Методическая разработка внеклассного материала: "Дети герои".
методическая разработка по истории (7 класс)

Развина Ираида Ивановна

Мероприятие о детях, которые сражались за Родину наравне  со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-geroi.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дети- герои

Ведущий1Федотова

Здравствуйте дорогие ребята. Прошло 74 года со Дня Великой Победы. На плечи нашего народа выпали большие испытания, освободить нашу землю от врага, который без объявления войны вторгся на нашу землю и приготовил план по уничтожению людей. Мы хотим, чтобы сегодня вы вспомнили события этих дней и почтили память погибших. Вспомнили глазами участников Великой Отечественной войны, глазами солдат и детей. Пронесли эти воспоминания через годы и передали своим детям, листая книгу памяти. Много страшных событий приготовила нам война. Мы хотим, чтобы листая книгу памяти,  мы с вами остановились на событиях 8 сентября – 27 января – событии, которое вошло в историю под названием: «Блокада Ленинграда».

Основной этап.

Слайд №1

Звучит композиция: «7-ая симфония»

Слайд №2-3

Звучит композиция: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…»

Страница 1. Война Иванкова

Чтец 1. В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!

(Т. Лаврова )

Ведущий 2. Есина Одно из самых страшных событий времён Великой Отечественной войны – это Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители города находились на краю гибели. Но они выстояли ценой собственной жизни. С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено: 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов. По плану фашистов….

Выдержка из дневника начальника германского генштаба ФрантцаГальдера от 21 июля 1941 года:

«...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».Официальный приказ группе армий Север от 28 августа 1941 года:
...на основании директив верховного главнокомандования приказываю:

1. Блокировать город Ленинград кольцом как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о капитуляции не выдвигать.

2. Для того чтобы город, как последний центр красного сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты. После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций, складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским огнем. Каждую попытку населения выйти наружу через войска окружения следует предотвращать, при необходимости - с применением оружия..».

 Слайд № 4-5

 Страница 2. Люди войны

Чтец 2. Есин

Ленинградский блокадный хлеб... Как он мал - этот кусочек хлеба -125 граммов

На свете я видел хлеба не много

Его отмеряли так скудно, так строго.

Его заливали крутым кипятком

Его называли ни хлебом – пайком.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом.

Он всё же казался желанней всего.

И матери тайно и тяжко вздыхали

Когда на частицы делили его.

( А. Межиров)

О хлебе Алапаева!!!

Ведущий 1. Блокадное меню Ленинградки.

Карточки на хлеб. Это такая малость, что прожить было не возможно.Что ещё им помогало? Как справлялись с голодом?

  1. «Кофе из земли»Шилина
  2. «Котлеты из папье-маше» Зацарицын Д.
  3. Блокадный десерт: «Желе» из столярного клея Гоголева
  4. Кипячёная вода - блокадный чай Зацарицын к.
  5. «Студень из Гужи» Кокодеева
  6. Подножный корм Никишенкова
  7. Суп «Овсяное варево»  Таранов 
  8. Деревенские щи из кочерыжек Филиппов

(Смотри Приложение)

Слайд № 6

Страница 3. Дети войны

Чтец 3. Егорова

Убийство,  война и блокада
В тяжёлый для Родины час
Настигли детей Ленинграда –
Обычных детей, вроде нас.

Настигли за партою в школе
И отняли мать и отца.
От голода, страха и боли
Забились ребячьи сердца.

Они, ленинградские дети,
Писали в своих дневниках
О самой последней конфете,
О ломящей боли в ногах,

О том, что на улицах трупы
Повсюду лежат и гниют,
О том, что кончаются крупы,
И хлеба всё меньше дают.

Война их терпеть научила
И сделала старше в сто раз.
В героев она превратила
Обычных детей, вроде нас.

Ведущий1. Особое место в истории Блокады занимают дети. Маленькие герои

Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

Не было таких событий в блокадном городе , в которых не участвовали  юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети   изготавливали  детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята   могли работать за станками, для них  делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день  – никто не считал.

Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

С весны до поздней осени в 1942- 44 годах  школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

Школьники  приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных.  Пели им  песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

 С 1943 года   в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

В осажденном городе  работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря  на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за  872 дня блокадных дня.  Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители,  помогли выстоять великому городу. Они  учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Ученик1.Дневник Тани Савичевой. Мартьянова, Лукошкина

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Ученик2 Шерер. Леонид Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области.

Когда его родное село захватили немцы, он ушёл в партизанский отряд. Ходил в разведку, приносил в отряд важные сведения, не раз вступал в неравный бой с врагом. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Лёня сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. Лёня погиб в неравном бою 24 января 1943 г. в селе Острая Лука Псковской области.

Награды:
Орден Ленина
Орден Отечественной войны I степени
Медаль "За отвагу"
Медаль "Партизану Отечественной войны" II степени

Ученик3 Рамазанов. Юта Бондаровская, родилась в Псковской области, жила в Ленинграде. Училась в средней школе №415 в Петергофе. Великая Отечественная война ленинградскую пионерку Юту Бондаровскую застала в деревне под Псковом. Фашисты заняли деревню, и Юта начала помогать партизанам. С осени 1941 года была связной в 6-й Ленинградской партизанской бригаде, затем разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где находится штаб фашистов, как охраняется, сколько пулемётов. Когда в отряд пришло сообщение, что блокада Ленинграда прорвана, Юта радовалась больше всех. Юта Бондаровская погибла в одном из боёв в феврале 1944 года на территории Эстонии, на хуторе Роостове.

В память о юной героине установлена мемориальная доска на станции Новый Петергоф по ул. Юты Бондаровской, д. 2 - «Улица названа именем Юты Бондаровской (1929-1944), пионерки-партизанки, погибшей в бою с фашистскими захватчиками».

Награды:
Орден Отечественной войны I степени
Медаль "Партизану Отечественной войны" I степени

Ученик4 Романов . Альберт Купша вместе с Марксом Кротовым и Колей Рыжовым до войны жили под Ленинградом, в деревне Смердыня. Ходили в школу, учили уроки, проводили пионерские сборы.
Когда фашисты ворвались в деревню, мальчики поклялись мстить ненавистным захватчикам. Они установили связь с партизанским отрядом и помогали переправлять в лес одежду и продукты. Собирали оружие, передавали его партизанам, выводили из окружения бойцов Красной Армии.
Но главный свой подвиг они совершили в новогоднюю ночь 1942 года. По заданию командира партизанского отряда, мальчикам удалось, незаметно пробрались к тщательно охраняемому гитлеровцами, аэродрому, находившемуся под Тосно (в Ленинградской области) и подать нашим летчикам световой сигнал.
Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов. Гитлеровцы выследили патриотов и после допросов и пыток расстреляли их на берегу Белого озера.
На берегу Белого озера установлен памятник юным партизанам.

Ученик5 Петрова. Когда началась война и фашисты, приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи – на юге Ленинградской области – была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галя Комлева. Веселая, смелая, любознательная девочка шесть раз была награждена книжками с надписью «за отличную учебу».

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с картошкой, хлебом, продуктами, которые доставляли с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не прошёл в срок на условленное место встречи, полузамёрзшая Галя, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть отогревшись, поспешила назад, неся новое задание для подпольщиков. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки, ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили и схватили юных подпольщиков. Два месяца держали их в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на запрос. Ничего не сказала Галя врагу, никого не выдала.
Юная патриотка Галя Комлева была расстреляна фашистами.
В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой.

Награды:
Орден Отечественной войны I степени

Ученик 6 Бондаренко. Ленинградскую пионерку Нину Куковерову Великая Отечественная война застала в деревушке Нечеперть. Как только в деревню вошел враг, Нина начала помогать партизанам. А потом и совсем ушла к партизанам в лес, и стала разведчицей. Однажды ее послали в деревню Горы, где расположился карательный отряд врага. Нина притворилась нищенкой - попрошайкой, вошла в деревню и все подробно разглядела: где штаб, где арсенал, склад горючего. А ночью партизанский отряд разгромил фашистов, Нина указывала командиру всё, что высмотрела днем. Много славных боевых дел совершила девочка, но однажды ушла в разведку и не вернулась...

Награды:
Орден Отечественной войны I степени
Медаль "Партизану Отечественной войны" I степени

Айдинов

 Не щадя себя, в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны,
Были настоящими героями!

Роберт Рождественский

Ведущий 2. Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов... Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Сегодня мы рассказали о пионерах – героях, защищавших подступы к Ленинграду. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну - они показывали чудеса храбрости и мужества. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях, писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!
В наше время в моде другие герои и ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты.
Это значит, что таким памятником должна стать наша Память.

Слайд № 7

Страница 4. Ужасы войны.

Ведущий 1. Периодически нужно было ходить за водой, канализации в Ленинграде не было. Нередко наблюдали ситуацию: измождённый человек нагибался над прорубью, ведро перевешивало, и он падал под лёд. Спасать утопающего ни у кого не было сил. Со временем рядом с прорубью начали дежурить матросы с военных кораблей. Они помогали набирать воду, придерживая самых слабых.

В блокаду в Ленинграде расплодились тысячи крыс! Уж они-то не голодали - столько трупов вокруг! И периодически в зимние месяцы грызуны строем ходили на водопой к Неве. Жуткое зрелище! Кишащее серое море движется к воде. Если на их пути попадался человек, он погибал. Помню, даже в громкоговорители завода объявляли: «Осторожно! Крысиный водопой!»

Страшные испытания выпали на долю Ленинградцев. Казалось, что город обречён на вымирание. Но дух не покидал жителей. Они держались и думали о светлом будущем.

Страница 5. Мужество войны.

Ведущий2. На берегу Ладожского озера возле Санкт-Петербурга стоит необычный памятник в виде разомкнутого кольца. Здесь разрывалась блокада Ленинграда – именно в этом месте на лед спускалась Дорога жизни. Тысячи человек рисковали собой, чтобы вывезти людей из осажденного города или доставить туда продукты и топливо.
Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Но суровые условия вносили свои коррективы. Озеро не замерзало полностью, в декабре толщина льда в некоторых местах была не больше 3 сантиметров. Трассу прокладывали по принципу наименьших глубин – там лед прорывался реже. Так осенью 41-го появилась военно-автомобильная дорога №101. Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября. Он привез в город 63 тонны муки. Начало было положено. По мере того, как лед креп, по этому маршруту начали ездить и грузовики. Уже 22 ноября со стороны Ленинграда отправились первые 60 машин. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Но риск оставался всегда. Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.

Слайд 12 -13

Звучит звук хронометра. Вахта памяти. Возложение цветов к памятнику «Клятва». Реброва и Тверсков

Ведущий1.

Подводя итог нашему внеклассному мероприятию, хочется поблагодарить вас за участие в нем, я думаю, что узнав об этом событии Великой Отечественной войны, вы с гордостью будете помнить подвиг, который совершили наши соотечественники и земляки. То,  что вы сегодня увидели, позволит вам правильно трактовать события тех лет. Я надеюсь, что знания об этих днях вы сможете применить на уроках истории, при изучении темы Великая Отечественная война 1941-1945г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!»

      Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!» Цель: Углубление знаний об историческом событии в нестандартны...

К 71-й годовщине Великой Победы. «Герои партизанского движения Северо-Запада». Методическая разработка внеклассного занятия

На внеклассном занятии использованы материалы о партизанском движении в тылу врага в районе Северо-Западного фронта, стихи бывших фронтовиков, фотографии и цветные иллюстрации. Беседа в начале занятия...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. Сценарий агитбригады «Звучала песней жизнь моя» (посвящается памяти героя, поэта Мусы Джалиля)

Чтец: О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!Ч...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Героям Отечества забвения нет»

Во все времена у всех народов всегда ценились храбрость и стойкость ратных людей. Не является исключением и наше Отечество. Так случилось, что на протяжении всей своей истории Россия была вынуждена по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ВОЕННО-СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «МЫ НЕ ЗАБУДЕМ ВАС, ГЕРОИ»

В данной методической разработке представлен сценарий военно-спортивного праздника, посвященного Дню Победы для обучающихся 9-11 классов.  Подобран материал из предметных областей: история Иркутс...