«Формирование гражданских позиций средствами предмета истории»
статья

Работа посвящена гражданско - патриотическому воспитанию, как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности.

 

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданско- патриотического воспитания  на уроках истории и во внеурочной деятельности.  

                              Москвина Татьяна Викторовна

                            МБОУ «Называевская Гимназия».

Работа посвящена гражданско - патриотическому воспитанию, как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность.

Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения  продолжает оставаться  воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события  ни происходили в государстве, какие бы противоречия  ни возникали среди людей, живущих в стране,- единственным примиряющим  и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина  к своему Отечеству

"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". В.В. Путин.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 30 декабря 2015 г. № 1493 Москва. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"

           Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности.

   Российскому патриотизму присуще свои особенности: гуманистическая направленность, веротерпимость,  особая любовь к родной природе, к родной земле, к родному языку, готовность к выполнению гражданского долга и обязанность защищать интересы Родины.

   К основным признакам патриотизма относятся: любовь к Отечеству, чувство Родины, гордость за свою страну, приумножение чести, славы и величия страны,  бережное отношение к истории и историческим памятникам.

90-е годы коренным образом изменили жизнь в стране, изменили приоритеты. Ухудшение жизни не способствовало  укреплению патриотических чувств, особенно молодёжи. Возможно ли возрождение России? Конечно, при условии формирования качественно нового  патриотического сознания у населения, особенно у подрастающего поколения. Действительно, настоящий и действенный патриотизм реализуется тогда, когда он будет исходить от самого человека: «Я должен». В связи с этим очень актуальной стала проблема патриотического воспитания.

   Целями воспитательной работы в этом направлении являются:

  • воспитание у молодёжи  духовно – нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления личности к самосовершенствованию;
  • воспитание и развитие патриотических чувств;
  • изучение культурно – исторических и социально - политических отечественных позиций;
  • воспитание гражданственности.

   К сожалению, не все сердца современных школьников тронуты рассказами участников событий о войне, о подвигах русских солдат и простых людей, действовавших во благо Родины, а  воспитанные  подростки на  боевиках иностранного разлива становятся агрессивными  к другим нациям, религиям, традициям и обычаям, прикрываясь лозунгом «Россия для русских». Порой не знают и не понимают смысл слова патриотизм.  Эта агрессия приводит к необоснованному кровопролитию и геноциду.

Достучаться до души детей можно. Необходимо активизировать, мотивировать деятельность учащихся, чтобы работа не прошла даром, и учащиеся с интересом поглощали информацию на патриотические темы, были заинтересованы в самостоятельной работе и поиске новой информации.

Изучение истории Отечества должно служить возрождению и укреплению исторической памяти. Формированию  качеств патриота и гражданина. Формы и методы работы различны: уроки истории, обществознания, занятия в клубах, линейки памяти, дополнительное образование (с 2008 года в гимназии открыт кадетский класс), музеи, встречи с ветеранами, экскурсионная работа.

Изучая тему «ВОВ»особое место уделяю  отбору фактов свидетельствующих о самых характерных явлениях войны: массовом героизме советских людей, о мужестве, проявленном войнами и партизанами в борьбе с врагом. Учащиеся готовят сообщения  о командирах, чьи армии участвовали в знаменитых битвах. Проводим исторические чтения, где учащиеся защищают свои  работы, в которых описан подвиг тружеников тыла, участников ВОВ. На занятиях уделяем  внимание для изучения проявленного героизма называевцами, как на фронте, так и в тылу. Учащиеся сами проявляют инициативув подготовке к уроку  самостоятельно, в работе с документами, в поиске нужной и интересной  информации, которая им интересна и необходима. Просматриваем видеоролики, подбираю стихи, цитаты известных людей. Использую наглядный материал.

В своей деятельности практикую  встречи с ветеранами войны и труда, тематические классные часы: «Россия. Русь. Родина», «Наши ветераны», «Вставай страна огромная…»,посещение называевского музея, где имеются выставки о называевцах в годы ВОВ; письма фронтовиков, оружие, снаряды, документы, вещи… И каждый экспонат частица памяти о войне, о героизме нашего народа. Сотрудничаем с называевским архивом, районной библиотекой и участвуем  в встречах с участниками ВОВ, Афганской войны и Чеченских событий с целью воспитания у учащихся патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов соотечественников. Ежегодно в канун Дня Победы ребята участвуют в митинге и возложении венков к памятнику войну победителю. Проводится конкурс на лучший рисунок, стихотворение патриотического содержания.

Использую на уроках и во внеурочной деятельности (проводиться краеведческий курс «Мой край») прекрасную книгу нашего называевского автора М.В.Кураедова «История Называевска и Называевского района», что позволяет более глубже  изучить родной край и замечательных людей оставивших  свой след в истории нашего края, знать и уважать традиции родных мест и непреходящих человеческих ценностей- любви к Родине, уважение к ближнему, почтение старших. Внеурочная деятельности даёт возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, это помогает воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и страну.

В гимназии работает научное общество учащихся. Ежегодно мы с учащимися готовим работы («Называевск 60 лет назад», «Эти годы не забыть ей никогда», «Труженица тыла П. И. Кравченко» и т.д.), которые потом защищают на заседании НОУ. Победители идут на районную защиту. В гимназии действует исторический клуб «Память». Вместе с ребятами готовим мероприятия, посвящённые памятным датам России, историческим событиям, известным личностям  внёсшим свой вклад в развитие нашей страны (Виталий Чуркин; год российского кино и многое другое).

На занятиях рассматриваем примеры патриотизма русского народа в разные периоды нашей истории. Во времена монархии патриотизм в стране  проявлялся  в жизни Российской империи «Православие, самодержавие, народность». После победы Октябрьской революции началось отвержение монархии и господствовал лозунг «Защита социалистического Отечества». Особенно проявился патриотизм  в годы ВОВ (дружба народов, сближение власти с церковью, о единстве социальном и политическом, о готовности граждан в помощи фронту, в формировании терпимости к агрессорам).

События двадцати последних лет  в нашей стране продемонстрировали острые  последствия. Моя задача объяснить  учащимся истоки сложных отношений между этносами и показать, что в России издавна существуют  традиции мирного сожительства, дружбы представителей разных народов.

Форм и методов патриотического воспитания  много, необходимо только желание работать с детьми над укреплением социального единства общества и сохранением преемственности поколений.

Работая с учащимися, надо видеть определённый результат: чему научились, чего достигли, а над чем ещё надо работать. В конце года можно провести итоговое занятие, на котором эффективность патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учётом мнений самих ребят об этой работе. Учёт их отношений, взглядов, замечаний позволит оценить действенность реализуемых методов воспитания, уровень сформированности у учащихся ценностных ориентаций, преданности Родине, своему народу. Учащимся предлагается выбрать словосочетания и эпитеты, которые ассоциируются у них с базовым понятием «Родина» и характеризуют её сегодняшнее состояние.

Слово «Родина» вызывает чувство

Количество ответов

1.Любви к своему народу                      2.Гордости за свой народ                                3.Уважение к своей стране             4.Сострадания к своему народу            5.Гордости за историю, культуру, традиции            6.Унижения и позор                                                    7.Готовность отдать жизнь за свою Родину                8.Безразличие                                                              9.Другое

Наряду с обобщённым понятием «Родина», можно выяснить, с чем конкретно связывают школьники любовь к Отечеству, что является для них определяющим в этом понятии.

Определяющим в понятии «Родина» является

Количество ответов

1.Родная семья. Родной дом                                                    2.Место, где родился и живу                                               3.Россия в целом

Затем можно выяснить, с каким качеством и конкретными жизненнымипозициями связывают ребята понятие «Патриот».

Быть патриотом – это значит

Количество ответов

1.Любить и уважать Родину                                               2.Отстаивать интересы Родины                                            3.Уважать людей всех национальностей                              4.Гордиться Родиной и переживать за неё.

Таким образом, на основе данных опроса мы можем сделать вывод о представлении святых для каждого человека и гражданина понятиях «Родина», «Патриотизм».  И увидеть результат нашей совместной работы.

Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание – одна из трудных, но приоритетных  задач   современной школы. При достижении этой задачи важно, чтобы учащиеся гордились  своей страной и её богатой историей.

                  Библиография

      1. В. В. Путин. Послание Федеральному Собранию РФ 26 апреля 2007 

     2.  Д.С.Лихачёв. Русская культура .М.: 2000г.

3. П.И. Педкасистов. Педагогика. М.: 2006гг.

4. Википедия.

5. В.А. Сухомлинский. //«Воспитание школьников», 1966 г .1, с.178


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические аспекты формирования гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и обществознания».

Доклад учителя истории, обществознания, ОРКСЭ  МБОУСОШ № 7 имени героя России М. Евтюхина  г. Североморска Филяева Алексея Евгеньевича на ГМО учителей истории г. Североморска по теме: :...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему  формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...

« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему  формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...

Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему формирования гражданской позиции. Ведь сегодня наша страна проживает не самые легкие времена, когда вокруг идут гражданские войны,поэтому данная проблема очень актуал...

Программа деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района «Инициатива» как средство формирования гражданской позиции детей и молодёжи

Важную роль в организации воспитательного пространства для формирования активной гражданской позиции детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (коо...

Доклад по теме: Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной ...