рабочая программа кружка история сар края 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Яковлева Наталья Васильевна

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.

Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.

Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «Краеведение. История Саратовского края».

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;
  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.

В организации:

  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, средств масс – медиа, мультимедийных технологий;
  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.

Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью Саратовского края.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно – сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Срок реализации программы: 2011 – 2012 учебный год

Программа рассчитана на учащихся 7 – 9 классов

Формы и режим занятий:

Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 35 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме – 1 занятие в неделю.

Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.

Формы занятий:

  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Викторина;
  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Консультация 

Формами подведения итогов реализации программы являются:

1. Защита проектных выпускных работ, организованная в форме конкурса между учениками класса;

2. Викторина «Знаешь ли ты свой край».

II. Учебно – тематический план.

 

Содержание учебного материала

Сроки проведения

Количество часов 

1

Введение в предмет «Краеведение» Что изучает краеведение? Виртуальная экскурсия по Саратову

Сентябрь 1 – я неделя

1

2

Геральдика нашего края. Геральдика Советского района.

2 – я неделя

1

3

Древний человек на территории края. Древнейшее прошлое Приволжья

3 – я неделя

1

4

Следы пребывания Золотой Орды в Поволжье.

4 – я неделя

1

5

Основание Саратова.

Октябрь 1 – я неделя

1

6

Левобережный Саратов.

2 – я неделя

1

7

Степан Разин в Поволжье.

3 – я неделя

1

8

Пугачев на земле Саратовской.

4 – я неделя

1

9

Образование Саратовской губернии.

Ноябрь 1 – я неделя

1

10

Саратовская губерния в войне 1812 года.

2 – я неделя

1

11

Саратовцы – декабристы.

3 – я неделя

1

12

Вклад иностранных поселенцев в хозяйственное развитие края в XIX веке.

4 – я неделя

1

13

Саратов в начале XX века.

Декабрь 1 – я неделя

1

14

Саратовский край в годы Первой Мировой войны.

2 – я неделя

1

15

Культура Саратовского края в XVIII – XIX вв.

3 – я неделя

1

16

Саратовский край в годы первой русской революции.

4 – я неделя

1

17

Саратовский край между двумя революциями.

Январь 2 – я неделя

1

18

Саратовский край в годы Великой Отечественной войны.

3 – я неделя

1

19

Судьба немцев Поволжья.

4 – я неделя

1

20

Саратовский край в послевоенные годы.

Февраль 1 – я неделя

1

21

Города Саратовской области.

2 – я неделя

1

22

Саратовские просторы.

3 – я неделя

1

23

Этнография Приволжских земель.

4 – я неделя

1

24

Деревни нашего края

Март 1 – я неделя

1

25

Легенды нашего края.

2 – я неделя

1

26

Великие стройки на берегах Волги.

3 – я неделя

1

27

Улицы города.

4 – я неделя

1

28

Современный облик города.

Апрель 1 – я неделя

1

29

Храмы Саратова.

2 – я неделя

1

30

Гербы районов Саратовской области.

3 – я неделя

1

31

Советский район на карте Саратовской области.

4 – я неделя

1

32

Природа родного края.

Май 1 – я неделя

1

33

Загадочный мир названий. Поле чудес «Топонимы нашего края»

2 – я неделя

1

34

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

3 – я неделя

1

35

Защита проекта «Народы Поволжья»

4 – я неделя

1

Итого:

35

IV. Содержание программы

1. Вводное занятие. Введение в предмет «Краеведение» Что изучает краеведение? Виртуальная экскурсия по Саратову. 1 час

2. Геральдика нашего края. Геральдика Советского района. 1 час

3. Древний человек на территории края. Древнейшее прошлое Приволжья. 1 час

4. Следы пребывания Золотой Орды в Поволжье. 1 час

5. Основание Саратова. 1 час

6. Левобережный Саратов. 1 час

7. Степан Разин в Поволжье. 1 час

8. Пугачев на земле Саратовской. 1 час

9. Образование Саратовской губернии. 1 час

10. Саратовская губерния в войне 1812 года. 1 час

11. Саратовцы – декабристы. 1 час

12. Вклад иностранных поселенцев в хозяйственное развитие края в XIX веке. 1 час

13. Саратов в начале XX века. 1 час

14. Саратовский край в годы Первой Мировой войны. 1 час

15. Культура Саратовского края в XVIII – XIX вв. 1 час

16. Саратовский край в годы первой русской революции. 1 час

17. Саратовский край между двумя революциями. 1 час

18. Саратовский край в годы Великой Отечественной войны. 1 час

19. Судьба немцев Поволжья. 1 час

20. Саратовский край в послевоенные годы. 1 час

21. Города Саратовской области. 1 час

22. Саратовские просторы. 1 час

23. Этнография Приволжских земель. 1 час

24. Деревни нашего края. 1 час

25. Легенды нашего края. 1 час

26. Великие стройки на берегах Волги. 1 час

27. Улицы города. 1 час

28. Современный облик города. 1 час

29. Храмы Саратова. 1 час

30. Гербы районов Саратовской области. 1 час

31. Советский район на карте Саратовской области. 1 час

32. Природа родного края. 1 час

33. Загадочный мир названий. Поле чудес «Топонимы нашего края». 1 час

34. Викторина «Знаешь ли ты свой город?». 1 час

35. Защита проекта «Народы Поволжья». 1 час

Итого: 35 часов.

V. Требования к уровню подготовки учащихся. Предполагаемые результаты освоения программы.

В ходе изучения курса «Краеведение. История Саратовского края» у учащиеся должны сформироваться:

  • знания основных дат и событий истории Саратовского края;
  • знания об истории основания Саратова и Саратовской губернии;
  • знания о развитии края с древности до наших дней;
  • знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Саратовского края;
  • знания культуры народов края, конфессии;
  • умения высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Саратовского края;
  • умения использовать знания об историческом пути и традициях народов Саратовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • умения определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
  • умения ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;
  • умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
  • умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.
  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации

VI. Учебно – методическое обеспечение.

1. Булычев М.В. Воронежцев А.В. История Саратовского края, Саратов. 1996 г.

2. Кравцов В.М. Край родной, навек любимый. – Саратов, «Аквариус», 2003 г.

3. Хреков А.А. Древности Прихоперья.  Балашов, 2004 г.

4. Гусков З.Е., Дзякович Г.А., Петров Б.Л. Твои четыре город Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1990

5. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зеленый остров. Серый ключ. Красная речка. Саратов. Приволж. кн. изд – во, 1991

6. Худяков Д.С. Земля Саратовская. Несколько портретов на фоне истории Поволжья. Саратов. Соотечественник, 1998.

7. Вардугин В.И., В.Б. Герасимов, М.В. Коптилкин. Черты Саратовской губернии. Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1997

8. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. Исторический очерк. – Саратов, 1976.

9. Ванчинов Д.П., Данилов В.Н., Ченакал Д.Д. Трудящиеся Поволжья – фронту: Оборонно – массовая работа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. – Саратов, 1984

10. Ванчинов Д.П. Шабанов Н.И., Саратов – прифронтовой город (1941 – 1945) – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1985

11. Максимов Е. Два века губернии. Саратовский край из прошлого в настоящее. Саратов: Кадр, 1997

12. Женщины Саратовской области в Отечественной войне. Саратовское кн. изд – во, 1945

13. Ильин Б.И. Трудящиеся Саратовской области в борьбе за коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне. – Саратов, 1950

14. Казаков А.П. Вклад саратовцев в дело победы советского народа Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. – Саратов, 1970

15. Кублицкий З.Г. На Волге широкой. М.: Советская Россия, 1986

16. Кононов В.С. Полувековой путь саратовской оборонной организации. – Саратов, 1979

17. Левин И.С. Грозные годы. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1984

18. Малинин Г.А. Саратов: Очерк – путеводитель. – 2 – е издательство. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1980

19. Палькин Н.Е. Город волжской судьбы. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1990

20. Разгонов С.Н. Саратов – столица Поволжья. // Памятники Отечества – М.: Красный пролетарий, 1999. №39, 40

21. Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1968

22. Саратовская область. Историко – экономический очерк. – Саратов, 1947.

23. Саратовская область за 40 лет. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1957

24. Саратовская область за 50 лет. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1967

25. Саратовской губернии черты. Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1997

26. Фролов Ф.Д. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. – Саратов, 1972

27. Ченакал Д.Д. Военное небо Поволжья. Противоздушная оборона Поволжья в годы Великой Отечественной войны. – Саратов: изд – во СГУ, 1986.

28. Энциклопедия Саратовского края. / Под. редакцией А.И. Авруса. Саратов: Приволж. кн. изд – во, 2002

29. Яшин А.И., Валеев В.Х. Сто страниц о Саратове. Саратов: Коммунист, 1990.

30. Саратовская область за 70 лет. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1987

31. Степанов И.М. Военные годы Поволжья. Учебное пособие по истории края. – Саратов: изд – во СГУ, 1980.

32. Сборник // Краеведческие чтения/под. ред. В.Н. Данилова – Саратовский областной музей краеведения. Саратовский гос. университет, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"

Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....

Рабочая программа кружка "О любимом крае на английском"

Данная рабочая программа предназначена для работы во внеурочное время ( кружок, факультатив) с учащимися 2-5 классов.  Программа основана на материале о Хабаровском крае....

Программа кружка "История Саратовского края"

Программа кружка "История Саратовского края"...

Рабочая программа кружка "Летопись родного края"

В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков....

рабочая программа кружка "История родного края"

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...

Рабочая программа кружка "История родного края"

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...

Рабочая программа кружка "Наследие Нижегородского края", 7 класс

Данный материал пригодится при разработке программ кружка по краеведению....