почтительно_______, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой _____семье______. Подданные должны уважать правителя как ____отца____, а правителям Конфуций советовал относиться к подданный как к своим ____детям_____.

Приложение 3

1. Великими китайскими реками были:

1) Хуанхэ и Янцзы; 2) Тигр и Евфрат; 3) Нил и Дон; 4) Инд и Ганг.

2. Какой мудрец заслужил особое почитание в Китае?

1) Мухаммед; 2) Конфуций; 3) Иисус; 4) Будда.

3. Что должен был запомнить ученый китаец?

1) Три тысячи иероглифов; 2) пятьсот иероглифов; 3) тысячу иероглифов; 4) две тысячи иероглифов.

4. Самым высшим существом для китайцев было:

1) Небо; 2) Солнце; 3) звезды; 4) Луна.

5. Государство Китая возникло на территории:

1) Южной Азии; 2) Восточной Азии; 3) Северной Азии; 4) Западной Азии.

6. В существование каких сверхъестественных существ верили китайцы?

1) Драконов; 2) химер; 3) единорогов; 4) русалок.

7. На чем писались тексты во времена Конфуция?

1) На пергаменте; 2) на глине; 3) на папирусе; 4) на бамбуковой бумаге.

8. Как китайцы называли свою страну?

1) Лучезарной; 2) Подзвездной; 3) Подлунной; 4) Поднебесной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Презентация по истории Древнего мира для 5 класса "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Презентация по истории Древнего мира для 5 класса "Чему учил китайский мудрец Конфуций". Подготовлена в соответсвии с требованиями ФГОС. Основана на учебнике " Всеобщая история. История...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира Чему учил китайский мудрец Конфуций 5 класс

Конспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 классКонспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 класс...