ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
методическая разработка по истории (6 класс)

Дмитриева Марина Олеговна

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitrieva_mo_statya.docx125.17 КБ

Предварительный просмотр:

М.О.Дмитриева

Учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ №139 г.Санкт-Петербург

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

           В современном обществе происходят большие изменения, касающиеся многих сфер деятельности. Эти изменения затронули и образовательную систему. Школа модернизируется, как на основе информатизации, так и на основе перехода  на новые образовательные стандарты ФГОС второго поколения, на основе внедрения новых методик преподавания. Выпускник должен быть современно образованным, нравственным, самостоятельным и предприимчивым.  Но, к сожалению, в условиях глобализации современного общества трудно воспитать такого ученика. Школьники нашего времени страдают от переизбытка информации, быстрой утомляемости, у них пропадает интерес к образовательным дисциплинам. Поэтому учителя вынуждены искать выход из сложившейся ситуации.

На мой взгляд, данную проблему можно решить через поиск новых форм и приемов обучения. Одной из форм обучения, способной активизировать деятельность ученика на уроке, способной развить его творческую активность является игра. Игра для школьников важна и понятна. Игра — это стимул для обучения. Зачастую, в процессе игры детей узнаешь с другой стороны, раскрываются их таланты, застенчивые и пассивные ученики проявляют способности и  выполняют большой объем работы. Игра содействует развитию таких качеств личности как: самостоятельность, умение работать в группе, умение прислушиваться к чужому мнению, организованность, ответственность, уверенность в себе.

В настоящее время разработано большое количество дидактические игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению истории и краеведения для усовершенствования процесса обучения. В своей практике я использую литературу: С.А.Кулагина «Сто игр по истории». Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1983г.; Л.П.Борзова «Игры на уроке истории». Методическое пособие для учителя, М., «ВЛАДОС», 2004г.

Ниже получили отражение игры, используемые автором на уроках истории и краеведения.

  1. «Найди ошибки». Самостоятельная работа с текстом  становится увлекательной и занимательной. Данная игра способствует развитию внимания школьников, развитию навыков работы с учебным и дополнительным материалом. Э та игра проводится при закреплении и повторении материала.
  2. «Пантомима». Группа учеников показывает на уроке «сценку без слов» на историческую тему, не задействованная группа учеников отгадывает миниатюру. Данная игра способствует развитию внимания, творческих возможностей учащихся. Проводится при закреплении и повторении материала.
  3. «Ожившая картина». Ученики оживляют какое-либо историческое событие по учебной картине. Данная игра способствует развитию внимания, памяти, творческих возможностей учащихся. Проводится при закреплении и повторении материала.
  4. «Путешествие из прошлого».   Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя какое – либо историческое событие. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию.
  5. «Театрализованная игра». Пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия на школьников в процессе игры. Данная игра используется при изучении, закреплении и обобщении материала.
  6. «На соответствие», «Пазлы». Игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся. Необходимо соотнести правильный ответ с датой события или термином.
  7. «Реставрация». Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями, школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Развивает навык работы с текстом, учит конспектировать.
  8. «Собери слово», «Разгадай путаницу». Переставь буквы в словах, и у тебя получится историческое название. Данная игра способствует развитию внимания, памяти, реакции. Проводится при закреплении,  повторении и обобщении материала.
  9. Кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы и т. д. Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, реакцию, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
  10. Игровое проектирование. В каждом классе существуют постоянные команды по 5-6 человек, на каждый проект команда выбирает капитана, который распределяет обязанности в группе и выставляет отметки. Обязательным является презентация результата проектирования и его защита. Данная игра может использоваться при изучении и закреплении материала. Она способствует развитию умения работать в командах, прислушиваться к чужому мнению, развивает воображение, творческие возможности школьников и дисциплину.
  • «Учебник будущего». Ученики сами придумывают параграфы и темы учебника истории или краеведения, актуальные, по их мнению, в данное время.
  • «Афиша».  Ученикам предлагается историческое событие, по которому они должны составить рекламный плакат. Плакат должен быть ярким и красочным, чтобы привлечь внимание.
  • «Письмо из прошлого». Ребята сами придумывают письмо, рисунки, значки для написания исторического послания из глубины веков.
  • «Рыцарский щит». Ученики изготавливают рыцарский щит, при этом используют рыцарскую символику и геральдику.
  1.       «Викторина».  Класс делится на несколько команд. Команды выполняют ряд заданий: разминка, проверка знания исторических личностей, исправить исторические ошибки, соотнеси дату с событием. (Задания могут быть изменены). Проводится при обобщении материала.  Данная игра воспитывает умение работать в команде, прислушиваться к чужому мнению,  внимание, реакцию, углубляет интерес к предмету. Ниже Вашему вниманию представлен план-конспект урока-викторины.

Игра «Тайна Удмуртии».

Тип урока: повторительно-обобщающий  Форма урока: игра  Класс: 6

Цели урока:

  1. Общеобразовательные:
  • Повторение и закрепление пройденного материала;
  • Использование полученных знаний при выполнении заданий;
  1. Развивающие:
  • Развитие умения высказывать свои мысли и анализировать материал;
  • Развитие навыков работы с дополнительным материалом;
  • Развитие навыков работы в группе;
  1. Воспитательные:
  • Воспитание чувства ответственности, коллективизма, дисциплины
  • Воспитание чувства уважения к культурам древних народов.

         Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие обучающихся, проверка присутствующих, объяснение и запись домашнего задания, объявление темы, организация самостоятельной постановки целей урока, организация рабочего места обучающихся (7 минут);
  2.  Переход к игре: деление класса на 3 команды, объявление правил игры, подготовка названия каждой команды, распределение ролей в командах (5 минут);
  3. Ход игры:

А) Разминка – «ромашка». Команды по очереди отвечают на вопросы. (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл) 7 минут

Вопросы:

1. Перечислите соседей Удмуртии (Кировская Область, Пермский Край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан);

2. Перечислите города Удмуртской республики (Глазов, Ижевск, Можга, Сарапул, Камбарка, Воткинск);

3. В каком году прошли первые выборы президента Удмуртской Республики и назовите имя президента (2000г, А.А. Волков);

4. Перечислите полезные ископаемые, добываемые в нашей республике (глина, нефть, торф, песок, каменный и бурый уголь, минеральные краски);

5. Назовите количество и названия районов Удмуртии (25: Ярский, Юкаменский, Красногорский, Игринский, Увинский, Селтинский, Сюмсинский, Вавожский, Балезинский, Кизнерский, Як-Бодьинский, Кезский, Дебесский, Граховский, Завьяловский, Шарканский, Киясовский, Каракулинский, Малопургинский, Глазовский, Можгинский, Сарапульский, Камбарский, Алнашский, Воткинский);

6. Перечисли не менее 3 известных деятелей культуры или спорта, прославивших нашу Малую Родину.

Б) КРОССВОРД «Моя Родина - Удмуртия» (Каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 3 минуты.

Вопросы:

  1. Специально обработанный камень, с которого  скалывали ровные пластины  с острыми боковыми сторонами.
  2. Вера в одушевленность всех предметов.
  3. Семейно-родовое божество удмуртов.
  4. Вид деятельности, возникший на территории Прикамья в эпоху неолита.
  5. Средний каменный век.
  6. Древнекаменный век.
  7. Исторически сложившаяся группа людей, объединенная  общностью происхождения и наследственных особенностей: строение тела, цвета кожи, волос …

 

3

5

6

7

2

4

1

Ответы: 1- нуклеус, 2- анимизм, 3-воршуд, 4- скотоводство, 5- мезолит, 6- палеолит, 7-  раса.

В) РЕБУСЫ: «Города Удмуртии » (Каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 3 минуты (Ответы: 1.Можга, 2.Глазов, 3.Камбарка, 4.Сарапул)

    1№  морж.jpg  3       глаз2.png   1,4                                    (Можга)

     №2   камыш.jpg  4,5 баран.jpegн=к                                        (Камбарка)

     №3      img55.jpg    1,3,6      зонт.gif    нт=в                              (Глазов)

№4    127682-i_012сорока.png    о=а, 5,6     стул.png ст=п                (Сарапул)

Г) Найдите  соответствие:

«Науки всякие важны, науки всякие нужны» (Каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 3 минуты (Ответы: 1в,2д,3а,4е,5г,6б)

1 Этнография

А)  изучает происхождение  языков, их родство

2 Фольклористика

Б) занимается изучением физической природы человека

3 Лингвистика

В) наука, изучающая народы, их нравы и быт

4 Топонимика

Г) наука о Земле

5 География

Д) изучает устное народное творчество

6 Антропология

Е) изучает название населенных пунктов, рек, озер и т.д.

Д) «Реставрация». Учащиеся вписывают пропуски. (Каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 5 минут.

«Географическое положение Удмуртии»

Удмуртская Республика расположена на материке Евразия, в восточной части Европы. На севере и западе она граничит с Кировской областью, на востоке – с Пермским краем, на юго - востоке с Республикой Башкортостан, на юге – с Республикой Татарстан. Границы проходят по холмистой и равнинной местности в бассейнах рек Вятки и Камы. С 2000 года республика выбирает президента, первым Президентом Удмуртской Республики стал А.А. Волков.  В республике 25 сельских районов, в которых проживает около полумиллиона человек. Столица – город Ижевск.

Е) «Выбирай - ка» (каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 2 минуты. Выбери из предложенных фамилий знаменитостей те, которые прославили Удмуртскую Республику:1) П.И. Чайковский; 2) А.С. Пушкин; 3) М.В. Ломоносов; 4) М.Т. Калашников; 5) Г.А.Кулакова; 6) М.Ю.Лермонтов; 7) Т.Н.Барамзина.

Ж) «Нарисуй - ка». Творческое задание: нарисуйте собственную монету Удмуртии (На задание отводится 5 минут) После выполнения задания команды презентуют получившийся рисунок.

  1. Подведение итогов урока: оценивание обучающимися своей работы в группе, своего понимания пройденного. Анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся, подведение итогов игры и урока (5 минут).

Таким образом, использование дидактических игр на уроках истории и краеведения позволяет пополнить и расширить знания по предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках истории и краеведения. При выборе игры  необходимо учитывать следующие обстоятельства: возрастные особенности школьников, способы объяснения правил игры, распределение ролей, роль учителя. Дети разного уровня подготовки и разными данными с интересом включаются в игру. Использование игры на уроках позволяет вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует повышению мотивации  к учебному предмету.

Список литературы

  1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя /    Л.П.Борзова.- М.: Владос - Пресс, 2003. – С.160.
  2. Федорчук, И.А. Интеллектуальные игры для школьников. История/ И.А.Федорчук. - Ярославль, 1998.- С. 240.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории

Современный ученик – это активная, творчески мыслящая, умеющая быстро адаптироваться в окружающей действительности и соответствовать ему в своей деятельности, личность. Цель активизации учащихся посре...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

Активизация деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школеVIII вида

Активизация деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....