Конспект урока по теме "Православный храм", предметная область ОДНКНР, 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Чевычелова Людмила Павловна

Тема урока «Православный храм» является важной в духовно – нравственном образовании подрастающего поколения. Храм – центр духовной жизни. В нем происходит рождение и преображение людей.Православный храм – летопись отечественной культуры, отражение культурной жизни народа. Лучшие силы, лучшие таланты и значительные средства все отдавали храму, так как он занимал важное место в жизни человека. Храм - хранитель православной культуры. Во время войн чаще храмы разрушали, а в периоды духовного подъема возрождали. Православные храмы – это памятники архитектуры, музеи произведений искусства, мозаики, скульптуры. Они создавались лучшими архитекторами, живописцами.   Урок «Православный храм» имеет своей целью познакомить обучающихся с внешним и внутренним убранством храма, с правилами поведения в нем.

Данный урок был проведен в рамках общешкольной недели предметов гуманитарного цикла для учителей школы. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и знаний. Формы работы, которые применяются на уроке, способствуют формированию и развитию интереса к православному наследию нашей Родины. Урок носит практическую направленность, так как обучающиеся имеют возможность полученные знания подкрепить на практике.

19 декабря 2021 года в селе Нижний Теребуж Щигровского района был освящен Храм Святителя Николая. Обучающиеся школы принимали активное участие в субботниках по благоустройству территории храма. Дети посещают церковные службы, поэтому важно, чтобы они соблюдали правила поведения в храме. Знали, как устроен храм и какую важную роль он играет в жизни сельского общества.

      Д. С. Лихачёв писал, что православная культура должна стать «частью души ребенка, началом, порождающим личность».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pravoslavnyy_hram.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Православный храм» - 5 класс, предметная область  ОДНКНР

Тема урока: Православный храм

Цель: сформировать представления у обучающихся о храме, как одной из значимых святынь православных людей.

Задачи:

- введение понятия православный храм;

- познакомить с внешним и внутренним убранством православного храма;

- раскрыть духовное и культурное значение храма для человека и общества в целом.

Планируемые УДД.

Личностные:

- формирование чувство уважения к православным святыням;

- выработка правил поведения в православном храме;

- побуждать детей к осознанному и добровольному посещению храма;

- воспитывать уважение к храму, его святыням.

Предметные:

- умение объяснять назначение христианского храма;

- знакомство с православными традициями;

- развитие интереса к православному культурному наследию.

Метапредметные:

- умение добывать информацию из разных источников (энциклопедии, словари, Интернет – источники);

- готовность вести диалог;

- умение планировать свою деятельность.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков

Вид урока: урок смешанный

Формы работы: работа в группах, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.

Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, престол, канун.  

Оборудование: учебник «Основы религиозных культур народов России» А. И. Сахаров, К.А. Кочегаров, Толковый словарь С. И. Ожегова, проектор, ноутбук, презентация, музыкальные записи - колокольные звоны, цветные карандаши, бумажные кукла с одеждой.

                                        

Ход урока:

Мотивационный этап.

       Приветствие:

«На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья  луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить»

- В народе говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любым делом и добиться хороших результатов. Вот и вы повернитесь сейчас друг к другу и улыбнитесь, и пусть эта улыбка принесёт на наш урок добро и хорошее настроение.

- Я очень рада видеть вас на уроке здоровыми и доброжелательными.

  - Ребята, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

Этап актуализации знаний

Учитель: отгадайте загадку и предположите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке

Мы идём туда с надеждой,
С болью в сердце иль бедой…
Если радость или праздник
Постучались в дом родной.
Там спокойно и надёжно:
Запах ладана, свечей…
Как зовется это место
Отвечай же - не робей.
(Храм, церковь)

Учитель: молодцы, скажите, пожалуйста, какова тема нашего урока (дети отвечают)

Учитель: сказала мне мама, в дом Божий вводя:

«Как дерево может укрыть от дождя,

Так храм защищает пришедший народ

От жизненных бурь и душевных невзгод!»

Учитель: храм - это самое прекрасное место на земле, посвященное Богу. Там молятся Господу, Пресвятой Богородице и святым. Молиться можно и нужно дома, или в пути, но главная молитва - общая. Она совершается в храме.

Этап «открытия» нового знания

Предложите свой вариант определения понятия «храм»?

(Варианты ответов обучающихся:

-храм – это здание, в котором люди молятся Богу и ставят свечи;

- в храме много икон;

- храм – Божий дом;

- в храме совершаются обряды и таинства).

      Учитель: обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова – найдем определение понятия «храм» и выпишем в тетрадь (обучающиеся работают со словарем и выписывают определение храма в тетрадь). Храм – здание для богослужения, церковь

     Учитель: храм – это Божий дом, т. е. место особого пребывания Бога на земле, место, где совершаются богослужения и молитвы.

     В храмах проводят обряды и таинства. Здесь крестят новорожденных детей и венчают новобрачных. Совершают благодарственные службы после победы и проводы защитников Отечества на войну.                        

     На Руси всегда было много храмов. Увенчанный православным крестом, купол церкви, является для всего православного мира символом России. С момента крещения Руси храм играл необычайно большую роль в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей была неразрывно связана с храмом: в храме начинается земной путь человека, когда крестят новорожденного младенца или взрослого, в храме он и заканчивается, когда отпевают умершего, провожая его в вечную жизнь.

Первым на территорию славянских племён с проповедью о Христе пришёл апостол Андрей Первозванный. Именно он построил первый православный храм на территории Руси.  Затем великая княгиня Ольга, приняв православную веру, начала возводить церкви.  Но массовое строительство храмов началось после крещения Руси князем Владимиром в 988 году.

 Строительство любого города, поселения начиналось со строительства храма. Место выбиралось самое живописное, на возвышенности.

Что венчает здание храма?  (Ответы детей – купола).  

Действительно, каждое здание храма венчается куполами с крестом. Купола имеют шлемовидную и луковичную формы.

Почему их так именуют? Если мы внимательно с вами посмотрим на форму покрытий, то увидим, что шлемовидные покрытия напоминают форму близкую к форме древнерусского шлема.

Что символизирует, как вы думаете, шлемовидная форма?

(Ответы детей - Символ воинства, духовной борьбы, которую ведёт церковь с силами тьмы и зла.)

А вот луковичные купола имеют выпуклую форму, которая плавно переходит в заостряющуюся на своей вершине, и становится похожей на луковицу.

 А эта форма символ чего? Как вы думаете?  (Ответы детей – пламени.)

 Это символ пламени свечи, которая символизирует победу светлых сил, обращающих православных христиан к словам Иисуса Христа: «Вы - свет миру».

И по церковной символике купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Количество куполов может быть от одного до тридцати трех.

Ребята, давайте послушаем стихотворение, которое нам прочтёт Полина Логачёва.

Разлился по округе

Колокольный звон,

Согревает душу

Эхом перезвон.

Звук вселится песнью,

До чего ж он чист!

Превратит он сердце

В светлый аметист!

Учитель: о чём мы узнали из строк этого стихотворения? (Ответы детей – о колоколе).  Да это колокол.  В храмах колокола располагались по-разному, в одних храмах они устраивались над входом в храм, в других рядом с храмом. Очень часто строилась колокольня или звонница.

Кривоносов Юрий подготовил нам сообщение о колокольном звоне, давайте его послушаем.

Сообщение учащегося: раньше в колокола звонили при приближении опасности, врага, созывали народ на собрание. Сейчас звонят для того, чтобы призывать православных христиан на молитву и возвещать о важнейших частях службы, совершаемых в храмах. Звоны у колоколов бывают разные. Различают четыре вида колокольных звона.

Благовест – звон в один или несколько колоколов поочерёдно (благая весть, сообщение о начале богослужения в храме). (Слушают колокольный звон)

Трезвон – звон во все колокола (радость по поводу праздника). (Слушают)

Перезвон – звон по поводу печального события (звучит перед особо торжественными богослужениями). (Слушают)

Перебор – погребальный звон, когда звонарь ударяет в каждый колокол в определённой последовательности. (Слушают)

Учитель: мы познакомились с внешним видом православного храма, а теперь давайте изучим внутреннее устройство храма.

Просмотр видеофрагмента «Основы православной культуры. Храм» и работа с макетом храма, где обозначены основные части православного храма (приложение 1)

Работа с источниками:

  • «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов;
  • учебник «Основы религиозных культур народов России». А. И. Сахаров, К.А. Кочегаров;
  • справочные материалы.

Учитель: ребята, вы посмотрели видеофрагмент, где подробно рассказали о внутреннем устройстве православного храма.

Задание: составить словарь по теме «Православный храм», используя макет храма и справочные материалы.

Первичное закрепление нового знания

Учитель: работаем в группах, используя составленный словарь.

Алгоритм действия:

  1. определяем координатора группы;
  2. выполняем задание;
  3. представляем результат работы.

1-я группа – слова: священник, кадило, кадить, каждение, ладан.

2-я группа – слова: икона, иконостас, Царские врата, амвон.  

3-я группа – слова: алтарь, престол, антиминс (приложение 2)

1-я группа. Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помочь. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчёркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест. Во время службы при помощи кадила священник совершает каждение. На раскалённых углях кадила тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом. Слова «кадить» и «чадить» в древности не отличались. Но сейчас «чадить» означает производить едкий дым, а «кадить» - напротив, означает «наполнять воздух благоуханным дымом». «Покадить кому-то» означает «выразить почтение». Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед прихожанами.

Учитель: прекрасно! Как вы считаете, первая группа справилась со своим заданием? /Ответы детей – отлично/

Предоставим слово координатору второй группы.

2-я группа.  Перед нами мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас.   На самом верху его увенчивает крест. На нём в несколько рядов располагаются иконы. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. Икона – это изображение того или иного святого или события из Библии, или церковной истории. Каждый ряд имеет своё название. В центре иконостаса двери – Царские врата. Через них священнослужитель выносит Евангелие – благую весть о Христе – Царе. Справа от Царских врат всегда изображена икона Христа Спасителя, а слева всегда икона Божией Матери. Перед иконостасом находится возвышение – амвон, с которого читается Евангелие, и священник произносит проповеди. Православные молятся Христу, ангелам и святым.

Учитель: отлично! И вторая группа справилась с заданием.

А сейчас перед вами выступит координатор третьей группы.

3-я группа.  За иконостасом, в восточной части храма, находится алтарь –   важнейшая часть храма. В алтаре обычно молятся священнослужители и без благословения никто не имеет права туда входить. Самое важное место в алтаре – престол – особо освященный четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижний – из белого  полотна и верхний - из парчи. На престоле всегда находится антиминс - главный священный предмет храма, освященный архиереем шёлковый плат с изображением положения Христа во гроб с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия, напрестольное Евангелие и крест. Для христиан алтарь символизирует жилище самого Бога.

Учитель: замечательно! И третья группа прекрасно справилась с заданием.

Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем,

И закроем все глаза.

Наступает, наступает, наступает тишина.

Снова в храм идти пора.

Вот мы руки развели,

 Словно удивились.

И у храма до земли

В пояс поклонились.

Наклонись, выпрямись,

Ниже, ниже, не ленись.

Поклонись и улыбнись!

     Учитель: когда мы приходим с вами в храм, то мы приходим «в гости» к Богу. И, конечно, Господь Бог принимает нас всех, как своих самых дорогих гостей. Но в храме существуют особые правила поведения, которые называются церковный этикет. Сейчас вы слушаете стихотворение, которое поможет вам вывести правила поведения для мальчиков, для девочек и для всех посещающих храм / дети читают стихотворения по ролям/

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

Памятка девочки:

Скромную надень одежду.

В брюках в храм идет невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам –

Неполезно это нам …

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

А теперь мы покидаем храм, но покидать его вы должны также благоговейно, как и вошли.

Запомните!!!

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещанье дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен,

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

Задание: «одеваемся в храм».

Учитель: у вас на парте фигуры мальчика и девочки. Пожалуйста, помогите им правильно одеться для посещения храма (дети используют бумажную куклу с одеждой,  мальчики оформляют мужской образ, а девочки – женский образ).

               Памятка поведения в храме

  1. Мальчики снимают головные уборы при входе в храм.
  2. Девочки покрывают голову платком.
  3. Для посещения храма необходимо надеть скромную одежду.
  4. В храме не шумят и не разговаривают.
  5. Необходимо поставить свечку, принять участие в богослужении.
  6. Необходимо находиться в храме до конца службы.

Этап подведения итогов урока (рефлексия)

Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Разгадать кроссворд по теме «Православный храм» и закрепить полученные знания.

  1. Как называется место в храме, где раньше стояли те, кто готовился к крещению и временно отлучённые от причастия?    (Притвор)
  2.  Как называется изображение Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых?  (Икона)
  3. Что созывает верующих на молитву, к богослужению, и возвещает о совершаемой в храме службе?   (Колокол)
  4. Как называется панихидный столик, где обычно ставят свечи за упокой, служат заупокойные богослужения?   (Канун)
  5. Назовите ту часть храма, которая  напоминает форму луковицы.   (Купол)
  6. Назовите самое важное место в алтаре, особо освящённый четырёхугольный стол?(Престол)
  7. Главная часть храма?  (Алтарь)
  8. Дом Божий - … (Храм)
  9. Назовите святыню и символ православного христианства, который завершает купол во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.(Крест)

Ключевое слово: иконостас (приложение №3)

    Мы с вами сегодня, многое узнали об устройстве православного храма, его внешних и внутренних особенностях, о правилах поведения в храме – «церковном этикете». А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Самые красивые православные Храмы России»

   Свеча на доске.

Когда горит свеча, её огонь стремится вверх, но свет и тепло она отдаёт тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.

 Я хотела бы, чтобы вы сегодня тоже зажгли огонь нашей свечи. На столах у вас лежат огонь пламени свечи определённого цвета.

- Если урок прошёл плодотворно, вы всё поняли, узнали много нового, было интересно, пусть свеча загорится оранжевым огоньком.

- Если урок дал мало знаний, пусть свеча загорится жёлтым огоньком.

 -А если прошёл впустую, тогда пусть огонёк свечи не загорится.

Я благодарю вас, ребята, за урок.

 Всем вам – большое спасибо!

Этап информирования о домашнем задании

- прочитать тему 6, стр.46-53;

- подготовиться к экскурсии в храм Святителя Николая села Нижний Теребуж.

Заключение

Цель урока «Православный храм» - сформировать у обучающихся представления о храме, как одной из значимых святынь православных людей, была достигнута.

Обучающиеся, используя наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, художественную литературу, технические приспособления, имели возможность познакомиться с внешним и внутренним убранством православного храма. Сформулировали правила поведения в храме. Занятие проведено с учетом возвратных и индивидуальных особенностей детей. Обучающиеся думают, работают творчески, открывают новые знания.

 Урок имеет практическую направленность, которая выражена в домашнем задании – подготовиться к экскурсии в храм Святителя Николая в селе  Нижний Теребуж.

Литература

  1. Православная энциклопедия /под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва: Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2000;
  2. Храмоведение. Конспект учителя. Л.А. Захарова, Вертоград, 2018 год;
  3. Светлана Кипарисова. Мой храм. Как все устроено? Самое главное о православном храме для детей, Эксмодетство, 2021 год

Интернет-ресурсы:

  1. Основы православной культуры. Храм - YouTube
  2. Самые красивые православные Храмы России ThemostbeautifulOrthodoxchurchesofRussia - YouTube
  3. Стихи о Православии. Стихи о храме. Стихи о церкви (svet-slova.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...

Конспект урока «Загадочные сфинксы» 5 класс «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» Предметная область ОДНКНР

Конспект урока "Загадочные сфинксы" 5 класс "Санкт-Петербург - хранитель духовных тардиций народов России" предметная область ОДНКНР...

ПРОГРАММА образовательного модуля предметной области ОДНКНР для 8 - 9 классов «Милующее сердце»

 Программа разработана на 34 часа в качестве  образовательного модуля предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Это гуманитарный ме...

Региональный конкурс "Современный урок" в рамках реализации предметной области "Естественно-научные предметы": немецкий язык 6 класс (06.05.2019)

Приказ г. Тамбов Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ №7...

Вариативность реализации предметной области ОДНКНР

       Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения  сегодня становится глобальной. Формирование основ  духовно-нрав...

Презентация "Николай Угодник", предметная область ОДНКНР, 5 класс

В презентации представлена краткая информация о Николае Угоднике, самом почитаемым Святым в христианстве. В доступной форме для школьников...

Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР

Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР: итоги Конкурса-смотра успешных региональных практик в Забайкальском крае...