Самостоятельная работа как эффективный инструмент освоения знаний. Пример из практики.
опыты и эксперименты по истории

Тарасюк Екатерина Николаевна

В настоящее время, к сожалению, как показывает практика, становится всё меньше детей, которые могут давать исчерпывающие полные ответы на вопросы, анализировать информационный материал и делать выводы, основанные на нём.

Поэтому важно научить их делать это самостоятельно, вырабатывая устойчивые умения и навыки, что особенно важно и актуально при освоении такого предмета, как история.

    При решении данной задачи важен определённый алгоритм действий со стороны педагога и учащихся. А также подготовка к самостоятельной работе.

   Сначала учитель показывает базовый план работы над темой, поясняя логику шагов. Затем вместе с учащимися осуществляет работу по плану с учебной информацией, показывая системный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа как эффективный инструмент

освоения знаний. Пример из практики.

Подготовила: Тарасюк Екатерина Николаевна

учитель истории МАОУ СОШ №23 г. Томска

Сегодня, когда поток информации очень большой , а система школьного образования требует от учащихся  развития  многочисленных навыков и умений, именно учитель должен подбирать те формы и методы обучения, которые помогут справиться с этой задачей. Дети меньше читают , меньше общаются вживую, меньше развивают словарный запас и как следствие им тяжелее выражать мысли, строить речь, углубляться в проблему. В свете этого школьный  урок именно та форма обучения, которая при использовании определённых методов, может привести к успеху. Огромное значение имеет правильный выбор форм работы. Необходимо в также использовать  нестандартные формы организации учебной деятельности. Важно заинтересовать детей, так что бы урок воспринимался как увлекательная работа. Чтобы труд на уроке принёс ребёнку удовлетворение, возбуждал интерес к новому.

    В настоящее время, к сожалению, как показывает практика, становится всё меньше детей, которые могут давать исчерпывающие полные ответы на вопросы, анализировать информационный материал и делать выводы, основанные на нём.

Поэтому важно научить их делать это самостоятельно, вырабатывая устойчивые умения и навыки, что особенно важно и актуально при освоении такого предмета, как история.

    При решении данной задачи важен определённый алгоритм действий со стороны педагога и учащихся. А также подготовка к самостоятельной работе.

   Сначала учитель показывает базовый план работы над темой, поясняя логику шагов. Затем вместе с учащимися осуществляет работу по плану с учебной информацией, показывая системный подход.

Демонстрирует приёмы анализа информации и основные выводы.

Далее предлагает самостоятельно отработать тему по предложенному плану. Как только учащиеся осваивают этот вид работы и понимают логику построения плана работы и его выполнения, учитель предлагает им самим построить собственный или дополнить базовый план, с привлечением дополнительной информации, формируя, таким образом, навыки сравнения, анализа информации. Заодно происходит и более глубокое погружение в тему.

Разберём работу с темой «Внешняя политика»

Базовый план работы над темой:

  1. Определение направлений (по сторонам горизонта относительно изучаемого государства).
  2. Определение государств оппонентов.
  3. Цели внешней политики на данном направлении ( вопрос что сделать?)
  4. Причины внешней политики на данном направлении (почему и зачем?)
  5. Ход событий (хронология)
  6. Ожидаемые результаты
  7. Фактические результаты
  8. Вывод

Предлагается форма для работы в виде аналитической таблицы:

направление

Гос-ва оппоненты

цель

причины

Ход событий

Ожидаемые результаты

Фактические результаты

Вывод:

Далее идёт обработка и сортировка по разделам учебного текста. При этом сразу выявляются в нём пробелы, где нет необходимой для работы информации, а значит очевидна необходимость привлечения информации из дополнительных источников (что поощряется дополнительными баллами). Учащиеся учатся быть внимательными к фактам и критично относиться к изучаемому тексту.

После наработки и сортировки материала поводится аналитическая работа того что получилось и делается вывод об успешности или не успешности внешней политики государства на данном направлении.

Впоследствии, при изучении подобной темы дети уже понимают, как с ней нужно работать. Как строить своё выступление, на чём акцентировать внимание. Осознают важность составления плана работы для исчерпывающего раскрытия темы. Это помогает справиться с вопросами второй части ОГЭ и ЕГЭ.

Затем им предлагается дополнить базовый план, либо построить свой план для изучения темы (возможно другой), что ещё больше развивает их навыки самостоятельной работы и делает их устойчивыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс

Дидактические разработки. Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс...

самостоятельная работа 5 класс математика. задачи на совместную работу, движение и примеры на действия с обыкновенными дробями

данная самостоятельная работа содержит в себе задачи на совместную работу, задачи на движение, задачу на арифметические действия и примеры на все действия с обыкновенными дробями...

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики

В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимч...

Статья. " Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике "

      В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное ре...

Методическая разработка - презентация «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике»

В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное решение , умеющий работать тво...

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС...