Рабочая программа ОВЗ "Мир истории "6класс
методическая разработка по истории (6 класс)

Сопова Раиса Александровна

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью;  авторской программы О.И.Бородина, В.М. Мозговой  «История» сборника Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  для 5-9 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа ОВЗ Мир истории101.99 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Ярковская СОШ

Согласовано                                                                                                               Утверждаю

Заместитель директора по                                                                              Директор МКОУ ЯСОШ

УВР____________Асеева О.С.                                                                       ___________Альбах Е.А.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА (адаптированная)

дисциплины  «Мир истории»

на 2021-2022 учебный год

6  класса

Составитель: учитель истории и обществознания

МКОУ «Ярковская СОШ»

Сопова Р.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9) Приложения к программе.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью;  авторской программы О.И.Бородина, В.М. Мозговой  «История» сборника Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  для 5-9 классов , авторской программы И.М. Бгажноковой, Л.В.Смирновой «История» сборника Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  для 5-9 классов,- Москва, «Просвещение», 20014год.

Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для обучающихся 6 класса, изучающих историю первый год.

В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.

  Цель программы: подготовить обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII – XI классах.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека  на различных исторических этапах его развития;

― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;

― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;

  • формирование умений работать с «лентой времени»;
  • формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
  • воспитание интереса к изучению истории.

2. Общая характеристика учебного предмета

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала,  коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При проведении уроков используются методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
  • Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
  • Проблемный;
  • Частично-поисковый;
  • Исследовательский;

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

  • Комбинированный урок
  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);

При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Для контроля  воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.

На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии.

3.  Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир истории» относится к образовательной области «История России» и рассчитан  на 1 год обучения.

Программа предусматривает следующее количество часов в год:

6 класс – 2 часа – 34 учебных недели – всего 68 часов.

4.Планируемые  результаты освоения учебного предмета  

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

            Минимальный уровень:

  • понимание доступных исторических фактов;
  • использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
  • последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
  • использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
  • усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
  • адекватное реагирование на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

  • знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
  • использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
  • участие в беседах по основным темам программы;
  • высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
  • понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
  • владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
  • владение элементами оценки и самооценки;
  • проявление интереса к изучению истории.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

6 класс

  • объяснять какие родственники называются близкими, а какие дальними;
  • называть свой адрес (округ, область, район, поселок);
  • ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера; ориентироваться в частях века: начало, середина, конец;
  • по иллюстрациям описывать внешний вид человека умелого, человека прямоходящего, древнейшего человека;
  • описывать основные занятия древних людей;
  • объяснять причины зарождения религиозных верований.
  • что такое даты жизни;
  • основные занятия жителей округа;
  • название страны, в которой живем;
  • государственные символы своей страны (флаг, герб, гимн);
  • название планеты, на которой живем;
  • какое время называется прошлым, настоящим, будущим;
  • какое время называется историческим;
  • чем питался древний человек.

Базовые учебные действия:

Регулятивные УД:

  • Определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя.
  • Проговаривать  последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с текстом учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

Познавательные УД:

  • Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  
  • Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
  • Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Преобразовывать информацию из  одной  формы в другую.
  • Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные УД:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
  • Обращаться за помощью и принимать помощь.
  • Слушать и понимать речь  других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Оформлять свои мысли в устной речи.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

                                                                 5. Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов на изучение раздела

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

Реализация РК

Введение

Представление о себе и окружающем мире

7 часов

Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.

Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.

История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.  

Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.

Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ.  Руководитель страны (президент РФ). 

Большая и малая родина.

Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.

РК. Составление собственной родословной и автобиографии

РК. Рисунок «Мой дом». Составление рассказа «Мои соседи»

РК. Рисунок «Моя улица»

РК. Составление рассказа « Мой край»

Представления о времени в истории

4 часа

Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).

Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).  Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).

2- самостоятельные

РК. Распределение основных событий из жизни на «ленте времени»

Начальные представления об истории

5 часов

История  наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России. 

Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.

Историческое пространство. Историческая карта.

1- тест

РК. Школьный Музей

История Древнего мира

11 часов

Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.

Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.

Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века.

Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.

Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.

Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.

Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.

Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.

  1. тест

РК. История появления с.Ярки

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)

История освоения человеком огня, энергии

5 часов

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.

РК. Использование огня.

РК. Способы получения энергии.

История использования человеком воды

4 часа

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие  представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

РК Использование воды на в с.Ярки

История жилища человека

3часа

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.

РК. Строительство первых жилищ в Сибири

История появления мебели

3часа

Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.

История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением  мебели.

.

История питания человека

5часов

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы  добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения.

Способы хранения и накопления продуктов питания.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

РК. Земледелие и скотоводство в Сибири

Доволенский р-он,с.Ярки

РК. Доволенская пекарния

.

РК. Животноводство и полеводство с.Ярки

Блюда народов Сибири

История появления посуды

5 часов

Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

1-тест.

Декоративно прикладное творчество в Сибири, Доволенский р-он ,с.Ярки

История появления одежды и обуви

5 часов

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.  

РК. Одежда и обувь народов  Сибири

История человеческого общества 

11 часов

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.

Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.

Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.

Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.

Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.

Виды и направления искусства.

Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

  1. тест

РК. Церквь с.Довольное  

РК. Культурные центры села Ярки

 

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Оценка личностных результатов предполагает  оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится  с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Устный ответ:

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

- обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает единичные ошибки и сам исправляет

-обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);

-допускает ошибки в речи (1-2 ошибки);

-обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

-излагает материал недостаточно полно и последовательно;

-допускает ряд ошибок в речи;

-затрудняется самостоятельно подтвердить пример;

-нуждается в постоянной помощи учителя;

-обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала;

-допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл;

-делает грубые ошибки;

-не использует помощь учителя;

Письменная работа:

При оценке комбинированных работ

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Оценка «1»

Если вся работа выполнена без ошибок;

Если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;

Правильно выполнена большая часть заданий;

Выполнено  менее половины других заданий;

Если ученик не приступал к заданию, не выполнил правильно ни одного задания;

  • Время выполнения контрольных работ в 5-10 классах 35-40 минут. За указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.
  • Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение – написание тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках истории.

Приложение к рабочей программе по предмету «Мир истории»

Приказ №    от «  » августа 2021года

                                                                     Календарно тематический план.

6 класс

Название темы урока

К/ч

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1 четверть- 16 часов

Введение.  

Представление о себе и окружающем мире - 7 часов

Планируемые результаты:  знать  элементарные представления о своей «большой» и  «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе.

1

Твое имя, отчество, фамилия. История возникновения и значение.

имя

фамилия

отчество

Работа с дополнительными источниками

Развивать познавательные способности

2

Семья: близкие, и дальние родственники. Понятие о биографии. РК.

поколения, предки, потомки родословная

биография

Работа в тетради (составление родословной, автобиографии), работа в альбоме (рисование рисунка «Моя семья»)

Коррекция мыслительной деятельность через умение устанавливать родственные связи

3

Дом, в котором ты живешь. Твои соседи. РК.

регион, поселок, город, соседи

Работа в тетради (составление рассказа «Мой дом»), работа в альбоме (рисование рисунка «Мой дом»)

Коррекция монологической речи через составление рассказа и пространственной ориентации через рисунок

4

История улицы. Название улиц, их происхождение. РК.

улица

Работа в тетради (изображение улиц «Моя улица»)

Коррекция мыслительной деятельности,  монологической речи. Коррекция личностных качеств.

5

Местность, где мы живем. РК

город, край

Составление описания  своего края по плану.

Коррекция монологической речи

6

Россия – страна, в которой мы живем.

 

столица, население, республика, символы, президент

Работа в тетради, картой, работа с символами, цветами карты

Коррекция мыслительной деятельности и личностных качеств

7

Другие  страны мира. Планета, на которой мы живем.

страны мира

планета

Работа в тетради

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

Представления о времени в истории- 4 часа

8

Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем.

Самостоятельная работа.

вчера, сегодня, завтра

Составление схем сменяемости времен года.

Коррекция временных представлений.  Формирование умения работать самостоятельно.

9

Календарь. Происхождение и виды.

календарь  - римский, земледельческий

Составление  календаря.

Коррекция временных представлений.  Формирование умения работать самостоятельно.

10

Представление об историческом времени.  «Лента времени». РК.

Самостоятельная работа.

Век, тысячелетие, историческая эпоха

Распределение исторических событий на «ленте  времени».

Коррекция временных представлений.  Формирование умения работать самостоятельно.

11

Части века. Основные  события  XX  века. Новое тысячелетие (XXI век).

начало, середина, конец века, новое тысячелетие

Определять части века.

Коррекция временных представлений.

Начальные представления об истории-5часов

12

История – наука о прошлом. Значение исторических знаний.

история, исторические события

Работа в тетради, игра «Путешествие в страну Историю»

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

13

Науки, помогающие добывать исторические сведения.

археология, этнография, геральдика, нумизматика

Работа в тетради, составление схемы «Науки помогающие истории»

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

14

Источники исторических знаний. РК.

вещественные устные письменные памятники, архив, музей, библиотека

Работа в тетради (составление таблицы «Исторические па- мятники»), ознакомление с историческими памятниками (иллюстрациями),

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

15

Историческое пространство.

карта, историческое пространство

Работа в тетради, сравнение географической карты и исторической

Коррекция  пространственной ориентации через работу с картой. Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

16

Повторительно - обобщающий урок по теме «История наука о прошлом». Тест.

Изученный словарь

Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями, с «Лентой времени»

Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий.

2 четверть

История Древнего мира- 11 часов

Планируемые результаты:  знать  историю: появления человека на Земле, изменения его образа жизни из – за климатических условий, развития  земледелия, скотоводства, совершенствования орудий труда, появления денег, возникновения древнейшей цивилизации

17

Появление человека на Земле. Их внешний вид, среда обитания.

эволюция

Работа в группах: чтение статей, выделение главного, сравнение.

Коррекция мыслительных операций через сравнение, анализ, оформление выводов.

18

Каменный век. Образ жизни людей, занятия, орудия труда.

каменный век

стадный образ жизни

Составление рассказа по иллюстрациям «Жизнь людей в каменном  веке»

Коррекция монологической речи через составление рассуждения.

19

Причины зарождения речи и его последствия.

речь

Составление схемы

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей, оформление выводов.

20

Причины  зарождения религиозных верований. Язычество.

религиозные верования язычество

Чтение статьи, выделение главного. Составление рассказа «Верования древних людей»  

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей, оформление выводов.

21

Смена образа жизни древних людей с началом наступления ледников.

ледниковый период

Составление рассказа по плану «Начало ледникового периода»

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

22

Конец ледникового периода. Развитие скотоводства, земледелия.

скотоводство

земледелие

Составление рассказа по плану «Конец ледникового периода»

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

23

Начало бронзового века. Коллективы древних людей.

бронзовый век

семья, община,  род, племя

Составление схемы «Коллективы древних людей»

Коррекция мыслительной деятельности через сравнение, оценочную характеристику, оформление выводов.

24

Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.

неравенство

Знать

бедняк

Составление сравнительных характеристик.

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

25

Зарождение обмена, появление денег.

обмен деньги

Работа со статьей

Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом и рабочей тетрадью.

26

Первые города. Возникновение древнейшей цивилизации. РК.

цивилизация

Работа с иллюстрациями

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

27

Повторительно - обобщающий урок по теме «История Древнего мира». Тест.

Изученный словарь

Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями

Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий.

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)

Планируемые результаты: знать историю освоения огня,  использования воды в земледелии, для получения энергии, виды жилищ древнего человека, основные архитектурные памятники, назначение и виды мебели, способы добычи пищи и способы ее хранения, виды и назначение посуды, виды одежды и обуви древнего человека, профессии людей.

История освоения человеком огня, энергии – 5 часов

28

Источники огня в природе. Способы добычи. Использования для жизни.

очаг

культ

Составление рассказа по иллюстрациям.

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов,

29

Использование огня в производстве. РК.

выплавка

гончар

Работа в тетрадях.

Коррекция мыслительной деятельности через сравнение, оценочную характеристику, оформление выводов

30

Огонь в военном деле. Изобретение пороха.

порох

Составление рассказа по плану.

Коррекция памяти и внимания через работу над планом. высказывание оценки событий, оформление выводов.

31

Огонь и энергия. Виды энергии и способы получения. РК.

энергия

атомная электрическая

тепловая

Составление схемы «Способы получения энергии».

Коррекция памяти и внимания через работу над планом через работу со схемой.

32

Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.

ресурсы

Работа в тетрадях

Коррекция мыслительной деятельности через высказывание оценки событий, оформление выводов.

3 четверть – 20 часов.

История использования человеком воды- 4 часа

33

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. РК

вода

Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

34

Вода и земледелие.

земледелие

Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

35

Использование человеком воды для получения энергии и добычи полезных  ископаемых. РК.

добыча

Составление рассказа «Использование человеком воды»

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

36

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

Составление таблицы

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

История жилища человека – 3часа

37

Первые жилища. Материалы, используемые для строительства. РК.

Пещеры, шалаш, чум, яранга, вигвам, юрта

Составление таблицы «Жилье древних людей» и рассказа по ней.

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

38

История совершенствования жилища.

Изба, мазанка, землянка, хоромы

Работа  в  тетради, иллюстрации

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

39

Архитектурные памятники.

архитектура

Работа  в  тетради, презентация.

Коррекция зрительного восприятия и монологической речи.

История появления мебели-3 часа

40

Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.

мебель

Работа в тетради, иллюстрациями

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

41

История появления первой мебели.

трон, табурет, кушетка, сундук, ларец

Работа в тетради, иллюстрациями

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

42

Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовление  мебели. РК.

мебельщик,

столяр

Работа в тетради, иллюстрациями, презентация.

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

История питания человека - 5 часов

43

Питание – главное условие жизни любого человека. РК.

питание, витаминизация

Работа в тетради, иллюстрациями, презентация.

Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником.

44

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание.

охота рыболовство собирательство, бортничество

Составление рассказа «Еда древнего человека»

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

45

История хлеба и хлебопечения. РК.

хлебопечение

Составление рассказа «История хлебушка»

Коррекция монологической речи.

46

Способы хранения и накопления продуктов питания.

сушка, консервация

Составление таблицы «Хранение продуктов»

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

47

Традиции приготовления пищи у разных народов. РК.

рецепт блюда

Составление презентации «Блюда народов мира».

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умений обобщать исторические события.

История появления посуды- 5 часов

48

Посуда и ее назначение. Материалы для ее изготовления.

домашняя утварь

Составление таблицы

Коррекция мыслительных операций через сравнение, анализ, оформление выводов.

49

Глиняная посуда.

горшки, кувшины, чайники

Составление рассказа «Изготовление глиняной посуды»

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

50

Деревянная посуда

кадки, лохань, ушат, ступки, ведро, бочонок, братина, ставец

Составление коллажа и плана по тексту.

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

51

Изготовление посуды как искусство. Профессии людей связанные с изготовлением посуды. РК.

гончар, бондари

Составление коллажа

Активизация словарного запаса через изучение и объяснение новых исторических терминов

52

Повторительно - обобщающий урок по теме «История жилища древнего человека». Тест.

изученный словарь

Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями.

Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности .

4 четверть – 16 часов

История появления одежды и обуви – 5 часов

53

Представление об одежде и обуви, их функциях.

одежда, обувь

Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией

Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом учебника.

54

Виды одежды древнего человека и способы изготовления.

Туника, пончо, рубаха, бурка

Составление рассказа «Мода Древнего мира»

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

55

Народные традиции изготовления одежды. РК.

Домотканая

Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

56

История появления обуви. Обувь в разные исторические времена

лапти, сапоги, туфли, сандалии, котурны

Составление коллажа

 

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

57

Профессии людей, связанные с изготовление одежды и обуви. РК.

портной, сапожник, ткачи

Составление коллажа

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

История человеческого общества- 11 часов

58

Представление древних людей об окружающем мире.

окружающий мир

Работа с текстом, составление вопросов

Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником.

59

Истоки возникновения мировых религий. Значение религии для духовной жизни человечества. РК.

мировая религия

Работа с текстом, составление вопросов

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

60

Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.

наука

Работа со словарями

Активизация словарного запаса через изучение и объяснение новых исторических терминов

61

Значение устного творчества для истории.

устное творчество летописи, летописец, гусляр

Объяснение пословиц и поговорок

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

62

История  возникновения  письма. Виды письма.

письменность

Составление плана пересказа

Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником.

63

История книги и книгопечатания.

книгопечатание

Составление плана пересказа

Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником.

64

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства. РК.

искусство

Составление таблицы «Виды искусства»

Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом учебника.

 65

Условия для возникновения государства. Виды государств.

монархия, диктатура, демократия

Работа с текстом, составление таблицы

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

66

История денег, торговли.

деньги, торговля, экономика, общество

Работа с текстом, составление вопросов

Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом учебника.

67

Войны. Причины возникновения войны.

война

Работа с текстом, составление вопросов

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

68

Повторительно-обобщающий урок по теме «История человеческого общества». Тест.

Изученный словарь

Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями.

Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий.

         8. Учебно-методический комплекс

Список  учебно-методической литературы:

  1. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год.  
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией А.К. Аксеновой, И.М. Бгажноковой. -  Москва,  «Просвещение», 2005 год.

Учебники:

  1. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России» 7 класс, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008г
  2. И. М Бгажнокова, Л. В. Смирнова Учебник для 6 класса,- Москва «Просвещение»,2014 год.

Литература для учителя:

  1. Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».
  2. Учебно – методическое пособие под редакцией Б.П.Пузанова, О.И.Бородиной, «Уроки истории в 7классе специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида», М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.

Дидактический материал:

  1. Таблицы, схемы; Словарные слова.
  2. Карточки с индивидуальными заданиями;
  3. Тестовые задания;
  4.  Репродукции исторических событий, портреты
  5. Контурные карты.

Перечень интернет ресурсов и электронных источников:

  1. Региональная коллекция ЦОР.
  2. Единая коллекция ЦОР «1С».  

   

8.Контрольно-измерительные материалы.

Пояснительная записка.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены для оценивания учебных достижений учащихся 6-х классов коррекционной школы по истории. Оценивание производится в условиях пятибалльной системы цифровых оценок.

Текст теста  по истории печатается на листах формата А4. Тесты составлены в трёх  вариантах (в исключительных случаях 4-х).

Тестовые  работы предполагают их проведение после изучения раздела. После проведения проводится  анализ полученных результатов.

Пояснительная записка

Целью промежуточной аттестации учащихся 6 класса является оценка достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), и соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Материал промежуточной аттестации составлен на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ярковская СОШ»
  • Учебного плана МКОУ «ЯСОШ» на 2021-2022 учебный год.

      Материал промежуточной аттестации составлен в соответствии с особенностями возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся.

Форма аттестации: тестирование.

Временной регламент: 40 мин.

Содержание и структура тестирования

6а класс

Работа включает 20 заданий.

В заданиях 1-5, 8-13, 15-20 необходимо выбрать один правильный ответ.

В задании 14 указать стрелками (систематизировать).

В задании 6 заполнить таблицу.

В задании 7 изобразить ленту времени, расположить на ней исторические события в хронологическом порядке.

Система оценивания

Оценка «5» - за 90-100% выполненных заданий.

Оценка «4» - за 60-90% выполненных заданий.

Оценка «3» - за 40-60% выполненных заданий.

Оценка «2» - меньше 40% выполненных заданий.

№ п/п

Планируемые предметные результаты. 6а класс

Номера заданий

1

Представление о науке истории

1, 8

2

Знание основных исторических событий

6

3

Высказывание собственных суждений и личностного отношения к изученным темам

18, 20

4

Знание основных понятий по теме «Имя, отчество, семья, родословная человека»

10, 11, 12, 13

5

Знание основных понятий по теме «Отчий дом. Наша Родина - Россия»

2, 3, 4, 5

6

Знание основных понятий по теме «О том, что такое время и как его изучают»

7, 9

7

Знание основных понятий по теме «Что такое наука история»

14

8

Знание основных понятий по теме «История Древнего мира»

15, 16

9

Знание основных понятий по теме «История вещей. Занятия человека на Земле»

18

10

Знание понятий по теме «Человек и общество»

19

Используемая литература:

  1. Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 6-е изд.– М.: Просвещение, 2020.

Промежуточная аттестация по предмету «Мир истории». 6 класс

  1. Что такое история:

а) исследования учёных;

б) наука о прошлом и настоящем времени;

в) символы государства

основатель истории:________________

  1. Написать название своего государства________________________________________

Столица России_______________________________________________________________

     

Столица Сибири :

Губернатор:

Глава Сельского совета с.Ярки

  1. Символы государства:

а) герб, флаг;

б) герб, флаг, гимн;

в) гимн, герб.

  1. Конституция - это:

а) основной закон государства;

б) биография;

в) правило.

  1. Глава государства:

а) руководитель;

б) президент;

в) депутат.

президент РФ:_________________________________________________________________

  1. Заполнить таблицу:

Год

Век

Событие

Крещение Руси при князе Владимире

Основание г. Москвы Юрием Долгоруким        

Основание г. Ноябрьска

  1. Изобразить ленту времени, расположить на ней исторические события из таблицы

  1. Для чего мы изучаем историю:

а) это интересно;

б) история заставляет нас учитывать ошибки прошлого и ценить настоящее;

в) чтобы много знать.

  1. 1 век:

а) 1000 лет;

б) 10 лет;

в) 100 лет.

  1. Отчизна, Отечество - это:

а) место, где человек родился;

б) родная земля, где человек родился и вырос, страна, в которой он живёт с рождения;

в) страна.

  1. Что такое биография:

а) люди, которые занимаются расследованием;

б) описание жизни какого-то человека с момента его рождения;

в) энциклопедия.

  1. Поколение - это:

а) люди, близкие по возрасту, живущие в одно время;

б) родственники;

в) коллеги.

  1. Что такое родословная:

а) список родственников;

б) список государств;

в) список.

  1. Указать Археологи – это:

а) историки;

б) учёные;

в) учёные, которые изучают историю древних городов и памятников.

  1. В Ледниковый период люди выжили:

а) потому что разумно действовали;

б) жили сообща, коллективно защищались от опасностей, берегли огонь, придумали новые орудия труда и охоты;

в) были сильными.

  1. Новые занятия людей (ремёсла):

а) гончарное, ткацкое, кузнечное, оружейное;

б) гончарное, кузнечное;

в) ткацкое, оружейное.

  1. Патриот -  это:

а) человек, который любит свою страну знает её историю, язык, культуру и всегда готов защищать интересы своего государства;

б) кто живёт на малой родине;

в) хорошо знает язык своего государства.

Написать фамилии патриотов из истории России:____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Архитектура:

а) наука и искусство строить жильё и другие сооружения, необходимые человеку;

б) виды жилищ;

в) памятники.

  1. Современные религии –

а) христианство, ислам;

б) буддизм, христианство, ислам;

в) ислам, христианство

Написать «золотое» правило____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

6 класс

1-б;          2-Россия, Москва, Новосибирск; Травников,Лаврищев;        

3 – б;       4-а;          5-б; В.В. Путин;        

6-988 г. – X в.; 1147 г. – XII в.; 1595 г. – XVI в.; 1975 г. -  XX в.

7.  

X в.

XI в.

XII в.

XIII в.

XIV в.

XV в.

XVI в.

XVII в.

XVIII в.

XIX в.

XX в.

988 г.

1147 г.

1975 г.

Крещение Руси

осн. г. Москвы

осн. г. Ноябрьска

       

8-б;     9-в;     10-б;      11-б;     12-а;

 13-а; 14-в; 15-б; 16-а; 17 – а; 18-а; 19 – б; «золотое» правило: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...