Представление педагогического опыта учителя истории Татаринцевой Ирины Викторовны МАОУСОШ №11 им. Г.С. Титова ГОЩ
статья по истории
Историческое эссе – жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно, решив, что такой вид рассуждения по конкретной проблеме предмета позволит автору продемонстрировать не только знания, но и использовать свой, творческий потенциал. При этом – текст эссе должен быть интересен и понятен каждому, нести основную мысль, которую отстаивает автор, а также аргументы, доказывающие ее. Чтобы сделать эту мысль более ясной, обязательно должны присутствовать пояснения и примеры, а, чтобы текст имел вид законченного продукта, его должен венчать вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_umots.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта учителя истории
Татаринцевой Ирины Викторовны
МАОУСОШ №11 им. Г.С. Титова ГОЩ
на ГМО учителей истории и обществознания
17.11.2021
Историческое эссе как олимпиадный вид заданий.
Методика подготовки обучающихся к написанию исторического эссе
СЛАЙД №1. Историческое эссе – жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно, решив, что такой вид рассуждения по конкретной проблеме предмета позволит автору продемонстрировать не только знания, но и использовать свой, творческий потенциал. При этом – текст эссе должен быть интересен и понятен каждому, нести основную мысль, которую отстаивает автор, а также аргументы, доказывающие ее. Чтобы сделать эту мысль более ясной, обязательно должны присутствовать пояснения и примеры, а, чтобы текст имел вид законченного продукта, его должен венчать вывод.
СЛАЙД №2. Эссе должно быть подчинено единому плану и представлять собой целостную конструкцию - подобно монолитному дому. Но, что-же мы видим на самом деле? Ученик, желающий «блеснуть эрудицией» ставит перед собой задачу построить дворец, если придерживаться аналогии с домом, при этом тема остается нераскрытой, хотя отдельные фрагменты эссе могут быть прочитаны с интересом и даже свидетельствовать об эрудиции его автора.
СЛАЙД №3.
Конечно, всегда хочется построить этакое, но пусть для начала это
будет египетская пирамида. Форма этого сооружения незатейлива, но и по сей день между камнями не удастся втиснуть даже лезвие ножа, а любое дополнение к ней выглядит явной безвкусицей. Но самое главное, у нее нельзя ничего органично убрать – рухнет. Итак, будем учиться тому, как построить эссе, подобное египетской пирамиде.
СЛАЙД №4
Прежде всего, необходимо знать пять основных составляющих любого эссе, на основании которых должен быть организован весь текст.
К таким составляющим относиться: Тема, аргумент, доказательство, пояснение, вывод. От сюда вытекает важнейшее правило: не только каждый абзац, но даже любое предложение в тексте имеют право на существование только в том случае, если могут быть соотнесены с одной из этих пяти базовых составляющих.
СЛАЙД №5
Выбор темы. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься, она, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Главная задача - понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее. Нередко обучающимся предлагается, как тема на выбор - тезис, какого-либо историка или современника, по той или иной проблеме.
Например, «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна» К. Д. Кавелин
«По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно» (В.О. Ключевский)
Если тема, как тезис не обязательна, то в структуре эссе мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть аргументирована - поэтому за тезисом следуют аргумент.
СЛАЙД №6
Следующая позиция АРГУМЕНТ
Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение.
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:
П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...
О - Объяснение — Потому что…
П - Пример, иллюстрация — Например, ...
С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...
СЛАЙД №7
Доказательство. Структура любого доказательства включает в себя:
- тезис – суждение, которое надо доказать;
- вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
Приветствуется доказательства автора эссе в пользу своего мнения, основанные на исторических фактах, анализе исторических источников и литературе. Эссе интересно именно тем, что даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру. Поэтому при выборе темы надо быть уверенным в том, что ученик обладает неплохими знаниями по теме и у него есть собственное мнение о происходящем. Приветствуется усиление своих аргументов: «Я выделил несколько факторов: первый... второй...»; «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»; «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на...»; «Более того...»;
СЛАЙД №8
Пояснение или Пример
Примеры в текстах эссе – это, прежде всего, способ пояснить свою мысль, упростить ее понимание для читателя, на конкретном уровне сделать ее более ясной, доступной и склонить читателя на сторону автора текста. Приводя примеры, ребёнок должен грамотно использовать исторические факты и термины, которые верны и соответствуют теме, применять их корректно и к месту. Примеры могут быть и в виде иллюстраций, графика, диаграммы, схемы. Подыскивая примеры, следует опираясь на источники, которые, возможно, читались ранее для удовлетворения собственного интереса.
Слайд № 9
Вывод.
Если тему можно сравнить с фундаментом дома, аргументы – со стенами, примеры – с отделкой, то вывод – это, конечно же, венчающая всю постройку крыша.
В правильно сформулированном выводе должны быть подытожены основные положения, обоснованные и доказанные в тексте, которые демонстрируют ярко выраженную личную позицию автора, его заинтересованность в теме, предлагают оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов) мысли, проблемы и их решение.
Например, варианты клише, которые уместно использовать в заключении, делая некий вывод.
Подводя итог размышлениям…или резюмируя сказанное, следует отметить…
Слайд № 10. Одной из характерных черт эссе традиционно считается краткость. Вопрос о том, каким должен быть объём эссе, — один из самых часто задаваемых. Каких-либо жёстких границ, конечно, не существует, но размеры олимпиадного эссе, как правило, не превышают двух-трёх страниц рукописного текста формата А 4.
Слайд № 11. Как готовиться к написанию исторического эссе?
Первый шаг в подготовке — это выбор периода, которому, возможно, будет посвящена та или иная тема. На этом этапе руководствуемся личным интересом. Предположим, ученик интересуется Древней Русью. Сразу отметим, и подскажем ребёнку, что все темы условно можно разделить на четыре группы:
1) о людях;
2) о событиях;
3) о процессах или закономерностях;
4) темы на сопоставление (людей, событий, процессов и т.д.).
Слайд № 12. Второй шаг ищем материал в базовой литературе (учебник) и в дополнительной, например, «Курс русской истории» В.О. Ключевский, а также знакомимся с первоисточником, например, «Повесть временных лет».
Формируем своего рода «досье» на каждого князя, которое включает в себя основные факты, характеристики, аргументы.
Внимательно знакомимся с текстом источника, высказываниями, тезисами и пытаемся понять, что именно утверждает автор и согласен ли ученик с утверждением? Например, проанализировать внутреннюю или внешнюю политику князя Олега и резюмировать все плюсы и минусы. Сразу замечу: не стоит пытаться определить сразу своё отношение к прочитанному целиком. Надо проанализировать факты, повлиявшие на выбор правительственного или неправильного курса правления, чтобы ответить на вопрос: видим ли мы в таком выборе определённую логику? Только после этого можно считать подготовительную работу по данной теме более-менее завершённой.
Слайд № 13. Четвёртый шаг – это чёткое определение для себя алгоритма написания эссе по истории:
- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания;
в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания
для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);
- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
- сформулируйте общий вывод работы.
Слайд №14.
Написание эссе по истории должно иметь следующую структуру:
- введение,
- основная часть,
- заключение.
Введение это исходная идея (проблема), где обосновывается актуальность, цель и задачи выбранной темы, а также объект и предмет исследования.
Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть эссе). Это:
- аргументированное изложение основных тезисов.
- аналитическая работа, в том числе на анализ фактов.
- наиболее важные концепции исторической науки, включенные в данное эссе, систематизированы и проиллюстрированы примерами.
Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.
Заключение
В заключении формулируются основные выводы о проделанной работе к которым автор пришел в результате своих рассуждений. В заключении обобщаются основные идеи. Вывод может быть представлен в виде суммы мнений, которые оставляют место для дальнейшего обсуждения.
В оформлении эссе не забываем о титульном листе, он является первой страницей эссе) и о полном библиографическом списоке (в том числе и адресов Интернет – сайтов).
Слайд 15. После того как эссе написано его нужно проверить и если есть необходимость – редактировать.
- структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
- искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
- единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
- объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
- привлекательность вашей работы - ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).
И ещё несколько советов по оформлению эссе. Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, схемы) выполняются чёрно-белыми, их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Рисунок 1. «название рисунка». Подписываются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта учителя русского и литературы
Обобщение опыта работы учителя-словесника по теме "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы". Материал содержит теоретические сведения по теме, практическую часть, разработки уроков...
Представление педагогического опыта учителя английского языка ГБОУ РДДШ № 1 Ермаковой Ирины Викторовны
Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми шк...
Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания Батяркиной Ирины Евгеньевны.
Тема педагогического опыта: "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения". Публичное представление содержит анализ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны
Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.
На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....