Программа деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района «Инициатива» как средство формирования гражданской позиции детей и молодёжи
статья по теме

Важную роль в организации воспитательного пространства для формирования активной гражданской позиции детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (координационный центр - МБУ ДО «Дом детского творчества»), организующий единое культурно-развивающее пространство для школьных детских объединений района. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района «Инициатива»

как средство формирования гражданской позиции детей и молодёжи

Липич Элла Оттовна, elipich84@mail.ru 

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г.Исилькуль, Омской области, педагог-организатор

Сегодня, когда создание условий для свободного, гармоничного развития личности является  приоритетным направлением, в среде педагогического сообщества и родителей признаётся, что деятельность детских и молодёжных общественных объединений является воспитывающим фактором, который позволяет детям, подросткам и молодёжи удовлетворять свои потребности в социально-значимой активности. Возможность творческого развития, становление самооценки, социальная адаптация, возможность проявления гражданской позиции – ключевые задачи деятельности детских и молодёжных объединений, призванные сформировать свободную, развитую и образованную личность.

Из числа задач деятельности детских и молодёжных объединений, перечисленных выше, вопрос гражданского образования и воспитания является ведущим, так как в обществе признано, что каждый ребёнок уже в детстве должен чувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого ребёнок должен получить реальный опыт гражданской активности в период своего становления.

Уровень гражданской активности подрастающего поколения имеет большое значение для современного общества. Участие в общественной жизни детей и молодёжи очень важно, так как именно в их руках будет сосредоточено будущее страны. Всё это актуализирует поиск принципиально новых подходов к организации педагогической работы с детьми и молодёжью, направленной:

- на подготовку и включение их в жизнь современного государства и гражданского общества;

- на приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения;

- на становление информированных, ответственных и вовлечённых в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции.

Важную роль в организации воспитательного пространства для формирования активной гражданской позиции детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (координационный центр - МБУ ДО «Дом детского творчества»), организующий единое культурно-развивающее пространство для школьных детских объединений района.

Детское движение Исилькульского района – это уже сложившаяся с 2006 года система взаимодействия школьных детских объединений, которая направлена на развитие лидерского и творческого потенциала членов детских общественных объединений и расширении возможностей для общественно полезной деятельности путём теоретической и практической подготовки в сфере общественного движения.

В настоящее время в Союзе детских объединений «Патриот» зарегистрировано 31 школьное детское объединение общей численностью 4624 активиста, устойчивое и благоприятное взаимодействие которых достигается за счёт реализации различных программ обеспечивающих равные условия подготовки юных активистов детского движения района.

Традиционно программы деятельности СДО «Патриот» представляют собой деловую или сюжетно-ролевую игру с элементами соревнования, направленную на: сохранение и развитие детского движения района, формирование умений и навыков позитивного социального взаимодействия между субъектами СДО «Патриот»,  выявление и развитие лидерских и творческих способностей детей, развитие управленческих инициатив через участие в органах самоуправления.

Педагогический процесс по реализуемым программам носит ярко выраженный деятельностный характер, где развитие лидерского и творческого потенциала достигается путём вовлечения всех субъектов СДО «Патриот» в коллективный творческий процесс в условиях творческих сборов. Каждая новая программа – это поддержание позитивного опыта программы-предшественницы с целью сохранения лучших традиций детского движения района и минимизации «консерватизма» не принимающего нововведений.

Для разработки программы обычно проводится анализ реально складывающегося опыта деятельности детского движения, позволяющего выявить особенности его развития и степень удовлетворения социального заказа. Способами изучения опыта становится анализ документов, анкетный опрос специалистов, членов детских объединений, семинары с кураторами детских объединений.

В 2015-2016 г.г. координационным центром детского движения Исилькульского района МБУ ДО «Дом детского творчества» была запущена программа деятельности СДО «Патриот» «Инициатива», направленная на повышение уровня активной гражданской позиции у лидеров детских объединений района. В ходе программы представители детских объединений были вовлечены в деятельность по разработке и реализации социально-значимых проектов.

Технология социального проектирования, которая легла в основу программы,  позволила включить детей в самостоятельную, координируемую руководителем деятельность по позитивному преобразованию социума во взаимодействии с различными социальными партнерами.

Образовательной формой программы стали форумы, направленные на создание условий для развития умений и навыков социального проектирования у лидеров детских объединений, выявление и поддержку инициатив активных молодых граждан.

Форумы представляли собой мероприятие с различными диалоговыми площадками, панельными дискуссиями, мастер-классами, посвящёнными рассмотрению темы социального проектирования.

Модераторами диалоговых площадок и мастер-классов стали специалисты МКУ «Центр по работе с детьми и молодёжью», которые учили лидеров проявлять активную гражданскую позицию – находить проблемы современного общества и пытаться их решить, инициируя различные социально-значимые проекты.

Программа состояла из 3 теоретических и 3 практических этапов:

Этап

Теория

Практика

1

(ноябрь 2015 г.)

Тренинг-площадки по тематике:

- «Я - лидер»

- «Формирование социальных связей»

- «Правильная цель = нужный результат»

Разработка идеи проекта

Оформление проекта документально

Составление презентации проекта

2

(январь 2016 г.)

Диалоговые площадки в форме «активного тренинга» на развитие коммуникативных навыков (защита проектов перед аудиторией)

Презентация проекта

Корректировка проекта

3

(март 2016 г.)

Мастер-класс по тематике «Способы рекламы и продвижения социальных проектов»

Создание видеоролика (реклама социального проекта)

4

(май 2016 г.)

Заседание Экспертного Совета. Анализ заявленных на участие в программе проектов. Подведение итогов программы.

На участие в программе было заявлено 16 проектов различной тематики, разработанных лидерами детских объединений.

В числе приоритетных направлений, по которым были разработаны проекты, оказались:

- культурологическое (организация экскурсий по родному городу, создание шумовых инструментов);

- социально-педагогическое (популяризация профессии учителя);

- патриотическое (создание комнат Боевой славы, музейных комплексов, сборников воспоминаний, благоустройство памятников и  мемориалов);

- профилактическое (поведение в чрезвычайных ситуациях, формирование языковой культуры);

- экологическое (благоустройство детских и спортивных площадок, школьных территорий).

Из 16 представленных проектов, которые прошли все 3 этапа программы, были определены победители:

1 место - ДО «Кристалл» (МБОУ «СОШ №1») - «Пройдусь по тихим улочкам моим…» Организация экскурсий по Исилькулю и его окрестностям с познавательным и профессиональным рассказом о городской среде, уникальных постройках,  значимых и важных исторических событиях;

1 место - ДО «МЫ» (КОУ «Исилькульская школа-интернат») - «Умелые руки – чудесные звуки» (создание своими руками комплекта народных шумовых инструментов из дерева для оснащения кабинета ритмики);

2 место - ДО «СВЕТ» (МБОУ «Исилькульский лицей») - «Учитель – мастер, чародей, творец и просто верный друг детей» (создание фильма, посвященного учителям России);

3 место - ДО «Непоседы» (МБОУ «Маргенауская СОШ») - «Городок безопасности» (оборудование помещения для занятий со школьниками);

Победитель в номинации «Лучший социальный видеоролик» -  ДО «Великая Галактика» (МБОУ «Солнцевская СОШ») - «Долой сквернословие!» (формирование языковой культуры школьников).

Разнообразие видов общественной деятельности, представленных в проектах, позволяет судить о том, что в процессе специально организованной деятельности лидеры детских объединений овладели ведущими ценностями общества, приобрели навыки и умения общественно значимой деятельности. Активность лидеров детских объединений проявилась и сформировалась в конкретных делах – ребята с пониманием отнеслись к проблемам своей малой Родины, смогли осознать свою личную значимость в решении этих проблем, а значит – проявить гражданскую позицию.

Представленный опыт работы по реализации программы «Инициатива» и опыт более чем 10-летней плодотворной работы Союза детских объединений «Патриот» позволяет сделать вывод о его значимости в развитии, воспитании и социальном становлении детей и молодёжи Исилькульского района. Можно с уверенностью сказать, что воспитательная работа в рамках программ деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района – действенное средство формирования гражданской позиции лидеров детских объединений, способствующее их социальной адаптации и активному взаимодействию с социумом.

Список использованных источников:

  1. Конференция «Управление образованием в период изменений». Реализация модели общественно-активной школы как условие эффективного перехода на ФГОС. – URL: http://direktoria.org/konferencia/pub/4126
  2. Конференция «Философия образования личности». Гражданское воспитание как важнейшая составляющая образовательного процесса. – URL: http://www.ukrdeti.com/firstforum/b12.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

«СДО «Патриот» Исилькульского района как средство развития лидерского и творческого потенциала детей и молодёжи»

Детское движение Исилькульского района – это уже сложившаяся с 2006 года система взаимодействия школьных детских объединений, которая направлена на развитие лидерского и творческого потенциала членов ...

Программа патриотического воспитания активистов СДО "Патриот" Исилькульского района "Наследники. Хранители. Творцы"

В 2017-2018 году деятельность Союза детских объединений "Патриот" Исилькульского района регалментируется программой "Наследники. Хранители. Творцы"...

Статья "Нетрадиционные формы работы с семьей, как средство формированиия активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей"

Содержание статьи направлена на активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс....

Доклад по теме: Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной ...

«Формирование гражданских позиций средствами предмета истории»

Работа посвящена гражданско - патриотическому воспитанию, как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: патриотизм, гражданственность....