Конспект урока "Олимпийские игры в древности" история 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс)

Цель: дать представление об истории возникновения  и  программе Олимпийских игр, лучших олимпиониках, формировать умение работать с историческим текстом, картами атласа ( извлекать необходимую информацию), выделять главное.

 

Задачи урока:

- направленные на достижение личностных результатов обучения:

                1) развивать умение точно и  грамотно  излагать свои мысли в устной и

                письменной речи;

                2) умение совместно работать в парах, группах, ответственно относиться к

                результатам своего труда.

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

               1) умение работать с историческим текстом и картами атласа по истории              

              Древнего мира

               2) формировать умение представлять результат работы.

- направленные на достижение предметных результатов

              1)формировать целостное представление  о предмете «История»;

              2) формулировать собственные гипотезы  по дискуссионным вопросам.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии, используемые при проведении урока: ТРКМ, кейс технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Урок «Олимпийские игры в древности»

Цель: дать представление об истории возникновения  и  программе Олимпийских игр, лучших олимпиониках, формировать умение работать с историческим текстом, картами атласа ( извлекать необходимую информацию), выделять главное.

Задачи урока:

- направленные на достижение личностных результатов обучения:

                1) развивать умение точно и  грамотно  излагать свои мысли в устной и

                письменной речи;

                2) умение совместно работать в парах, группах, ответственно относиться к

                результатам своего труда.

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

               1) умение работать с историческим текстом и картами атласа по истории              

              Древнего мира

               2) формировать умение представлять результат работы.

- направленные на достижение предметных результатов

              1)формировать целостное представление  о предмете «История»;

              2) формулировать собственные гипотезы  по дискуссионным вопросам.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии, используемые при проведении урока: ТРКМ, кейс технология

Учебное оборудование:  учебник «История древнего мира. 5 класс» ( Вигасин А.А., Годер Г. И., Свеницкая И.С. –М.: изд. «Просвещение», 2012 ), компьютер, мультимедийный проектор,  презентация, выполненная в программе PowerPoint, атласы по истории Древнего мира, раздаточный материал к уроку (листы–задания для работы в паре)

ватман с нарисованным факелом

                                                              Ход урока.

1.Организационно – мотивационный этап.

(на фоне музыки Сиртаки)

 -Хайрэтэ, пайдес!

-Хайрэтэ!

На каком языке мы с вами поздоровались?  (на древнегреческом)

Правильно, а  это значит, что мы продолжаем знакомство с историей Древней Греции.

(слайды 1-3)

2.Определение темы урока.

Сегодня мы  узнаем  об одном очень необычном изобретении древних греков.  

(слайд 4)

 «Когда-то в древности придумали в Элладе

Соревноваться в силе и красе

Венок оливковый был в качестве награды

И факел яркий в поднятой руке»

Вы догадались, о каком изобретении древних греков идет речь?  Назовите тему сегодняшнего урока. («Олимпийские игры в древности»)

Многое о Древней Греции мы уже знаем, я уверена, что и об Олимпийских играх вы уже слышали. А значит сможете заполнить первую графу таблицы (см. Лист задание)

3.Актуализация знаний.

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (Выявляет уровень уже имеющихся  знаний по теме Древняя Греция  и первичных знаний  по теме «Олимпийские игры в древности»)

              Знаю

             Хочу узнать

          Узнал (узнала)

4. Постановка проблемного вопроса определение  цели и задач урока.

Древнегреческий поэт Пиндар писал:

«Нет другой звезды благороднее Солнца

Звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба

Так и мы прославляем те, что всех игр благородней-

Олимпийские игры!»

Какие эмоции вызывали олимпийские игры у древних греков? (любовь, восхищение, гордость)

 Можем мы сейчас ответить на вопрос «Почему древние греки так любили Олимпийские игры?» (предполагаемый ответ-нет, если ученики пробуют ответить на проблемный вопрос, называем высказанное ими гипотезой и в течение урока ищем либо опровержение  либо подтверждение гипотезы)

Что нам нужно сделать, что бы ответить на этот вопрос?  (познакомиться с историей игр)

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (заполняем вторую графу таблицы)

              Знаю

             Хочу узнать

          Узнал (узнала)

Древние греки больше всего ценили в человеке гармонию, совершенство и ума, и души, и тела. Неудивительно, что и спорт, настоящий спорт, в нашем понимании этого слова, тоже зародился на земле Древней Греции. Возникнув в глубокой древности, Олимпийские игры являются  частью жизни стран современного мира.

Символично, что мы изучаем с вами Олимпийские игры древности в начале февраля. Скажите, какое важнейшее спортивное событие происходило в нашей стране ровно год назад?

Правильно, в феврале 2014 года в Сочи проходили 22 Олимпийские игры, во время этих игр наши спортсмены выступили блестяще, доказав всему миру, что Россия великая спортивная держава. (слайд 4)

Современных спортсменов награждают медалями, а вас за правильные ответы я буду награждать олимпиками.(слайд 5)

По результатам сегодняшнего урока мы определим лучших олимпиоников класса. Не знаете кто такие олимпионики? Тогда не будем терять время, нас ждет много интересного.

5.Открытие нового знания.

Первое что нам предстоит определить это место проведения игр и год их возникновения.

Перед вами текст, который необходимо проанализировать и выделить уже известную и новую для вас информацию

Прием «инсерт»

«+» знакомая информация,  «!» новая информация, «-» незнакомое слово

«Древняя Греция возникла на территории Балканского полуострова. Греки занимались выращиванием оливок и винограда, были искусными мореплавателями. Крупнейшими городами  Древней Греции были Афины и Спарта. Греческие полисы часто воевали между собой. Но раз в 4 года все войны в Греции прекращались. Священный мир объявляли, когда проводили спортивные  состязания в небольшом городке  Олимпия. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э» (учащиеся работают в течение 3 минут, маркируют текст и озвучивают результаты работы).  

-Мы узнали, когда состоялись первые Олимпийские игры. Скажите, а сколько лет назад это было?

-Какое новое слово встретилось вам в тексте? (это слово «Олимпия»). Как вы думаете, что такое Олимпия? (ответы учеников).

Работа с картами атласа

«Атлас по истории Древнего мира» стр. 7 карта «Древняя Греция»

-Найдите на карте город Олимпия.

-Подумайте, почему спортивные состязания проводились именно здесь,  а не у горы Олимп?

-Решите задачу «В один и тот же день, в один и тот же час житель Афин Аристид и житель Спарты Леонид отправились в Олимпию. Кто из них раньше прибудет к месту проведения состязаний, почему?» (ответы учеников)

В наши дни на развалинах древней Олимпии проходит церемония зажжения Олимпийского огня

-видеофрагмент «Зажжение олимпийского огня. Греция. Олимпия.»

 

Тысячи зрителей со всей Греции съезжались в Олимпию, что бы присутствовать на Олимпийских играх. А кто мог в них участвовать? Узнаем об этом, составляя тонкие и толстые вопросы к тексту раздела «Подготовка к играм» (прием «Тонкие,  толстые вопросы» ученики читают раздел «Подготовка к играм» составляют три тонких вопроса и один толстый вопрос работают 5 минут по истечении 5 минут задают друг другу вопросы по прочитанному тексту и отвечают на вопросы одноклассников)

Олимпийские игры проводились в течение 5 дней, за эти дни спортсмены принимали участие в различных соревнованиях. Как ученые узнали о том, какие это были соревнования? (ответы учеников)

Представьте себе, что вы археологи, обнаружившие древние амфоры, на которых изображены спортивные соревнования. Определите  и выпишите в тетрадь названия видов спорта, в которых состязались древние атлеты. (Анализ археологических находок) 

-А какие современные виды спорта вы знаете? (ответы учеников)

Все атлеты, принимавшие участие в играх, были физически крепкими, а значит здоровыми. Укрепление здоровья важно и для нас с вами. Один из способов сохранить здоровье и поддержать  физическую форму-каждодневная зарядка.

-физкультминутка

-Победители Олимпийских игр становились настоящими героями. Их называли олимпиониками. Хотите узнать их имена? информационный проект «Легендарные атлеты Эллады» (рассказ и презентация).

Победителей игр древности увенчивали венками из оливы- посмотрите какие красивые венки нарисовали ваши одноклассницы (представление творческого проекта)

-Как и атлеты древности, участвовавшие в соревнованиях по бегу, мы свами выходим на финишную прямую, а значит пришла пора заполнить третью графу нашей таблицы «Узнал» (ребята озвучивают результаты работы -ответ начинается со слов: «Сегодня на уроке я узнал»).

Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока «Почему древние греки так любили Олимпийские игры?» я думаю, что  вы уже можете на него ответить (звучат ответы учеников)

Мы хорошо поработали, давайте определим, кому  из вас удалось заработать больше всего олимпиков. Кто из вас может по праву считать олимпиоником сегодняшнего урока? (отметки за урок)

-Что зрители восторженно кричали, поздравляя лучших из лучших (на счет три «Слава победителю»)

-А тем, кто не заработал сегодня оценок, я предлагаю не унывать, впереди интересное домашнее задание, которое вы выполните и получите хорошую оценку.

Домашнее задание: параграф 33 читать, сочинить рассказ от имени болельщика, судьи или участника олимпийских игр.

В завершении нашего урока я предлагаю вам зажечь свой олимпийский огонь. На столе лежат «языки» пламени жёлтого, красного, серого цвета.

Если вам было интересно, и вы узнали много нового возьмите язычок желтого цвета, Если в течение урока были непонятные моменты, или вам было неинтересно на каком – то этапе уроке, возьмите красные язычки.

Ну, а если наш урок сегодня совсем не зажёг в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то прикрепите к факелу  язычки серого цвета.

Ребята  мы зажгли с вами символический факел:  он и символ спорта, и символ новых знаний. Пусть в вашей жизни будет место и для учебы, и для спорта тогда вы многого сможете добиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»

План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»...

Конспект урока- игры в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Данный урок предназначен для повторения действий с десятичными дробями. Урок проходит в форме игры. "Кто быстрее угадает слово?"....

Конспект урока-игры в 5 классе "Имя существительное"

Урок  помогает обобщить изученный материал и повторить сведения по теме "Имя существительное" в игровой форме....

конспект урока- игры 5 -6 класс "Первооткрыватели"

конспект урока-игры "Первооткрыватели" ,данный урок проводится в 5-6 классах...

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...