«СДО «Патриот» Исилькульского района как средство развития лидерского и творческого потенциала детей и молодёжи»
статья на тему

Детское движение Исилькульского района – это уже сложившаяся с 2006 года система взаимодействия школьных детских объединений, которая направлена на развитие лидерского и творческого потенциала членов детских общественных объединений путём теоретической и практической деятельности в сфере общественного движения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диалоговая площадка

«Развитие лидерского и творческого потенциала детей и молодёжи как основное направление взаимодействия общественных организаций с образовательными организациями общего и дополнительного образования»

***   ***   ***

Липич Элла Оттовна,

педагог-организатор по детскому движению

I квалификационной категории

МБУ ДО «Дом детского творчества»

«СДО «Патриот» Исилькульского района

как средство развития лидерского и творческого потенциала детей и молодёжи»

Сегодня, когда создание условий для свободного, гармоничного развития личности является  приоритетным направлением, в среде педагогического сообщества и родителей признаётся, что деятельность детских и молодёжных общественных объединений является воспитывающим фактором, который позволяет детям, подросткам и молодёжи удовлетворять свои потребности в социально-значимой активности.

Возможность творческого развития, становление самооценки, социальная адаптация, возможность проявления гражданской позиции – ключевые задачи деятельности детских и молодёжных объединений, призванные сформировать свободную, развитую и образованную личность.

Важную роль в организации воспитательного пространства, расширении возможностей для общественно полезной, разнообразной творческой деятельности детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (координационный центр - МБУ ДО «Дом детского творчества»), организующий единое культурно-развивающее пространство для школьных детских объединений района.

Детское движение Исилькульского района – это уже сложившаяся с 2006 года система взаимодействия школьных детских объединений, которая направлена на развитие лидерского и творческого потенциала членов детских общественных объединений путём теоретической и практической деятельности в сфере общественного движения.

По состоянию на май 2015 г. в Союзе детских объединений «Патриот» зарегистрировано 31 школьное детское объединение общей численностью 4624 активиста, устойчивое и благоприятное взаимодействие которых достигается за счёт реализации различных программ обеспечивающих равные условия подготовки юных активистов детского движения района.

Традиционно программы деятельности СДО «Патриот» представляют собой деловую или сюжетно-ролевую игру с элементами соревнования, направленную на: сохранение и развитие детского движения района, формирование умений и навыков позитивного социального взаимодействия между субъектами СДО «Патриот»,  выявление и развитие лидерских и творческих способностей детей, развитие управленческих инициатив через участие в органах самоуправления.

В число ключевых задач программ деятельности СДО «Патриот», позволяющих реализовывать основные приоритеты государственной политики в области воспитания детей, включены:

  • содействие самореализации и самоактуализации подростков через организацию социального поля деятельности;
  • выявление и развитие лидерских способностей детей;
  • развитие позитивных качеств подростков;
  • формирование устойчивого положительного отношения к общественной деятельности;
  • выявление, поддержка и стимулирование социальных, творческих, управленческих детских инициатив;
  • обеспечение равных возможностей в социальном становлении детей и подростков.

Реализуя свою деятельность, СДО «Патриот» работает по нескольким приоритетным направлениям:

- патриотическое воспитание, являющееся стержневым в деятельности всех детских объединений и нацеленное на развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

- работа с лидерами, обеспечивающая выявление и поддержку социальной одаренности, развитие различных форм детского самоуправления, стимулирование социально-проектной деятельности. Работа с лидерами - наиболее специфичное направление деятельности детских общественных объединений, позволяющее обеспечивать выявление перспективных молодых управленцев, создавать благоприятные условия для развития их потенциала, начиная с раннего возраста;

формирование основ здорового и безопасного образа жизни;

- социально-творческое, досуговое направление, позволяющее обеспечить пространство для самовыражения, способствующее развитию креативного мышления, индивидуальных особенностей личности, коммуникабельности.

Существующие направления развития детского движения в полной мере соответствуют российским и мировым тенденциям. Их дальнейшая поддержка позволяет эффективно решать задачи социализации подрастающего поколения.

Направления реализуются через различные формы работ предложенных детским объединениям. Все задания пробуждают интерес к общественной работе, развивают и поощряют инициативу, развивают творческий потенциал подростка, воспитывают гражданскую ответственность и патриотизм, милосердие, способствуют формированию толерантности в современном многонациональном государстве, интерес к проблемам общества, активной социальной позиции в обществе. Кроме того, помогают подросткам самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников.

Педагогический процесс по реализуемым программам носит ярко выраженный деятельностный характер, где развитие лидерского и творческого потенциала достигается путём вовлечения всех субъектов СДО «Патриот» в коллективный творческий процесс в условиях творческих сборов. Каждая новая программа – это поддержание позитивного опыта программы-предшественницы с целью сохранения лучших традиций детского движения района и минимизации «консерватизма» не принимающего нововведений.

Для написания программы обычно проводится анализ реально складывающегося опыта деятельности детского движения, позволяющего выявить особенности его развития и степень удовлетворения социального заказа. Способами изучения опыта становится анализ документов, анкетный опрос специалистов, членов детских объединений, семинары с кураторами детских объединений.

Летом 2015 г., после завершения реализации программы деятельности СДО «Патриот» «Олимпийские высоты», координационным центром был проведён сравнительный анализ программ за последние 5 лет.  Цель – выявление положительных результатов реализации программ деятельности СДО «Патриот» для написания новой программы, отвечающей требованиям государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования и запросам членов детских объединений (Приложение №1).

Результаты сравнения показали, что каждая программа представляет собой новый «осовремененный» подход к организации деятельности детских объединений, предполагающий сохранение лучших традиций обличённых в новые формы, методы и технологии. Но все программы в равной мере наполняют деятельность объединений новым интересным содержанием, обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и творческого развития личности каждого участника программы, позволяют увидеть проблемы в развитии детского движения района и наметить пути их решения.

Такой аналитический поход к выбору содержания каждой программы позволяет находить новые пути обновления детского движения в районе, которое в настоящее время реально существует и активно действует, способствуя позитивной социализации детей и молодёжи.

Опыт более чем 10-летней плодотворной работы Союза детских объединений «Патриот» позволяет сделать вывод о его значимости в развитии, воспитании и социальном становлении детей и молодёжи Исилькульского района. Однако, оценивая современное состояние детского общественного движения города как стабильное, адекватное задачам развития системы образования и меняющимся запросам подрастающего поколения, необходимо отметить комплекс нерешенных проблем, среди которых можно выделить следующие:

  1. Отсутствие эффективной системы отбора, подготовки и мотивации кадров для работы с детскими и молодежными организациями:
  •  отсутствует целенаправленная политика по подбору, привлечению и удержанию талантливых молодых специалистов, заинтересованных в развитии детского и молодежного движения, имеющих опыт работы в летних лагерях, выпускников детских и молодежных общественных объединений;  
  •  не были сохранены ставки старших вожатых и педагогов-организаторов по работе с детскими и молодежными общественными объединениями в ряде образовательных учреждений.
  1. Отсутствие системы детского и молодежного самоуправления и системы продвижения лидеров детских и молодежных общественных объединений.
  • в ряде учреждений детские объединения существуют только «на бумаге»;
  • недостаточно эффективная работа с лидерами и органами детского самоуправления.

В связи с рядом наметившихся недочётов, координационная работа СДО «Патриот» как средства развития лидерского и творческого потенциала детей и молодёжи предполагает:

  • Сохранение, развитие и расширение сети действующих детских объединений района
  • Организация мероприятий, направленных на стимулирование деятельности детских объединений и расширение сфер сотрудничества
  • Содействие построению моделей взаимодействия на принципах социального партнёрства детских объединений с государственными и муниципальными учреждениями и организациями, предприятиями
  • Организация встреч лидеров детских и молодежных объединений с представителями органов местного самоуправления
  • Разработка, реализация и поощрение проектов и программ, способствующих вовлечению родителей в организацию социально-значимой деятельности подростков в составе детского и молодежного движения
  • Дальнейшая реализация и совершенствование программы подготовки лидеров детских и молодежных объединений;  
  • Проведение и совершенствование сборов актива детских и молодежных общественных организаций;
  • Внедрение инновационных социально-значимых проектов в практику деятельности детских и молодежных общественных объединений.
  • Информационное обеспечение детского и молодежного движения;  развитие сети собственных информационных ресурсов детских и молодежных общественных объединений
  • Развитие разнообразных форм социальной рекламы деятельности детских общественных объединений
  • Персонификация детского движения: активное информирование о достижениях конкретных лидеров и руководителей детских объединений.

Только скоординированные усилия всех субъектов взаимодействия СДО «Патриот» позволят содействовать дальнейшему развитию детского движения района, главной целью которого является развитие лидерского и творческого потенциала детей и молодёжи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала детей в процессе проектирования.

В статье освещены следующие вопросы: возможности предмета "Технология" в развитии у учащихся мотивации к творческому проектированию, система работы по развитию творческого потенциала детей в процессе ...

"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"

Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

Проектная деятельность как средство развития и реализации творческого потенциала

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и...

Система педагогического опыта по работе с одаренными обучающимися как средство развития интеллектуального и творческого потенциала.

Данная работа представляет собой описание из опыта системы работы с одарёнными обучающимися. Здесь показана модель деятельности, способствующая добиться высоких результатов, интересные формы и методы ...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»ДОКЛАДдля педагоговТема:«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ  СРЕДСТВАМИ  МУЗ...