Вариативность реализации предметной области ОДНКНР
статья по истории (5 класс)

Муль Лидия Владимировна

         Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения  сегодня становится глобальной. Формирование основ  духовно-нравственной культуры – одна из основных задач школы. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, убеждениями, принятыми в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИОТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОДНКНР.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Муль Лидия Владимировна

Учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 524 Московского района

Санкт-Петербурга

    «Мы не выбирали ни страну, где родимся,

ни народ, в котором родились,

 ни время, в котором пришлось родиться.

Но, выбираем одно: быть людьми или нелюдями!»
                     Патриарх Сербский Павел.

         Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения  сегодня становится глобальной. Формирование основ  духовно-нравственной культуры – одна из основных задач школы. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, убеждениями, принятыми в семье. В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).
       Сегодня  Стандарт третьего поколения задает воспитанию статус общенациональной темы, предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного человека. Пути решения глобальных задач во многом определяется выстроенной системой работы в образовательных организациях, широкие возможности открываются при реализации предметной области ОДНКНР, в частности  при реализации программы воспитания обучающихся в основной школе.  Необходимо выделить основные принципы осуществления воспитательной деятельности в школе, непосредственно определяющие область ОДНКНР.

1. Принцип ориентации на идеал деалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется; актуализация идеалов, хранящихся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира).

2. Принцип следования нравственному примеру (следование примеру — ведущий метод воспитания, содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения; особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя).

3. Принцип диалогического общения со значимыми другими (в формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми; диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога; выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим).

4. Принцип идентификации (духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами; в этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого).

      В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в рамках обязательных предметов («История», «Литература», «Обществознание», «Изобразительное искусство», т. д.) для основного общего образования предусмотрено изучение истории и культуры религии, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России: иудаизм, православие, ислам и буддизм. Используемые в настоящее время учебники по истории, литературе, обществознанию содержат значительный объем материала по духовной культуре, быту, традициям народов России и мира. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в основной школе является важнейшей составляющей многих предметов. 

    Программа воспитания  обучающихся - интегрирующий документ, предусматривающая интеграцию всех видов деятельности (обучение и воспитание – неразрывно связаны, что обеспечивает целостность образовательного процесса).    Реализация предметной области ОДНКНР в ГБОУ гимназии № 524 происходит в различных формах внеучебной познавательной и воспитательной деятельности.

Урочная деятельность.

5-7 кл.- уроки истории, обществознания, музыки, ИЗО, литературы....

Внеурочная деятельность.

Рабочие программы:

- Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России;

- Кинолекторий «Моя Родина»;

- Поиск. Страницы военной истории.

Внеклассная деятельность:

 -цикл классных часов «Основы этической культуры»;

- проектная деятельность  «Крещенские чтения»,«Добрые обычаи"  в православных традициях и  праздниках»;

- цикл бесед  «Фрагменты древнерусской книжности».

     В урочной, внеурочной, внеклассной деятельности происходит знакомство обучающихся  с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, формирование «ситуаций образцов» проявления  уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми. В процессе изучения материала школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.  Вопросы, связанные с введением в образовательную сферу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. В то же время реализация предметной области «Основы духовно-нравственной  культуры народов России» в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

    Приведем возможные формы работы, содержащиеся в программе воспитания ГБОУ гимназии № 524, реализуемые в практике работы школы.

Реализация предметной области ОДНКНР

Через ВУД

В рамках программы воспитания

Программы внеурочной деятельности:

-«Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России»;

-Кинолекторий «Моя Родина»;

-Поиск. Страницы военной истории.

Цикл классных часов «Основы этической культуры»

Проект «Крещенские чтения»

Цикл бесед «Фрагменты древнерусской книжности» (летописаний, житий, поучений)

Проект  "Добрые обычаи"  в православных традициях и праздниках.

Игра-рефлексия «Мой внутренний мир-строительство мировоззрения».

  1. Цикл классных часов «Основы этической культуры»:
  • История развития этических взглядов человечества
  • Нравственная культура человека. Этика общения
  • Образцы нравственности в поступках наших предков: защита Родины, труд на благо Родины
  • Образцы нравственности в поступках наших предков: защита Родины, героизм и мужество.

Примеры возможных форм работы.

  1. Этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Своя земля и в горсти мила», «Как наше слово отзовется»);
  2. Дискуссионный клуб общения («Листая страницы Д. Карнеги», «Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»);
  3. «Школа вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка — ложь, да в ней намек»).
  1. Цикл бесед «Фрагменты древнерусской книжности» (летописаний, житий, поучений).
  1. «Поучение детям» В. Мономаха
  2. «Домострой»
  3. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

     Формирование нравственного сознания человека – важнейшая задача воспитания. На занятиях раскрывается сущность понятий добра, зла, справедливости, несправедливости, хорошего плохого, особенности понимания добра и зла в России.  Изучая         «Поучение детям» В. Мономаха, «Домострой» и первые правила, записанные на Руси, «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», дети знакомятся с важнейшими нравственными категориями. Обращаясь к летописаниям, житиям, поучениям дети поэтапно осваивают процесс формирования нравственных традиций России.  

 3. В ходе проектной деятельности реализуются проекты:

  - «Крещенские чтения»

  - «Добрые обычаи»  в православных традициях и праздниках.

Дети получают важнейшие уроки формирования нравственных отношений при изучении календаря и праздников  православной культуры, традиций и обычаев православных праздников: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, традиции этих праздников исполнены подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов.

  1. Игра-рефлексия «Мой внутренний мир-строительство мировоззрения».

Проводя данную работу в системе, мы решаем следующие задачи:

     - дать детям необходимые знания о Православных праздниках, истории их возникновения, об обрядах и обычаях, сопровождающих эти праздники;

    -  познакомить детей с библейскими сказаниями, которые нашли своё отражение в творчестве выдающихся скульпторов, живописцев, архитекторов, писателей, поэтов, музыкантов;

   -  организовать непосредственное участие детей в обрядах и играх, характерных для различных праздников;

   - развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, чуткое и доброжелательное отношение к людям;

   - расширять кругозор детей.

Таким образом, мы формируем:

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
  • знание основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
  • системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны;

        опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

        первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

  • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
  • уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
  • знание национальных героев и важнейших событий истории России;
  • знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Список использованной литературы

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования.
  3.  Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
  4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
  5. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? - М., 2010
  6.  http://festival.1september.ru/articles/212640/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации предметной области «Физическая культура

распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании....

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...

Конспект урока «Загадочные сфинксы» 5 класс «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» Предметная область ОДНКНР

Конспект урока "Загадочные сфинксы" 5 класс "Санкт-Петербург - хранитель духовных тардиций народов России" предметная область ОДНКНР...

ПРОГРАММА образовательного модуля предметной области ОДНКНР для 8 - 9 классов «Милующее сердце»

 Программа разработана на 34 часа в качестве  образовательного модуля предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Это гуманитарный ме...

Конспект урока по теме "Православный храм", предметная область ОДНКНР, 5 класс

Тема урока «Православный храм» является важной в духовно – нравственном образовании подрастающего поколения. Храм – центр духовной жизни. В нем происходит рождение и преображен...

Презентация "Николай Угодник", предметная область ОДНКНР, 5 класс

В презентации представлена краткая информация о Николае Угоднике, самом почитаемым Святым в христианстве. В доступной форме для школьников...

Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР

Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР: итоги Конкурса-смотра успешных региональных практик в Забайкальском крае...