«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал по музыке

Лариса Павловна Чикурова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146»

ДОКЛАД

для педагогов

Тема:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ  СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Докладчик -музыкальный руководитель: Чикурова Лариса Павловна.

2023год

                 Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

               Выдвижение на первый план цели развития личности находят отражение в государственных документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Приоритетный национальный проект «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа». В них отражена концепция воспитания и обучения детей, заложен принцип всестороннего развития личности ребенка.

 

                 Сегодня делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

 

 Творчество, его формирование и развитие – одна из таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

        Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм,  Н.А.Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В.Асафьев, А.А.Никитин). Многие авторы подчёркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей (Н.А.Ветлугина, Б.П.Юсов, А.А.Мелик – Пашев).

 

                  Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества.  Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыка. Высокая эмоциональность повествования, абстрактность языка позволит широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества. Таким образом, очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

      Развитие творческих способностей ребенка на музыкальном занятии было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Б. В. Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспитательную ценность детского творчества.  Вскрывая природу творческого процесса, ученый показал, что в развитии творческих способностей есть определенные этапы:

  • накопление впечатлений;
  • спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
  • импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
  • создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического. 

         Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Музыкальные способности – часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например, слух, мы должны, прежде всего, развивать общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и мастерством актера, и музыкой.

                  

Дети - участники творческого процесса. Детское творчество на музыкальных занятиях представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее не известное им в мире музыки.

Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая  у детей положительные эмоции и стимулируя увлеченность дошкольника. 

           К видам музыкальной деятельности относятся: слушание, пение, музыкально                   

– ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах.

    Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

                Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки.

Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии.

           Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

  • импровизация имен,
  • звукоподражаний,
  • мелодий без слов;
  • импровизация муз. вопросов и ответов;

               Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).

               Задания на импровизацию муз. вопросов и ответов. Педагог задает «муз. вопрос», а ребенок импровизирует "муз. Ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно? » - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.  Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок.

            Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений. Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, воспитатель предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.

Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).

                 Музыкально-ритмические движения.

            Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения  (Л. С. Выготский), и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в муз. движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и муз. творчества в особенности.

             Для старшего возраста: перед детьми три инструмента – бубен, металлофон, маракас (могут быть и другие). Детям предлагается под звук каждого инструмента придумать движение. Для бубна – притопы (хлопки, прыжки, для металлофона (глиссандо) - взмахи руками (покачивание, для маракаса (кружение). Ребенок-ведущий играет на инструментах в разном порядке, дети выполняют выбранные движения.

Игра на детских музыкальных инструментах

Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:

  • озвучивание,
  • оркестровка,
  • контрастные сопоставления.

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться

  • Стихотворения
  • Сказки
  • Рассказы о явлениях природы, о животных
  • Рассказы, сочиненные детьми

                   

  Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.

Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

               

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих  способностей  в музыкальной деятельности дошкольника.

Музыка издавна считается важным средством формирования личности.

Творчество это деятельность, порождающая  нечто новое, ценное, не только для данного человека,  но и для других.   Развитие  творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать через активность ребенка, которая проявляется в различных видах деятельности.

Способности- это свойства души человека,  совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Творческие способности, это неразрывная связь с творческой деятельностью.  Необходимым условием детского творчества  является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух, чувство ритма. Дети приобретают необходимые навыки, умения, знания для того, что бы выразить свои  собственные музыкальные впечатления.

К видам музыкальной деятельности относятся: слушание, пение, музыкально – ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Что же нужно сделать, чтобы успешно развивать музыкальные творческие  способности детей?

1Научить ребенка воспринимать музыку, эмоционально реагировать и откликаться на нее. Уметь дать первичные навыки анализа.

2Дать необходимые знания , умения и навыки. Некоторые из них осваиваются с легкостью, некоторые с трудом.  Для того, чтобы музыкальное творчество развивалось успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления через восприятие музыки. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, значит,  они уже могут  использовать  опыт восприятия музыки   и в творческих импровизациях.

3Подтолкнуть ребенка к творческому переосмыслению знакомого материала. Ребенок имеет маленький музыкальный опыт наша задача состоит в том, чтобы помочь  увеличить этот опыт. Научить передавать вокальные,  танцевальные и исполнительские образы, развивать воображение детей, давать слушать и исполнять детские песни, смотреть мультфильмы, сказки.

Например: если детям младшей группы можем предложить поплясать как зайцы. медведи или птички, то для ребят постарше задание усложняется: передать в танце настроение музыки /радость, печаль, восторг/. Или например простое движение хлопки. Прохлопываем  определенный ритм. Дети повторяют. Затем выбранный ребенок  придумывает свой ритм, а дети стараются повторить.

Для развития музыкального творчества необходимо создавать комфортные условия на занятиях. Материал должен быть интересен и доступен. Необходимо обращать внимание на малейшее проявление творчества. Детское исполнительство  требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений, развития звуковысотного слуха.

Дети любят петь, в процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально- слуховых представлений. Для детей младшего возраста можно предлагать задания на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек  транспорта, птиц в различном ритме и темпе. Ребенок дошкольник познавая язык музыкальной речи,  начинает им осознано пользоваться в  своей исполнительской  деятельности.

Полноценное исполнение танца возможно, если ребенок воспринимает и понимает характер музыки, что возможно только при наличии исполнительских навыков. Например хоровод для средней группы «Едем на тележке», где дети показывают и как поют птички, и как журчит ручеек, как скрипит та же тележка.

Танцы делятся на две группы:  зафиксированные и свободные. К свободным танцам  относятся пляски, хороводы и хороводные игры,  которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танца. Вначале педагог помогает выбирать танцевальные движения под музыку, затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки  уже сами создают свою пляску.

Играя и танцуя,   дети испытывают радость. Для развития музыкального  танцевального творчества  необходимо использовать разнообразные  пластические этюды, например: « Тучи и облака», «Цветок». И другие. Этюды развивают технику выразительности движений /плавные руки/,  обучают навыкам расслабления, вызывают и воспитывают эмоции. Все это потом мы видим в красивых исполнениях танцев, где движения детей действительно красивы.

 Обучение игре на детских музыкальных инструментах дает ощущение радости и успеха. Оно включает в себя три музыкальные способности: 1 ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки,2-чувство ритма, восприятие и воспроизведение музыки и 3-музыкальный слух. Способность воспроизводить мелодию по слуху. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию слуха, усидчивости, вниманию и развивает моторику рук. Главный инструмент ребенка - он сам. Он с малолетства свободно пробует топать, хлопать, щелкать, шлепать и так далее.

Для озвучивания  с помощью музыкальных инструментов  могут применяться стихотворения, сказки, рассказы по картинам.

Например:  стихотворение «Апрель» Маршак.

Апрель, апрель- звенит треугольник

На дворе  звенит капель—глиссандо металлофон

На дорогах лужи—муз молоточки,

Скоро выйдут муравьи  после зимней стужи - шуршание бумагой.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.— трещотки или веточки.

Стали птицы песни петь— свистулька.

И расцвел подснежник—колокольчик.

Такой способ знакомства с   литературой  будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию произведения.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений

Например, контраст, в пределах одного жанра, это сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей /боевого и шутливого/.

Таким образом,  дети могут,  опираясь на  приобретенный музыкальный опыт, по своему выразить  музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Необходимо отметить роль воспитателя в развитии личности ребенка, ведь он находится постоянно рядом. Дети вместе с воспитателем слушают фрагменты классической музыки. Самостоятельно, или под руководством музыкального руководителя проводят музыкальные досуги, разучивают песни, занимаются творческими играми и театральной деятельностью, повторяют фрагменты утренников. Воспитатель закрепляет и обогащает впечатления детей, работает над выразительностью и дикцией.

В семье родители должны поддерживать интерес ребенка к музыке, используя технические средства: радио, телевидение, караоке и др. Водить детей на детские концерты в музыкальную школу, посещать театры и музыкальные зрелища. Родителям необходимо помнить, что где старшие любят музыку, поют, или играют на музыкальных инструментах, создается благоприятная среда для развития музыкальных творческих способностей.

Развитие творческих музыкальных  способностей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка тесно связано  с искусством, в частности с музыкой. По -этому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

 Следовательно, роль педагога, заключается в том, чтобы сохранить, развить самобытность и индивидуальность музыкальных творческих способностей детей, а так же научить их исполнительству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба "омега"

Духовно-нравственное развитие личности через  деятельность туристического клуба «Омега»       Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жиз...

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего...

Диагностическая карта (лист развития) Развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...

Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы

Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...