Диагностическая карта (лист развития) Развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»
методическая разработка по музыке на тему

Кастулина Лада Александровна

Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2012) и обеспечивает комплексный подход к оценке достижения итоговых результатов развития каждого ребенка и возрастной группы в соответствии с ФГТ.  Предложен практический материал для диагностики. Таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx90.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Совместная работа музыкальных руководителей Кастулиной Лады Александровны и Гагаевой Ольги Викторовны

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»

РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗЫКАЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ»

Диагностическая карта (лист развития)

Развития музыкально – художественной деятельности  детей   старшей группы.

Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2012) и обеспечивает комплексный подход к оценке достижения итоговых результатов развития каждого ребенка и возрастной группы в соответствии с ФГТ.

Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир: мир природы, искусства, человеческих отношений.  Жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания, источника знаний – энциклопедиста, источника оценочных суждений – эксперта, помощника и защитника. Взрослый связывает ребенка и общество, обеспечивает не только удовлетворение его естественных нужд, но и перестройку психической жизни. В совместной со взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать и ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата. Важнейшим условием развития дошкольника является включение его в целесообразно организованный образовательный процесс.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены и введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Программа предполагает наличие системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Таким образом, образовательный процесс будет иметь диагностическую основу, тем самым наиболее полно удовлетворять образовательные потребности воспитанников, а  также формировать  личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.

Цель и задачи диагностической работы

Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а во-вторых, изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.

Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

Задачи:

1.Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.

2.Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

3.Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

4.Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

Структура диагностического журнала

и организация проведения диагностического обследования

Диагностический журнал включает два диагностических блока: «Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности» и «Диагностика развития базовых личностных качеств».

Диагностика направлена на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и навыки.

1 блок

Побуждение - ощущение позыва. Побуждение - это сила, толкающая нас что-то делать, но оставляющая нам возможность свободного выбора.

Побуждения оцениваются по критериям:

- устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребёнок переключается на другие занятия;

- ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления (сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей.);

- не проявляет

Знание - является результатом познавательной деятельности человека

Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Знания представления оцениваются по критериям:

- чёткие, содержательные, системные;

- чёткие, краткие;

- отрывочные, фрагментарные;

- не оформлены.

Умение – способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрёл возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Умения, навыки оцениваются по критериям:

- выполняет самостоятельно;

- выполняет с помощью взрослого;

- выполняет в общей со взрослым деятельности;

- не выполняет.

2 блок

Изучение личностных достижений:

( сформированные  в разных видах деятельности)

Самосознание, волевых проявлений, эмоций.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»

РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗЫКАЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ»

Диагностическая карта (лист развития)

Развития музыкально – художественной деятельности

Музыкальный руководитель:

Группа: Логопедическая группа с Общим Недоразвитием Речи № 3. Старший возраст Дата: Сентябрь

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Иванов  Николай

Кравченко Мария

Шишко наталья

Арсентьев  Костя

Винник ксюша

Яценко Анжелика

Чмеренко Олеся

Петров Ваня

Сидоров Данил

Матвеева Вика

Лукашенко Вика

Шамарян Давид

Сурова Таня

Глоба Даша

Музычук Ваня

Ковалёва Оля

Цветков Никита

1. ПОБУЖДЕНИЕ

                                                                                                                     1.1.СЛУШАНИЕ

1.1.1.Интерес и любовь к музыке

С

Н

У

У

НУ

НУ

Н

У

С

У

Н

У

С

У

У

У

НУ

НУ

Н

У

НУ

1.1.2.Музыкальная отзывчивость

С

Н

У

У

НУ

НУ

Н

У

С

У

Н

У

С

У

У

У

НУ

НУ

Н

У

НУ

                                                                                                      2.ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

                                                                                                                      2.1.СЛУШАНИЕ

2.1.1.Структура 2- и 3- частного

музыкального произведения

ОФ

ОФ

Ч

К

О

Ф

Ч

К

О

Ф

ОФ

Ч

К

Ч

К

О

Ф

Ч

К

Ч

К

ЧК

Ч

К

О

Ф

О

Ф

Ч

К

2.1.2.Построение песни

Ч

К

Ч

К

Ч

С

С

О

Ф

Ч

К

Ч

К

ЧК

Ч

С

С

Ч

К

Ч

К

Ч

С

С

Ч

К

Ч

С

С

Ч

С

С

Ч

К

Ч

К

Ч

К

2.1.3.Композиторы

О

Ф

ОФ

Ч

К

О

Ф

Ч

К

О

Ф

О

Ф

Ч

К

Ч

К

О

Ф

Ч

К

Ч

К

Ч

К

Ч

К

О

Ф

О

Ф

Ч

К

2.1.4.Жанры музыкальных произ-

ведений ( марш, танец, песня)

Ч

К

Ч

К

Ч

С

С

Ч

К

Ч

С

С

Ч

К

О

Ф

Ч

С

С

Ч

С

С

Ч

К

Ч

С

С

Ч

С

С

Ч

С

С

Ч

С

С

Ч

К

Ч

К

Ч

К

2.1.5.Правила культурного поведе

ния при посещении концертных

залов, театров

Ч

К

Ч

К

Ч

С

С

Ч

К

Ч

К

Ч

К

ЧК

Ч

С

С

Ч

С

С

Ч

К

Ч

С

С

Ч

С

С

Ч

С

С

Ч

К

Ч

К

Ч

К

Ч

К

2.1.6.Русский хоровод, пляска

Ч

К

Ч

К

Ч

К

О

Ф

Ч

К

ЧК

ЧК

Ч

С

С

ЧК

Ч

К

ЧК

Ч

К

Ч

К

Ч

К

Ч

К

Ч

К

Ч

К

2.1.7.Танцы других народов

Ч

К

ОФ

Ч

К

О

Ф

Ч

К

О

Ф

О

Ф

ЧК

ЧК

О

Ф

Ч

К

Ч

К

Ч

К

Ч

К

О

Ф

О

Ф

О

Ф

                                                                                                               3.УМЕНИЯ, НАВЫКИ

3.1.СЛУШАНИЕ

3.1.1.Выполнять правила культу-

ры поведения при посещении кон-

цертных залов, театров

В

П

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

ВП

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

В

П

3.1.2.Узнавать мелодии по отдель

ным фрагментам произведения

(вступление, заключение, музыка

льная фраза)

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

П

В

П

В

С

В

П

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

3.1.3.Различать звуки по высоте в

пределах квинты

В

О

Д

В

О

Д

В

П

В

О

Д

В

П

В

О

Д

В

О

Д

В

С

В

О

Д

В

О

Д

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

3.1.4.Различать звучание музыка

льных инструментов ( клавишно-ударные и струнные: фортепиано,

скрипка, виолончель, балалайка)

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

П

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

3.2.ПЕНИЕ

3.2.1.Петь лёгким звуком в диапа

зоне от « ре »  первой октавы до

« до » второй октавы

В

С

В

П

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

П

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

3.2.2.Брать дыхание перед нача-

лом песни между музыкальными

фразами

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

3.2.3.Произносить отчётливо сло-

ва

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

С

ВП

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

С

В

П

3.2.4.Своевременно начинать и за-

канчивать песню

В

П

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

3.2.5.Петь умеренно громко, тихо

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

3.2.6.Эмоционально передавать ха

рактер мелодии

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

С

ВП

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

П

В

С

В

П

3.2.7.Петь сольно с музыкальным сопровождением

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

П

В

П

В

П

3.2.8.Петь сольно без музыкально

го сопровождения, исполнять пес-

ни разного характера

В

О

Д

В

О

Д

В

С

В

О

Д

В

П

В

П

ВО

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

П

В

С

ВО

Д

В

П

В

О

Д

3.2.9.Проявлять песенный музы-

кальный вкус

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

С

В

П

3.3.ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

3.3.1.Импровизировать мелодии на заданный текст

В

О

Д

В

О

Д

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

О

Д

В

О

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

О

Д

В

П

В

О

Д

3.3.2.Сочинять мелодии различно-го характера.

В

О

Д

В

О

Д

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

О

Д

В

П

В

О

Д

3.4.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

3.4.1.Ритмично двигаться под му-

зыку

В

П

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

3.4.2.Передавать через движения

характер музыки, её эмоциональ-

но-образное содержание

В

С

В

П

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

3.4.3.Свободно двигаться в прост

ранстве, выполнять простейшие

перестроения

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

П

В

О

Д

В

С

В

П

В

О

Д

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

3.4.4.Переходить от умеренного к

быстрому или медленному темпу

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

ВП

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

3.4.5.Менять движения в соответс

твии с музыкальными фразами

В

П

В

П

В

С

В

П

В

С

В

П

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

3.4.6.Исполнять танцевальные дви

жения (поочерёдное выбрасыва-

ние ног вперёд в прыжке, пристав

ной шаг с приседанием, с продви-

жением вперёд, кружении, присе-

дание с выставлением ноги впе-

рёд)

В

С

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

3.4.7.Инсценировать песню

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

О

Д

3.5.РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА

3.5.1.Придумывать движения к

пляскам, танцам

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

О

Д

3.5.2.Составлять композицию тан-

ца

В

О

Д

В

О

Д

В

П

В

О

Д

В

О

Д

В

О

Д

В

О

Д

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

П

В

П

В

О

Д

В

О

Д

В

О

Д

3.5.3.Придумывать движения, от-

ражающие содержание песни

В

П

В

П

В

С

В

П

В

П

В

П

В

О

Д

В

С

В

П

В

П

В

С

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

3.5.4.Инсценировать содержание

песен, хороводов

В

П

В

П

В

С

В

П

В

П

В

П

В

О

Д

В

С

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

В

П

В

П

В

О

Д

В

П

В

П

                                                                             3.6.ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

3.6.1.Исполнять простейшие мело

дии на детских музыкальных инст

рументах

В

П

В

П

В

С

В

П

В

П

В

П

В

П

В

С

В

П

В

П

В

С

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

В

П

3.6.2.Исполнять знакомые песен-

ки индивидуально

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

3.6.3.Исполнять знакомые песен-

ки небольшими группами, соблю-

дая при этом динамику и темп.

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

ВП

В

С

В

С

В

П

В

С

В

С

В

С

В

С

В

П

В

П

В

П

0 Баллов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1 Балл

9

8

-

10

2

5

16

-

2

14

-

-

2

-

10

4

7

2 Балла

22

24

10

22

18

18

22

9

20

21

26

15

13

17

21

24

24

3 Балла

7

6

28

6

18

15

-

29

16

3

12

23

23

21

7

10

7

Всего баллов

74

74

104

72

92

86

 

60

96

 90

 65

  88

99

   97

   97

   73

   82

   76

Уровни развития музыкально – художественной деятельности.

Средний

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Погранич

(сред.выс.)

Средний

Высокий

Погранич

(сред.выс.)

Средний

Погранич

(сред.выс.)

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Погранич

(сред.выс.)

Средний

    Характеристика

       достижений

Доброжелательность

Коммуникативность

Проявление познательных  чувств

Проявление нравственных чувсив

Настойчивость

Осведомлённость

Доброжелательность

Любознательность

Требовательность

Исполнительность

Доброжелательность

Проявлние эстетических чувств

Сообразтельность

Осознанность

Инициативность

Заботливый ,чуткий

Опора на опыт

Энтузиаст

Критерии оценки показателей:

  1. Побуждения: устойчивые (У) - 3 балла; неустойчивые (НУ)-2 балла; ситуативные (С)-1 балл; не проявляет (НП)-0 баллов.
  2. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (ЧСС)- 3 балла; четкие, краткие (ЧК)- 2 балла; отрывочные, фрагментарные (ОФ)- 1 балл; не оформленные (НО)- 0 баллов;
  3. Умения, навыки: выполняет  самостоятельно (ВС) - 3 балла; выполняет с помощью взрослого (ВП)-3 балла; выполняет в общей со взрослой деятельности (ВОД)- 1 балл; не выполняет (НВ)-0 баллов.

Характеристика достижений:  (вносятся в примечание): инициативность, сообразительность, осознанность, проявление нравственных, эстетических, познавательных чувств; опора на собственный опыт,  доброжелательность.

Оценка уровня развития:

0 баллов – низкий;

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – высокий.

Уровень развития музыкально-                                                                  Итоговая сумма баллов

художественной деятельности.                                        =                    ----------------------------------------      х   100 %

                                                                                                                        Максимальное количеств

                                                                                                                                       баллов

Например,

Где 74 – всего баллов, которые набрал ребёнок за все оцениваемые показатели 2 блоков мониторинга; 114  - максимальное количество баллов за эти показатели Таким образом, уровень развития музыкально – художественной деятельности  у ребёнка дошкольного возраста в образовательной области « Музыка » - средний .

Процентное соотношение для определения уровня развития музыкально– художественной деятельности  ребёнка:

Высокий уровень – 80- 100%;

Пограничный (Средне-высокий) уровень- 71-79%;

Средний уровень- 50-70%;

Низкий - 49% и ниже.

Оценка показателей

1.ПОБУЖДЕНИЕ

1.1.Слушание

1.1.1.Интерес и любовь к музыке

- Что ты больше любишь делать: петь танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?

Восприятие музыки осуществляется в разных видах деятельности. Ребёнка наблюдаем в процессе непосредственно образовательной деятельности в детском саду. Выявляем область интереса, а так же развития или его изменения в течении года.

3 балла - самостоятельно проявляет интерес к разным видам деятельности

2 балла - проявляет интерес к нескольким видам деятельности с помощью педагога

1 балл - проявляет интерес к одному виду деятельности с помощью педагога

0 баллов – ребёнок не проявляет интерес ни к одному виду музыкальной деятельности

1.1.2.Музыкальная отзывчивость.

Предложить ребёнку прослушать два знакомых, но контрастных по характеру произведения. По программе средней группе на начало учебного года:

  • «Котик заболел» муз. А Гречанинова;
  • « Котик выздоровел» муз. А Гречанинова;

и по программе старшей группы на конец учебного года:

  • « Болезнь куклы» муз. П. И. Чайковского;
  • « Новая кукла» муз. П. И. Чайковского.

Попросить ребенка рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.

3 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

1 балл - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

0 баллов – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой.

2.ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

2.1.Слушание

2.1.1. Структура 2- и 3- частного музыкального произведения

Предложить ребенку прослушать 2- и 3- частные музыкальные произведения по программе средней группы на начало учебного года и выполнить задания.

  • «Немецкий танец» муз. Л. Бетховена (1 часть ребёнок важно ходит, 2 часть – выставляет ногу на носок поочерёдно.)
  • «Смелый наездник» муз. Р. Шумана обыграть образ лошадки на прогулке, изменяя движение со сменой частей в музыке. ( Пример: 1 часть – прямой галоп «лошадка скачет», 2 часть- ходьба с высоким поднятием ноги « лошадка гуляет», 3 часть - прямой галоп «лошадка скачет») и по программе старшей группы на конец учебного года.

3 балла – ребенок самостоятельно определяет части музыкальных произведений.

2 балла – ребенок правильно определяет части музыкальных произведений после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок правильно определяет части музыкальных произведений после словесной и моторной помощи педагога. (объяснение, показ)

0 баллов - ребенок  не определяет части музыкальных произведений.

2.1.2. Построение песни

Предложить прослушать песню и определить её строение, используя карточки разного цвета.

Игровой материал: карточки четырёх  цветов (красный - вступление, синий - припев, зеленый – куплет, жёлтый - запев), фонограммы или исполнение музыкальных произведений. На начало учебного года по программе средней группы:

  • « Улыбка»  В. Шаинского,

а на конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Тяв-тяв» муз В. Герчик.

3 балла – ребенок самостоятельно определяет строение песни

2 балла – ребенок правильно  определяет строение песни после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок путается в определении построения песни после словесной и моторной помощи педагога. (объяснение, показ)

0 баллов - ребенок не определяет строение песни

2.1.3. Композиторы

Предложить прослушать фрагменты музыкальных произведений знакомых композиторов и правильно их определить. На начало учебного года по программе средней группы:

  • « Марш» муз. И Дунаевского;
  • « Ах, ты берёза» р.н.п.;
  • « Ёжик» муз. Д. Б. Кабалевского.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Детская полька»муз. М. И. Глинки;
  • « Парень с гармошкой» муз. Г. Свиридов;
  • « Осенняя песня» из цикла « Времена года» П. И. Чайковского.

Наглядные пособия: портреты композиторов, гармошка, деревянные ложки, игрушка ёжик, жёлтый листочек, картинки с марширующими и танцующими детьми. Соотнести наглядные пособия с портретами композиторов.

3 балла – ребенок самостоятельно определяет название музыкального произведения и композитора.

2 балла – ребенок правильно определяет композитора, но путается в названии музыкального произведения.

1 балл - ребенок путается в определении композитора после словесной помощи педагога. (объяснение, показ)

0 балл - ребенок не определяет.

2.1.4. Жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня)

Ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения, определить жанр (колыбельная песня, плясовая, марш), рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения (под музыку) Используем игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений. По программе средней группы  на начало учебного года:

  • « Колыбельная» муз. А Гречанинова,
  • « Итальянская полька» С. Рахманинов,
  • « Марш» С. Прокофьева,
  • любимая песня детей, выученная в средней группе.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
  • П.И.Чайковский «Полька»;
  • «Во поле береза стояла» р.н.п.

Ребенку дают карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:

  • Произведение какого жанра прозвучало?
  • Что можно под него исполнять?
  • Характерные особенности.

3 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоционально рассказывает о его общем характере.

2 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи.

1 балл - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи.

0 баллов – ребёнок чаще не определяет жанровую принадлежность, чем определяет.

2.1.5. Правила культурного поведения при посещении концертных залов, театров

В течении года проводятся беседы о правилах поведения в театре или на концерте.

Посещение театра, концертного зала, требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных установлений. Прежде всего, это касается одежды. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Одеть праздничный наряд. Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство. Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притопывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или сморкаться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед соседями и покинуть зал. Для аплодисментов также существуют свои правила.

Так, аплодировать принято:

  • в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены;
  • во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;
  • на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.

Не нужно аплодировать:

  • во время исполнения или игры актеров;
  • во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального, камерного или симфонического произведения.

Наблюдаем за поведением детей в течении года на занятиях, праздниках, развлечениях, досугах, при посещении концертов. Использовать игровой материал: бутафорские конфеты, шоколадки, носовые платки, микрофон, дирижерскую палочку, фонограммы произведений, музыкальные инструменты.

На начало учебного года предложить детям участие в ролевой игре:

  • « Мы в театре» или «На концерте».

В конце учебного года предложить детям самим ответить на вопросы о поведении в концертном зале или в театре:

  • В какой одежде посещают театр?
  • В какой момент можно аплодировать?
  • Можно ли  во время действия есть. разговаривать, звонить, подпевать?
  • Как выйти из зала во время действия?

3 балла – ребенок  знает правила поведения и использует  их на практике.

2 балла – ребенок  знает правила поведения и частично использует их на практике.

1 балл - ребенок  знает правила поведения после словесной  помощи педагога.

0 баллов – не знает, не хочет знать  и не использует на практике.

2.1.6. Русский хоровод, пляска

Предложить детям исполнить на начало учебного года знакомый хоровод по средней группе

  • « Мы на луг ходили» муз. А. Филиппенко.

Оценить: правильность выполнения танцевальных движений ( ритмично хлопать в ладоши, «ходьба с носка», выставление ноги на пятку, сужение и расширение круга ), выполнение движений вместе с пением, подпеванием ( хоровод, зайка «задремал», имитация игры на дудочке и барабане и т. д.),. эмоциональное  выполнение солирующей роли. ( заяц)

На конец учебного года оценить хоровод по программе старшей группы

  • « Как пошли наши подружки» РНП

Оценить: правильность выполнения танцевальных движений (хороводный шаг, «ковырялочка», движение «гармошка» - разводим руки в сторону с выставление ноги на пятку, затем принимаем исходное положение ноги вместе, руки на поясе. Задание можно усложнить добавив повороты вправо и влево ), выполнение движений вместе с пением, ( хоровод, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения: «улитка», «змейка», «ниточка – иголочка» ), эмоциональное  выполнение солирующей роли. ( Катюши).

3 балла – ребенок самостоятельно сочетает движения со словами, с удовольствием эмоционально выполняет солирующие роли, чётко, ритмично, в характере музыки выполняет танцевальные движения.

2 балла – ребенок старается  сочетать движения со словами, исполнять солирующие роли, выполняет танцевальные движения не эмоционально после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок старается сочетать движения со словами, исполнять солирующие роли, выполняет танцевальные движения после словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов - ребенок не может сочетать движения со словами. (либо поёт, либо танцует), отказывается выполнять солирующие роли, танцевальные движения исполняет неэмоционально.

2.1.7.Танцы других народов

Предложить детям исполнить на начало учебного года знакомый танец по средней группе:

  • « Покажи ладошки» латвийская народная мелодия
  • « До свидания » чешская народная мелодия

Оценить исполнение танцевальных элементов: бег парами по кругу, прячем ладошки за спину, машем « до свидания», смена партнеров, кружение лодочкой.

На конец учебного года оценить танец по программе старшей группы:

  • « Парный танец» муз Ан. Александрова (Полька)

По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 (инф.). Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Оценить правильность исполнения танцевальных движений характерных для другого народа.

Музыкальный руководитель может взять любой другой танец по своему выбору. Главное, чтобы педагог и дети знали танцевальные движения и построения танцев других народов. Рекомендуем использовать в работе танцевальные элементы: поскоки, галоп, тройные хлопки, тройные притопы, руки крестиком с партнёром, кружение вправо-влево держась одной рукой друг за друга, реверанс и т. д. Характерные танцы: «танец ковбоев», «восточный танец» и т. д. Следует обязательно учитывать наличие в группах детей других национальностей  и использовать их танцевальные навыки в работе.

3 балла - ребенок самостоятельно различает и исполнения движения характерные для танцев народов мира.

2 балла – ребенок различает правильность исполнения движений присущих танцам народов мира после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок различает правильность исполнения движений присущих танцам народов мира после словесной и моторной подсказки педагога.

0 баллов - ребенок не может отличить правильно танцевальные движения характерные для танцев народов мира.

3.УМЕНИЯ, НАВЫКИ

3.1.Слушание

3.1.1.Выполнять правила культуры поведения при посещении концертных залов, театров

Продолжать формировать навыки культуры слушания музыки.

В театрах, в концертных залах существуют определенные правила поведения. Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелестеть страницами и т. д. Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижера и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после блестяще проведенной сцены, арии. Аплодисменты, вызов на сцену в заключении концерта – лучшая награда артистам.

      Если вы, уважаемые педагоги, хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

  • Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение.
  • Лучше выбирать для слушания произведение в соответствии возраста ребёнка.
  • Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (громко, тихо, умеренно громко и т. д.)
  • Слушать вокальную музыку легче. Ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор.
  • Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.
  • Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Выделите для этого специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой.
  • Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Вовлекать родителей в процесс слушания музыки вместе с детьми:

  • Сообщать о концертах, операх, балетах, театральных постановках.
  • Высказать свои впечатления от данных мероприятий,  как родителей, так и детей.

3 балла – ребенок знает правила поведения и использует их на практике.

2 балла – ребенок знает правила поведения и частично использует их на практике.

1 балл - ребенок знает правила поведения после словесной  помощи  педагога.

0 баллов – не знает, не хочет знать и не использует на практике

3.1.2. Узнавать мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная

фраза)

Ребёнку предложить прослушать знакомый фрагмент фонограммы или исполнение на инструменте и определить, что прозвучало (вступление, заключение, музыкальная фраза) на начало учебного года по программе средней группы:

  • « Паровоз» З. Компанейца,
  • « Итальянская полька» С. Рахманинова

а на конец учебного года по программе старшей группы:

  • «Баба-Яга» муз П.И. Чайковского
  • «От носика до хвостика» М. Парцхаладзе

3 балла – ребёнок самостоятельно узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза)

2 балла – ребёнок узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза) после словесной помощи педагога.

1 балл - ребёнок узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза), после словесной и моторной помощи педагога. (объяснение, показ)

0 баллов - ребенок не узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза)

3.1.3.Различать звуки по высоте в пределах квинты.

Ребёнку предложить спеть знакомую попевку и определить звуки по высоте на начало учебного года по программе средней группы:

  • «Паровоз » муз. Г. Эрнесакса .

Спеть высоким голосом : «Ту-ту»-так паровоз даёт гудок –и низким: «Чух,-чух» -так он тяжело пыхтит , трогаясь с места.

Подготовить наглядный материал: паровоз, детскую горку.

А на конец учебного года по программе старшей группы:

  • «Бубенчики » муз. Е. Тиличеевой

Узнать по слуху какой бубенчик звучит: Динь-дан-дон?

Подготовить музыкально - дидактическую игру «Бубенчики» ( нотный стан, три бубенчика разных размеров).

3 балла – ребенок самостоятельно различает высоту, точно интонирует музыкальные звуки в пределах квинты.

2 балла – ребенок различает звуки, точно интонирует по высоте в пределах квинты после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок различает звуки в пределах квинты, после словесной помощи педагога с опорой на двигательную активность, но не интонирует их.

0 баллов – ребенок не различает звуки в пределах квинты.

3.1.4.Различать звучание музыкальных инструментов ( клавишно-ударные и струнные: фортепиано,

скрипка, виолончель, балалайка)

В связи с отсутствием разнообразия необходимых музыкальных инструментов, используем фонограммы с их звучанием.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Ребёнку предложить узнать детские музыкальные инструменты: ложки, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, барабан, бубен, трещотки, металлофоны; скрипка, балалайка, треугольники, фортепиано, аккордеон, дудочка, флейта и т.д.), на начало учебного года по программе средней группы:

  • « Узнай свой инструмент» музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Музыкальные загадки» музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.

3 балла – ребенок самостоятельно различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов.

2 балла - ребенок различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента.

1 балл - ребенок различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

0 баллов - ребенок не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их.

3.2.Пение

Примечание: Раздел пение можно диагностировать на одном музыкальном материале.

3.2.1.Петь лёгким звуком в диапазоне от « ре » первой октавы до « до» второй октавы

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по программе средней группе на начало учебного года. На конец учебного года по программе старшей группы ( на выбор музыкального руководителя например: «Весёлые путешественники» муз. М Старокадомского или по выбору ребёнка)

3 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно (в пределах ре первой октавы –до второй октавы).

2 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа).

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого. (Дети с общим недоразвитием речи)

3.2.2.Брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по программе средней группе на начало учебного года, на конец учебного года по программе старшей группы.

3 балла – ребенок самостоятельно берет дыхание перед началом песни и между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова

2 балла – ребенок берёт дыхание перед началом песни и между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова  после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок берёт дыхание перед началом песни и между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова с активной помощью взрослого (показа) - пока звучит песня.

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого. ( Дети с общим недоразвитием речи)

3.2.3.Произносить отчётливо слова

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по программе средней группе на начало учебного года, на конец учебного года по программе старшей группы.

3 балла – ребенок четко произносит слова, смягчая концы фраз, прикрывая открытые гласные в пении произнося шипящие и свистящие в конце слов коротко и ясно.

2 балла – ребенок четко произносит слова смягчая концы фраз, прикрывая открытые гласные в пении. произнося шипящие и свистящие в конце слов коротко и ясно после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок произносит слова после активной помощи взрослого (показа).

0 баллов – ребенок не произносит слова даже после оказания помощи взрослого. (Дети с общим недоразвитием речи)

3.2.4.Своевременно начинать и заканчивать песню

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по программе средней группе на начало учебного года. На конец учебного года по программе старшей группы. Спеть под  фонограмму.

4 балла – ребенок самостоятельно начинает и заканчивает исполнение песни.

3 балла – ребенок самостоятельно начинает и заканчивает исполнение песни  после словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок начинает и заканчивает исполнение песни после словесной и моторной помощи взрослого. (Показ дыхания, жест «молчим»).

1 балл – ребенок  вовремя не начинает пение, заканчивает по-своему. ( Дети с общим недоразвитием речи).

3.2.5.Петь умеренно, громко, тихо

Предложить ребёнку поиграть в музыкально-дидактическую игру «Громко-тихо» по программе средней группы на начало учебного года:

По-разному музыка может звучать.

Оттенки её научись различать.

Громко и тихо я буду напевать

Слушать внимательно, чтоб отгадать

Педагог исполняет песню по своему выбору. Например, «Котик» муз И. Кишко ( 1 и 4 куплеты поёт - громко, а 2 и 3 куплеты поёт – тихо)

Дети показывают динамику жестами: громко - хлопки в ладоши, тихо - шлепки по коленям.

На конец учебного года по программе старшей группы предложить детям игру:

  • «Громко, тихо запоём»

Игровой материал: Любая игрушка

Ход игры: Дети выбирают водящего. Водящий закрывает глаза и отворачивается. Педагог прячет игрушку в любом месте зала. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребёнок справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

3 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.

2 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.

1 балл - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

0 баллов - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков. ( Дети с общим недоразвитием речи)

3.2.6.Эмоционально передавать характер мелодии

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по средней группе на начало учебного года

На конец учебного года по программе старшей группы. ( на выбор музыкального руководителя например: «Весёлые путешественники» муз. М. Старокадомского или по выбору ребёнка)

3 балла – ребенок эмоционально поет, в характере музыки - самостоятельно.

2 балла – ребенок поет эмоционально, в характере музыки после словесного настроя взрослого.

1 балл – ребенок поет с активной помощью взрослого (показа). Требует постоянной активизации.

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь песню, даже после оказания помощи. (Дети с общим недоразвитием речи).

3.2.7.Петь сольно с музыкальным сопровождением

Предложить исполнить любимую песню по программе средней группы на начало учебного года:

  • «Детский сад» муз А. Филиппенко

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • «Песенка друзей» муз. В. Герчик

3 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно с фонограммой, музыкальным сопровождением - уверенно.

2 балла – ребенок поёт передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз, после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок поет после активной помощи взрослого. (Показ) Чувствует себя неуверенно в роли исполнителя.

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь сольно, даже после оказания помощи взрослого.

3.2.8. Петь сольно без музыкального сопровождения, исполнять песни разного характера.

Предложить исполнить любимую песню по программе средне группы на начало учебного года:

  • « Где был Иванушка» р.н.п., обр. М. Иорданского

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Ой сад во дворе» Кубанская народная песня или «Колыбельная» (Предложите свой вариант сольного пения без сопровождения разученную в течении года.)

3 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет уверенно.

2 балла – ребенок поёт передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз, после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок поет после активной помощи взрослого. (Показ) Чувствует себя неуверенно в роли исполнителя.

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь сольно, даже после оказания помощи взрослого.

3.2.9.Проявлять песенный музыкальный  вкус.

Песенный музыкальный вкус, определяется как способность ребёнка воспринимать, исполнять, творить и оценивать произведения (хорошо, нравится, предпочитаю, люблю).

Воспитывая музыкальный вкус, мы формируем у ребенка прежде всего музыкальное сознание, так как понимание и оценка музыки возможны лишь на основе его сложной поисковой работы. Она направлена на выделение, объединение основных элементов звуковой ткани и их осмысление с помощью эмоционально-ассоциативных комплексов. Эмоции помогают приобретать знания, а мышление углубляет эмоции и делает их более содержательными.

Развивая песенный музыкальный вкус, мы решаем следующие задачи:

1) формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальных произведениях и исполнении;

2) активизировать эмоциональность восприятия образа у детей в процессе его оценивания в музыке и исполнении;

3) способствовать адекватному применению музыкальных знаний в оценке музыкального образа, обогащать опыт детей в отношении применения обратных слов и выражений;

4) стимулировать мотивированность оценки;

5) способствовать повышению объективности музыкальных оценок, побуждая детей к коллективным обсуждениям воспринятого.

Например:

  • детям надо выбрать наиболее яркое, выразительное и «сказочное» песенное произведение в концерте «артистов»,
  • выбрать лучшую из сочиненных песенок,
  • составить программу концерта из любимой музыки своих мам,
  • составить концертную программу  из произведений, которые нравятся детям.
  • предложить детям прослушать, несколько разноплановых произведений по программе и не по программе (эстрадная песня, тяжёлый рок и т д .) выбрать, что нравится, объяснить свой выбор.
  • организовать коллективные обсуждения, которые активизируют тех, кто не уверен в своих знаниях и не умеет выражать свое мнение.

3 балла - ответы ребёнка на вопросы педагога показали его компетентность в выборе высоко - художественных произведений.

2 балла - ответы ребёнка показали возможность использования и применение имеющихся у него знаний в выборе высоко - художественных произведений, но после словесной помощи педагога.

1 балл - ответы ребёнка очень скромны, а теоретические знания не обладают конкретностью. Ответы не всегда убедительны и кратки.

0 баллов - ребенок не проявляет желания участвовать в оценке восприятия, исполнения, творчества.

3.3. Песенное творчество

3.3.1.Импровизировать мелодии на заданный текст

Предложить ребёнку продолжить песню на начало учебного года по программе  средней группе

  • « Наша песенка простая» муз. А. Александрова.

На конец учебного года по программе старшей группы.

  • « Придумай песенку»

3 балла – ребенок самостоятельно может придумать продолжение песни на заданный текст, заканчивает мелодию в предложенной тональности. Исполняет в характере без особых трудностей.

2 балла – ребенок может придумать продолжение песни на заданный текст, заканчивает мелодию в предложенной тональности после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок может придумать продолжение песни на заданный текст после словесной и моторной помощи взрослого, но затрудняется в импровизации мелодии или попевки. Не уверенно заканчивает мелодию в предложенной тональности.

0 баллов – ребенок не проявляет желания импровизировать мелодию на заданный текст. ( Дети с общим недоразвитием речи)

3.3.2. Сочинять мелодии различного характера.

Предложить ребёнку придумать мелодию на начало учебного года по программе средней группе:

  • « Колыбельная»

На конец учебного года по программе старшей группы.:

  • Ласковая колыбельная, задорный  или бодрый марш, плавный вальс, весёлая плясовая.

3 балла – ребенок самостоятельно может сочинить мелодию различного характера,  при этом правильно использует средства музыкальной выразительности. ( Тональность, темп, размер, ритмический рисунок и т.д.).

2 балла – ребенок может сочинить мелодию различного характера, использует средства музыкальной выразительности. ( Тональность, темп, размер, ритмический рисунок и т.д.) после словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок испытывает трудности при сочинении мелодии различного характера даже после словесной и моторной помощи взрослого.

0 баллов – ребенок не проявляет желания сочинять мелодии различного характера даже после оказания помощи взрослого. ( Дети с общим недоразвитием речи)

3.4. Музыкально-двигательные движения

3.4.1.Ритмично двигаться под музыку

На начало учебного года по программе средней группы:

  • « Полли» прыжки под английскую народную мелодию

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Пружинящий шаг и бег» муз. Е. Тиличеева.

3 балла – ребенок самостоятельно ритмично двигается под любую музыку в соответствии с её характером.

2 балла - ребенок ритмично двигается под любую музыку в соответствии с её характером.

после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок двигается под любую музыку, старается исполнить движение в соответствии с её характером, после оказания ему словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов – ребенок двигается не ритмично и не в характере музыки, даже после дополнительного показа взрослым.

Движения не соответствуют характеру и жанровым особенностям музыки

3.4.2.Передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание

Предложить детям на начало учебного года по программе средней группы прослушать и в движении передать характер музыки, её эмоционально образное содержание.

  • «Бегемотик танцует», «Шагаем как медведи» Е. Каменоградский.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Плавные руки» муз. Р. Глиэра ( «Вальс»), « Шёл козёл по лесу» р.н.п.

3 балла – ребенок самостоятельно передаёт, через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание. Ритмично и красиво двигается.

2 балла - ребенок передаёт, через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок передаёт, через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание после словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов – ребенок не передаёт, через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание после словесной и моторной помощи педагога.

3.4.3.Свободно двигаться в пространстве, выполнять простейшие перестроения

На начало учебного года по программе средней группы предложить детям выполнить простейшие перестроения:

  • Движение по кругу с изменением направления (По часовой стрелки, против часовой стрелки), сужение и расширение круга по одному и в парах, перестроения в три колоны и круга, перестроение парами из круга в две колонны или в две шеренги, двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно).

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • Перестроения в колонну по 4, шахматный порядок , сужение и расширение круга поочерёдно (девочки, мальчики), «змейка», движение в рассыпную с последующим перестроением в треугольник, квадрат , круг.

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Игровой материал: карточки с изображением схем построений.

Педагог показывает схему построения – дети выполняют.

3 балла – ребенок самостоятельно, свободно двигается в пространстве, выполняет простейшие перестроения.

2 балла - ребенок свободно двигается в пространстве, выполняет простейшие перестроения после дополнительной словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок двигается в пространстве, выполняет простейшие перестроения, после оказания ему словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов – ребенок двигается только за ведущим.

3.4.4.Переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу

На начало учебного года по программе средней группы предложить детям поиграть:

  • « Ищи игрушку» р.н.м. обработка В. Агафонников

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • Выполнить движения в соответствии с исполняемой музыкой.

3 балла – ребенок самостоятельно, точно реагирует на изменения в музыке и свободно двигается. 

2 балла - ребенок свободно двигается, реагирует на изменения в музыке после  дополнительной словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок свободно двигается, реагирует на изменения в музыке после дополнительной словесной и моторной помощи педагога. Реагирует на смену музыки не всегда точно.

0 баллов – не реагирует на изменения в музыки.

3.4.5.Менять движения в соответствии с музыкальными фразами

На начало учебного года по программе средней группы предложить детям поиграть

  • «Летчики ,на аэродром!» муз. М. Раухвергера

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Великаны и гномы» муз. Д. Львов-Компанеец

3 балла – ребенок самостоятельно, точно реагирует на изменения в музыке и свободно двигается.

2 балла - ребенок свободно двигается, реагирует на изменения в музыке после дополнительной словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок свободно двигается, реагирует на изменения в музыке после дополнительной словесной и моторной помощи педагога. Реагирует на смену музыки не всегда точно.

0 баллов – не реагирует на изменения в музыки.

3.4.6.Исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружении, приседание с выставлением ноги вперёд)

На начало учебного года по программе средней группы:

  • Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, ставить ногу на носок и на пятку, подскоки.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружении, приседание с выставлением ноги вперёд)

Музыкальный материал по выбору музыкального руководителя

3 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

2 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи.

0 баллов – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым.

3.4.7.Инсценировать песню

Предложить ребёнку инсценировать любимую песню по программе средней группе на начало учебного года

Например:

  • «Весёлый жук» муз. и сл. Р. Котляровского

На конец учебного года по программе старшей группы.

  • «Жил был у бабушки серенький козлик» р.н.п.

3 балла – ребенок самостоятельно и свободно инсценирует песню, передавая характер героя, согласованно взаимодействует с другими персонажами.

2 балла – ребенок свободно инсценирует песню, передавая характер героя, взаимодействует с другими персонажами после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок инсценирует песню после активной помощи взрослого (показа).

0 баллов – ребенок не проявляет желания инсценировать песню даже после оказания помощи взрослого.

3.5. Развитие танцевально-игрового творчества.

3.5.1.Придумывать движения к пляскам  танцам

Предложить ребёнку на начало учебного года по программе средней группы :

  • придумать движения к заданной музыке, передать образ персонажа (Лисичка, зайчик мишка и т. д.)

Музыка по выбору музыкального руководителя. Использовать фрагмент музыкального произведения. Подготовить атрибуты: листочки, цветочки, снежинки, божьи коровки, бабочки, и т.д.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • придумать движения к заданной музыке, используя знакомые танцевальные элементы.

Музыка по выбору музыкального руководителя. Использовать фрагмент музыкального произведения

3 балла – ребенок самостоятельно придумывает движения. С удовольствием танцует в характере музыки.

2 балла – ребенок придумывает движения после словесной помощи педагога. Затем исполняет их с удовольствием в характере музыки.

1 балл - ребенок  выполняет танцевальные движения не эмоционально после словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов - ребёнок не может использовать на практике знакомый танцевальный материал даже после помощи педагога.

3.5.2.Составлять композицию танца

Предложить ребёнку на начало учебного года по программе средней группы:

  • придумать танец к заданной музыке, передать образ персонажа (Лисичка, зайчик мишка и т. д.)

Музыка по выбору музыкального руководителя. Подготовить атрибуты: листочки, цветочки, снежинки, божьи коровки, бабочки, и т.д.

На конец учебного года по программе старшей группы

  • составить танцевальную композицию на заданную музыку.

Музыка по выбору музыкального руководителя.

3 балла – ребенок самостоятельно составляет композицию танца на заданную музыку, проявляя фантазию в творчестве.

2 балла – ребенок придумывает танцевальную композицию после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок составляет композицию танца после словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов - ребёнок не может составлять композицию танца даже после помощи педагога.

3.5.3.Придумывать движения, отражающие содержание песни

Предложить ребёнку инсценировать любимую песню по средней группе на начало учебного года

Например:

  • «Заинька» Р.Н.П. обр. Н. Римского-Корсакова

На конец учебного года по старшей группе предложить любую характерную песню например:

  • «Папа подари мне куклу» муз. Л. Морозова, сл. Г. Горбовского, « Семечки» р.н.п. и.т.д.

3 балла – ребенок самостоятельно и свободно придумывает движения, отражающие содержание песни.

2 балла – ребенок придумывает движения, отражающие содержание песни после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок придумывает движения, отражающие содержание песни после активной помощи взрослого (показа).

0 баллов – ребенок не проявляет желания придумывать движения  даже после оказания помощи взрослого.

3.5.4.Инсценировать содержание песен, хороводов

Предложить ребёнку инсценировать любую любимую песню, хоровод по средней группе на начало учебного года

Например:

  • «Жили у бабуси» р.н.п. ( Под фонограмму)

Выбрать рассказчика, бабушку, двух гусей.

На конец учебного года инсценировать любую любимую песню, хоровод по программе старшей группы.

Например:

  • « Про козлика» муз Струве

Выбрать козлика, рассказчика, маму-собаку, маму - козу, маму - овцу, маму - корову.

3 балла – ребенок самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, передаёт характер музыки в движении

2 балла – ребенок инсценирует содержание песен, хороводов, передаёт  характер музыки в движении после словесной помощи взрослого.

1 балла – ребенок инсценирует содержание песен, хороводов после активной помощи взрослого (показа).

0 балл – ребенок не проявляет желания инсценировать содержание песен, хороводов.

3.6.ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

3.6.1.Исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах

Предложить ребёнку исполнить на металлофоне или ксилофоне на начало учебного года по программе средней группы.

  • « Ёжик» муз. И. Каплуновой, И. Новоскольцевой

На конец учебного года исполнить на металлофоне или ксилофоне по программе старшей группы.

  •  «Андрей воробей» р.н.п.

3 балла – ребенок самостоятельно исполняет попевку на металлофоне или ксилофоне, правильно держит молоточек.

2 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа педагога.

3.6.2. Исполнять знакомые песенки индивидуально

Предложить ребёнку исполнить на металлофоне или ксилофоне на начало учебного года по программе средней группы.

  • « Сел комарик по кусточек» р.н.п.

На конец учебного года  исполнить на металлофоне по программе старшей группы:

  • « Петушок» р.н.п.

3 балла – ребенок самостоятельно исполняет знакомую песенку на металлофоне или ксилофоне.

2 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа педагога.

3.6.3..Исполнять знакомые песенки небольшими группами, соблюдая при этом динамику и темп.

Предложить детям исполнить на разных инструментах знакомую песню на начало учебного года по программе средней группы.

  • « Весёлый старичок» муз. А. Комарова, сл. Д. Хармса.

На конец учебного года  по программе старшей группы.

  • «Бременские музыканты» муз. Е.и С. Железновы

3 балла – ребенок самостоятельно исполняет знакомую песню в характере, соблюдая при этом динамику, темп.

2 балла - ребенок правильно исполняет знакомую песню в характере после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа педагога.

Пояснительная записка :

Для диагностики  уровня развития музыкальных способностей детей можно использовать одно музыкальное произведение для  решения нескольких задач. Например:

3.4. Музыкально-двигательные движения.

3.4.1.Ритмично двигаться под музыку

3.4.2.Передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание

3.4.4.Переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу

3.4.5.Менять движения в соответствии с музыкальными фразами

  • « Полли» прыжки под английскую народную мелодию

3.5.Развитие танцевально-игрового творчества

3.5.3.Придумывать движения, отражающие содержание песни

3.5.4.Инсценировать содержание песен, хороводов

  • « Про козлика» муз Струве

Сводная таблица результатов индивидуальной  диагностики ( Таблица 1)

№ п/п.

Фамилия , имя ребёнка

Высокий

уровень

Пограничный(Средне-высокий) уровень

Средний уровень

Низкий уровень

сентябрь

май  

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Сводная таблица групповых результатов диагностики ( Таблица 2)

№п/п

Уровни развития

 Количество детей

Процентное соотношение

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Высокий

6

35%

2

Пограничный(Средне-высокий)

4

24%

3

Средний

7

41%

4

Низкий

-

-

Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей ( Таблица 3)

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка                    

Слушание

Пение

Песенное творчество

Музыкально-

ритмические

движения

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра на детских музыкальных инструментах

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Комплектование подгрупп детей для индивидуальной работы по итогам диагностики.

№ п./п.

Низкий уровень

№ п./п.

Средний уровень

№ п./п.

Пограничный ( Средне-высокий) уровень

№ п./п.

Высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.05. Основы геодезии основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 270813 «Водоснабжение и водоотведение» базовой подготовки

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Основы геодезии».В результате освоения учебной дисциплины «Основы геодезии» обучающийся должен об...

Презентация "Опыт апробации педагогической системы оценки результатов освоения образовательной программы "Фантазия""

Никакая деятельность не может считаться профессиональной, если в ней не предусмотрен четкий механизм отслеживания ее эффективности. И говоря о методике отслеживания эффективности, стоит уточнить исход...

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе для оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования за 6 класс (география)

Представлены тестовые задания по географии. Цель тестирования - проверка сформиванности учебных умений работы с текстом....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.03. «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» основной профессиональной образовательной программы МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» по специальности 53.02.01

Комплект контрольно-оценочных средств разработан для проверки освоения профессиональных и общих компетенций по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники", 1 курс 1 семестр, форма ...