Рабочая программа по истории 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по истории (11 класс)

Рабочая программа «Россия в мире с древнейших времён до начала ХХ века»  11 класс. О.В. Волобуев, В.А. Клоков, С.В. Тырин.  ООО «Дрофа», 2017г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_bazovyy_uroven.docx65.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение     « Называевская Гимназия»    

«Рассмотрено» на заседании ШМО

 учителей  гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

 _________________

 /                                      /    

Протокол №        от

«     »   августа  2020г.

            «Согласовано»

Заместитель директора

Гимназии по УВР

/                                     ./

«   »  августа 2020г.

            «Утверждаю»

Директор гимназии

______________________

Приказ   №             от

«_    »   августа           2020г.

По предмету (курсу ) История

Класс                   11 (Базовый уровень)

Учитель     Москвина Т.В.

Рабочая программа «Россия в мире с древнейших времён до начала ХХ века»  11 класс. О.В. Волобуев, В.А. Клоков, С.В. Тырин.  ООО «Дрофа», 2017г

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»

 Личностные результаты изучения истории включают:

   Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

    Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

   Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

   Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

    Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

   Освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко–культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

  Уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  Уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

  Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

   Уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  Формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

 Готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты освоения

  • Реализация системно-деятельностного подхода при изучении школьниками курса «Россия в мире» позволит достичь метапредметных результатов, обозначенных во ФГОС СОО. К указанным результатам относятся:

  •  умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных 12 целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  •  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  •  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  •  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  •  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения .
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • Раскрывать противоречия в русском обществе в конце XVII в Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Предметные результаты изучения истории включают

◼ сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;                                                                                                                                                                                                                                                                          ◼ сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как 13 определяющего компонента формирования российской идентичности;                                                                                                                                                                                                                                     ◼ сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;                                                                       ◼ сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;                                                                                                                                                                                                                                                            ◼ сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;                                                                                                                                                                                                                                                                  ◼ сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;                                                                                                                            ◼ сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;                                                                                                                                                                                                                                                      ◼ сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;                                                                                                                                                                                                                                    ◼ сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; 
  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; 
  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
  • • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности;
  • • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

II. Содержание предмета.

  • В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) в российской школе вводится интегрированный учебный предмет «Россия в мире». Его изучение предусмотрено на базовом уровне. Методика преподавания курса «Россия в мире» базируется на системно-деятельностном подходе, который в соответствии с положениями ФГОС СОО обеспечивает:
  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Предмет «Россия в мире» четко представит эволюцию и особенности российского общества (цивилизационные характеристики, социальную структуру, духовную жизнь, хозяйство, государственность). Кардинальная задача курса — формирование у старшеклассников гражданственности и патриотизма, четких представлений о национальных интересах Российской Федерации, связанных на современном этапе в первую очередь с формированием в нашей стране гражданского общества и правового государства. Учебный материал предмета «Россия в мире» дает возможность развивать у школьников ключевые ориентиры, связанные с российской идентичностью, принадлежностью к российскому народу как гражданской нации. Особое значение в связи с этим имеет осознание причастности к исторической судьбе нашей Родины, к великой российской культуре, к сообществу современников, способных ставить перед собой и решать важные задачи.                                                                                                                                                                                                                   Важной особенностью учебного предмета «Россия в мире», которая отмечена во ФГОС среднего общего образования, является его интегрированный характер. Данная особенность связана с двумя существенными аспектами. Во-первых, содержание 5 курса «Россия в мире» включает в себя комплекс разносторонних характеристик общества на разных этапах его развития. Общая логика предметного содержания базируется при этом на всеобщей и отечественной истории. Во-вторых, для успешного достижения обозначенных выше образовательных результатов школьники будут знакомиться с данными, которые предоставляет широкий круг наук об обществе: культурология, политология, экономика, социология, демография и др. Изучение предмета «Россия в мире» предусматривает широкое использование межпредметных связей.  В частности, следует привлекать знания, полученные школьниками на уроках обществознания, географии, литературы, изобразительного искусства, музыки.                                                                                                                                                                           Изучение предмета «Россия в мире» предусматривается в выпускном классе. Таким образом, он выступает в качестве своего рода итогового курса, который подводит черту под всем комплексом знаний об обществе, которые получает современный российский школьник. Следовательно, происходит повторение уже имеющихся сведений, получение на этой базе новых данных, синтез учебного материала на основе познавательных возможностей выпускника школы.  

Относительно небольшое количество учебного времени, отводимое на изучение курса «Россия в мире» на базовом уровне (70 ч), т.е 2 часа в неделю, предусматривает предельно компактный стиль изложения учебного материала. При этом изучение курса должно быть в максимальной степени ориентировано на привлечение знаний, уже имеющихся у учащихся.

 В программу 2020-2021 учебного года по рекомендации ИРОООвв связи с эпидемиологической ситуацией в стране внесена корректировка программы. В добавлены  внесены темы для повторения с 10 класса: «Перестройка», «Российская Федерация в 1991-2016 гг» , в размере 5 часов. ВВ связи с этим урезаны часы на Тему I, самостоятельную работу  и проектную деятельность учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11 КЛАСС РОССИЯ В МИРЕ (70 ч)

 Введение Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории от мифологии.

Тема I. От первобытности к древним цивилизациям.

 Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности. Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Западной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций Востока.

 Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное Причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и распространение христианства.

Тема II. Средневековое общество в VI—X вв.

 Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций. Поздняя Римская империя и мир варваров. Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточнохристианская цивилизация. Судьба славянских народов. Христианская церковь на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье.

Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран.

Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян.

 Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда.

Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература. Архитектура и живопись. Бытовая культура.

Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в.

Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы. Западноевропейский феодализм. Кризис 15 традиционного аграрного общества. Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Западноевропейская, восточнохристианская и мусульманская цивилизации в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социально-политические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля.

Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь.

Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды.

 Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем культуры после нашествия Батыя. Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости. Великие живописцы.

Тема IV. Мир в начале Нового времени.

 Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская этика и капитализм.

Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации власти. «Москва — Третий Рим». Экономический подъем.

Страны Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII вв. Английская революция XVII в.

Кризис государства и общества в России. Смутное время. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения.

 Становление самодержавия Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества.

 Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.

 Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры. Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне.

Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения.

 Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещенный абсолютизм».

Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и завершение Великой французской революции.

 Власть и общество в России в XVIII  в. Необходимость преобразований. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие Петра. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант.

Социально-экономическое развитие России. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. Золотой век дворянства.

Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. 17 Тема

VI. Индустриальная цивилизация в XIX в.

Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн. Империя Наполеона I. Русско-французские отношения. Отечественная война 1812 года. Завершение эпохи Наполеоновских войн.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота.

Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе. Революции и реформы. Революции середины XIX в. во Франции.

Революционное движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение европейской колонизации в Африке и Азии.

Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры и новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии во второй половине XIX в.

Тема VII. Россия на пути модернизации.

 Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые явления в социально-экономической сфере.

Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей «русского социализма».

Реформы 1860—1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования 1860—1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика Александра III (1881—1894).

Общественное движение в России во второй половине XIX в. Рост общественной активности. Консерватизм. Русский либе- 18 рализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии в России.

Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к России в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи.

 Россия в системе международных отношений. 1815—1878  гг. Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в.

Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военно-политические союзы.

 Новые тенденции в развитии индустриального общества. Страны Запада. Процессы глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало модернизации в странах Востока.

Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора. Возникновение революционных организаций и партий.

Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905  г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая Государственная дума в условиях спада революции. Итоги и последствия революции.

Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны.

Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в.

 Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.

Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные направления художественной культуры. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.

Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

 Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный век. Тенденции культурного синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард.

Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием курса  « Россия  и мир с древнейших времён до начала ХХ века »  11 класс. «Дрофа» 2017г. (70ч)

№ урока

Раздел (главы), тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Д/З

Планиру емая

Факти чески

1

«Политика перестройки»Распад СССР  (1985-1991 гг)

1

   Тема «Российская Федерация в 1991-2016 гг»

2

Начало рыночных реформ в России в 1992г. Политико- конституционный кризис 1993 г. Новая Конституция России. Попытки корректировки курса руформ1993-1996 гг.

1

3

Национальные и социальные проблемы1990-х годов. Второе президентство Б. Н. Ельцина1996-1999гг.

1

4

Модернизация экономики России в 2000-2008 гг. Российская экономика в 2009-2016гг.

1

5

Модернизация экономики России в 2000-2008 гг. Российская экономика в 2009-2016гг.

1

Тема I. От первобытности к древним цивилизациям.(2ч)

6

Введение. Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Стартовый контроль.

1

1-2

7

Античные цивилизации Средиземноморья

1

3

Тема II. Средневековое общество в VI-Х вв.(8ч)

8

Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизации

1

4-5

9

Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизации

1

4-5

10

Средневековое цивилизации Востока

1

6

11

Народы и государства восточной Европы  в раннее Средневековье

1

7

12

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

1

8

13

Древнерусское государство и общество

1

9

14

Культура и быт населения Древней Руси

1

10

15

Повторительно- обобщающий урок по теме «Средневековое общество в VI-Х вв.» . Тест

Тема III. Россия и мир в ХI- середине Х V в (9)

16

Экономическое, социальное и политическое развитие  Западной Европы

1

11

17

Взаимодействие Средневековых цивилизаций

1

12

18

Политическая раздробленность Руси

1

13

19

Русские княжества и Золотая Орда

1

14

20

Москва во главе объединения русских земель

1

15

21

Русская средневековая культура

1

16

22

Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся

1

-

23

Повторительно- обобщающий урок  по теме «Россия и мир в ХI- середине Х V в». К/Р

Тема IV.Мир в начале Нового времени.  (9 ч)

24

Европа меняет себя и мир

1

17

25

Формирование Российского государства

1

18

26

Страны западной Европы в Х VII в

1

19

27

Кризис государства и общества в России. Смутное время.

1

20

28

Становление самодержавия Романовых

1

21

29

Начало формирования многонационального Российского  государства

1

22

30

Русская культура середины ХV-ХVII веков

1

23

31

Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся

1

-

32

Повторительно- обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени». Тест

1

Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения (7 ч)

33

Эпоха Просвещения

1

24

34

Революции ХVIII столетия

1

25-26

35

Революции ХVIII столетия

1

25-26

36

Власть и общество в России в ХVIII в

1

27

37

Социально- экономическое развитие России

1

28

38

Расширение территории  Российской империи

1

29

39

Образование, наука и культура

1

30

40

Повторительно –обобщающий урок по теме «Запад и Россия в эпоху Просвещения». Тест

1

Тема VI. Индустриальная цивилизация в ХIХ веке(7ч)

41

Западная Европа и Россия в эпоху наполеоновских войн

1

31

42

Промышленный переворот и становление индустриального Запада

1

32

43

Идейные течения и политические партии

1

33

44

Революции и реформы

1

34

45

Колониальные империи

1

35

46

Модернизационные процессы в мире  великих держав

1

36

47

Повторительно- обобщающий урок по теме «Индустриальная цивилизация в ХIХ веке». Тест.

1

Тема VII. Россия на пути модернизации.  (8 ч)

48

Российское государство в первой половине ХIХ в

1

37

49

Общественная жизнь России в первой половине ХIХ в

1

38

50

Реформы 1860-1870- гг. в России

1

39-40

51

Реформы 1860-1870- гг. в России

1

39-40

52

Общественное движение в России во второй половине ХIХ в

1

41

53

Россия- многонациональная империя

1

42

54

Россия в системе международных отношений 1815-1878гг

1

43

55

Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся.

1

56

Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия на пути модернизации». Тест

Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ века (6 ч)

57

Внешняя политика России в начале ХХ века

1

44

58

Новые тенденции в начале индустриального общества

1

45

59

Российская империя: самодержавие  и общество на рубеже веков

1

46

60

Первая российская революция

1

47

61

Думская монархия и столыпинские реформы

1

48

62

Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия и мир в начале ХХ века». Тест

1

Тема IХ . Россия и мир в начале ХХ века. (8ч)

63

Развитие мировой научной мысли

1

49

64

Мировая литература и художественная культура

1

50

65

Культура России в ХIХ веке

1

51

66

Развитие Российской культуры в начале ХХ в

1

52

67

Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся

1

68

Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия и мир в начале ХХ века». Тест

1

69

Итоговая контрольная работа

1

70

Повторение

1

Контроль уровня подготовки учащихся -11 класса (базовый уровень)

№ урока

Тема

Форма проведения работы

Стартовый контроль по предмету История

                     Тест

15

Повторительно-обобщающий урок  по теме:  Средневековое общество в VI-Х вв.» .

                     Тест

23

Повторительно- обобщающий урок  по теме «Россия и мир в ХI- середине Х V в».

                   Контрольная работа    

32

Повторительно- обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени».

                      Тест

40

Повторительно –обобщающий урок по теме «Запад и Россия в эпоху Просвещения».»

                     Тест

47

Повторительно- обобщающий урок по теме «Индустриальная цивилизация в ХIХ веке».

                     Тест

               56

Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия на пути модернизации».

                     Тест

               62

Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия и мир в начале ХХ века»

                     Тест

               68

Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия и мир в начале ХХ века».

                     Тест

               69

Итоговая контрольная работа

              Контрольная работа

Описание учебно- методического материала и материально- технического обеспечения образовательного процесса

1. «Россия в мире с древнейших времён до начала ХХ века»  11 класс. О.В. Волобуев, В.А. Клоков, С.В. Тырин.  ООО «Дрофа», 2017г

2. Игнатов А.В. Россия в мире. История. 11 класс. Методическое пособие. Дрофа. 2017г

3. Россия и мир. 10-11 классы. Атлас. Волобуев О В. Дрофа, 2018г

4. Справочникк  11 кл.  Пономарев М.; Клоков В.; Волобуев О.Дрофа, 2017г

Материально- техническое обеспечение:

-компьютер

-проектор

Экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 8 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа  по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным...