ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
методическая разработка по истории (6 класс)
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmitrieva_mo_statya.docx | 125.17 КБ |
Предварительный просмотр:
М.О.Дмитриева
Учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ №139 г.Санкт-Петербург
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
В современном обществе происходят большие изменения, касающиеся многих сфер деятельности. Эти изменения затронули и образовательную систему. Школа модернизируется, как на основе информатизации, так и на основе перехода на новые образовательные стандарты ФГОС второго поколения, на основе внедрения новых методик преподавания. Выпускник должен быть современно образованным, нравственным, самостоятельным и предприимчивым. Но, к сожалению, в условиях глобализации современного общества трудно воспитать такого ученика. Школьники нашего времени страдают от переизбытка информации, быстрой утомляемости, у них пропадает интерес к образовательным дисциплинам. Поэтому учителя вынуждены искать выход из сложившейся ситуации.
На мой взгляд, данную проблему можно решить через поиск новых форм и приемов обучения. Одной из форм обучения, способной активизировать деятельность ученика на уроке, способной развить его творческую активность является игра. Игра для школьников важна и понятна. Игра — это стимул для обучения. Зачастую, в процессе игры детей узнаешь с другой стороны, раскрываются их таланты, застенчивые и пассивные ученики проявляют способности и выполняют большой объем работы. Игра содействует развитию таких качеств личности как: самостоятельность, умение работать в группе, умение прислушиваться к чужому мнению, организованность, ответственность, уверенность в себе.
В настоящее время разработано большое количество дидактические игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению истории и краеведения для усовершенствования процесса обучения. В своей практике я использую литературу: С.А.Кулагина «Сто игр по истории». Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1983г.; Л.П.Борзова «Игры на уроке истории». Методическое пособие для учителя, М., «ВЛАДОС», 2004г.
Ниже получили отражение игры, используемые автором на уроках истории и краеведения.
- «Найди ошибки». Самостоятельная работа с текстом становится увлекательной и занимательной. Данная игра способствует развитию внимания школьников, развитию навыков работы с учебным и дополнительным материалом. Э та игра проводится при закреплении и повторении материала.
- «Пантомима». Группа учеников показывает на уроке «сценку без слов» на историческую тему, не задействованная группа учеников отгадывает миниатюру. Данная игра способствует развитию внимания, творческих возможностей учащихся. Проводится при закреплении и повторении материала.
- «Ожившая картина». Ученики оживляют какое-либо историческое событие по учебной картине. Данная игра способствует развитию внимания, памяти, творческих возможностей учащихся. Проводится при закреплении и повторении материала.
- «Путешествие из прошлого». Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя какое – либо историческое событие. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию.
- «Театрализованная игра». Пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия на школьников в процессе игры. Данная игра используется при изучении, закреплении и обобщении материала.
- «На соответствие», «Пазлы». Игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся. Необходимо соотнести правильный ответ с датой события или термином.
- «Реставрация». Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями, школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Развивает навык работы с текстом, учит конспектировать.
- «Собери слово», «Разгадай путаницу». Переставь буквы в словах, и у тебя получится историческое название. Данная игра способствует развитию внимания, памяти, реакции. Проводится при закреплении, повторении и обобщении материала.
- Кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы и т. д. Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, реакцию, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
- Игровое проектирование. В каждом классе существуют постоянные команды по 5-6 человек, на каждый проект команда выбирает капитана, который распределяет обязанности в группе и выставляет отметки. Обязательным является презентация результата проектирования и его защита. Данная игра может использоваться при изучении и закреплении материала. Она способствует развитию умения работать в командах, прислушиваться к чужому мнению, развивает воображение, творческие возможности школьников и дисциплину.
- «Учебник будущего». Ученики сами придумывают параграфы и темы учебника истории или краеведения, актуальные, по их мнению, в данное время.
- «Афиша». Ученикам предлагается историческое событие, по которому они должны составить рекламный плакат. Плакат должен быть ярким и красочным, чтобы привлечь внимание.
- «Письмо из прошлого». Ребята сами придумывают письмо, рисунки, значки для написания исторического послания из глубины веков.
- «Рыцарский щит». Ученики изготавливают рыцарский щит, при этом используют рыцарскую символику и геральдику.
- «Викторина». Класс делится на несколько команд. Команды выполняют ряд заданий: разминка, проверка знания исторических личностей, исправить исторические ошибки, соотнеси дату с событием. (Задания могут быть изменены). Проводится при обобщении материала. Данная игра воспитывает умение работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, внимание, реакцию, углубляет интерес к предмету. Ниже Вашему вниманию представлен план-конспект урока-викторины.
Игра «Тайна Удмуртии».
Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: игра Класс: 6
Цели урока:
- Общеобразовательные:
- Повторение и закрепление пройденного материала;
- Использование полученных знаний при выполнении заданий;
- Развивающие:
- Развитие умения высказывать свои мысли и анализировать материал;
- Развитие навыков работы с дополнительным материалом;
- Развитие навыков работы в группе;
- Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности, коллективизма, дисциплины
- Воспитание чувства уважения к культурам древних народов.
Ход урока:
- Организационный момент: приветствие обучающихся, проверка присутствующих, объяснение и запись домашнего задания, объявление темы, организация самостоятельной постановки целей урока, организация рабочего места обучающихся (7 минут);
- Переход к игре: деление класса на 3 команды, объявление правил игры, подготовка названия каждой команды, распределение ролей в командах (5 минут);
- Ход игры:
А) Разминка – «ромашка». Команды по очереди отвечают на вопросы. (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл) 7 минут
Вопросы:
1. Перечислите соседей Удмуртии (Кировская Область, Пермский Край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан);
2. Перечислите города Удмуртской республики (Глазов, Ижевск, Можга, Сарапул, Камбарка, Воткинск);
3. В каком году прошли первые выборы президента Удмуртской Республики и назовите имя президента (2000г, А.А. Волков);
4. Перечислите полезные ископаемые, добываемые в нашей республике (глина, нефть, торф, песок, каменный и бурый уголь, минеральные краски);
5. Назовите количество и названия районов Удмуртии (25: Ярский, Юкаменский, Красногорский, Игринский, Увинский, Селтинский, Сюмсинский, Вавожский, Балезинский, Кизнерский, Як-Бодьинский, Кезский, Дебесский, Граховский, Завьяловский, Шарканский, Киясовский, Каракулинский, Малопургинский, Глазовский, Можгинский, Сарапульский, Камбарский, Алнашский, Воткинский);
6. Перечисли не менее 3 известных деятелей культуры или спорта, прославивших нашу Малую Родину.
Б) КРОССВОРД «Моя Родина - Удмуртия» (Каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 3 минуты.
Вопросы:
- Специально обработанный камень, с которого скалывали ровные пластины с острыми боковыми сторонами.
- Вера в одушевленность всех предметов.
- Семейно-родовое божество удмуртов.
- Вид деятельности, возникший на территории Прикамья в эпоху неолита.
- Средний каменный век.
- Древнекаменный век.
- Исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения и наследственных особенностей: строение тела, цвета кожи, волос …
| ||||||
3 | 5 | |||||
6 | ||||||
7 | ||||||
2 | 4 | |||||
1 | ||||||
Ответы: 1- нуклеус, 2- анимизм, 3-воршуд, 4- скотоводство, 5- мезолит, 6- палеолит, 7- раса.
В) РЕБУСЫ: «Города Удмуртии » (Каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 3 минуты (Ответы: 1.Можга, 2.Глазов, 3.Камбарка, 4.Сарапул)
1№ 3 1,4 (Можга)
№2 4,5 н=к (Камбарка)
№3 1,3,6 нт=в (Глазов)
№4 о=а, 5,6 ст=п (Сарапул)
Г) Найдите соответствие:
«Науки всякие важны, науки всякие нужны» (Каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 3 минуты (Ответы: 1в,2д,3а,4е,5г,6б)
1 Этнография | А) изучает происхождение языков, их родство |
2 Фольклористика | Б) занимается изучением физической природы человека |
3 Лингвистика | В) наука, изучающая народы, их нравы и быт |
4 Топонимика | Г) наука о Земле |
5 География | Д) изучает устное народное творчество |
6 Антропология | Е) изучает название населенных пунктов, рек, озер и т.д. |
Д) «Реставрация». Учащиеся вписывают пропуски. (Каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 5 минут.
«Географическое положение Удмуртии»
Удмуртская Республика расположена на материке Евразия, в восточной части Европы. На севере и западе она граничит с Кировской областью, на востоке – с Пермским краем, на юго - востоке с Республикой Башкортостан, на юге – с Республикой Татарстан. Границы проходят по холмистой и равнинной местности в бассейнах рек Вятки и Камы. С 2000 года республика выбирает президента, первым Президентом Удмуртской Республики стал А.А. Волков. В республике 25 сельских районов, в которых проживает около полумиллиона человек. Столица – город Ижевск.
Е) «Выбирай - ка» (каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла) 2 минуты. Выбери из предложенных фамилий знаменитостей те, которые прославили Удмуртскую Республику:1) П.И. Чайковский; 2) А.С. Пушкин; 3) М.В. Ломоносов; 4) М.Т. Калашников; 5) Г.А.Кулакова; 6) М.Ю.Лермонтов; 7) Т.Н.Барамзина.
Ж) «Нарисуй - ка». Творческое задание: нарисуйте собственную монету Удмуртии (На задание отводится 5 минут) После выполнения задания команды презентуют получившийся рисунок.
- Подведение итогов урока: оценивание обучающимися своей работы в группе, своего понимания пройденного. Анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся, подведение итогов игры и урока (5 минут).
Таким образом, использование дидактических игр на уроках истории и краеведения позволяет пополнить и расширить знания по предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках истории и краеведения. При выборе игры необходимо учитывать следующие обстоятельства: возрастные особенности школьников, способы объяснения правил игры, распределение ролей, роль учителя. Дети разного уровня подготовки и разными данными с интересом включаются в игру. Использование игры на уроках позволяет вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует повышению мотивации к учебному предмету.
Список литературы
- Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя / Л.П.Борзова.- М.: Владос - Пресс, 2003. – С.160.
- Федорчук, И.А. Интеллектуальные игры для школьников. История/ И.А.Федорчук. - Ярославль, 1998.- С. 240.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории
Современный ученик – это активная, творчески мыслящая, умеющая быстро адаптироваться в окружающей действительности и соответствовать ему в своей деятельности, личность. Цель активизации учащихся посре...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории
Главная цель современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории
Главная цель современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....
Использование ИКТ - технологии как основного компонента активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
педагогический проект...
Активизация деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школеVIII вида
Активизация деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Технология обучения в сотрудничестве как эффективный метод активизации деятельности обучающихся".
Технология обучения в сотрудничестве как эффективный метод активизации деятельности обучающихся....