Презентация "Начало правления Александра II. Крестьянская реформа"
презентация к уроку по истории (9 класс)

Презентация "Начало правления Александра II. Крестьянская реформа"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

§18. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Слайд 2

"Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу"

Слайд 3

Новый император. Александр II Николаевич (17 апреля 1818 — 1 марта 1881) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын Николая Павловича и Александры Фёдоровны. Вошёл в русскую историю как император, реализовавший широкомасштабные реформы: Крестьянская реформа 1861 г., реформы 1860-1870-х гг. – городская, земская, военные, системы образования. Удостоен особого эпитета в русской и болгарской историографии — Освободитель (в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, соответственно).

Слайд 4

Новый император. Жены: княжна Екатерина Михайловна Долгорукова ( святлейшая княгиня Юрьевская; в браке с 1880 по 1881 гг.); принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессен- Дармштадтская (в православии - Мария Александровна ) (в браке с 1841 по 1880 гг.; от этого брака родились 8 детей). Наставники-воспитатели: полковник К.К. Мердер , поэт В.А. Жуковский. Учителя: М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин и др.

Слайд 5

Причины отмены крепостного права: Необходимость ликвидации отставания России от индустриально развитых стран. Необходимость ослабления социального напряжения. Необходимость повышения авторитета государства как внутри страны так и на международной арене.

Слайд 6

Заполните пустующие строки - "косточки" характеристиками по аналогии с приведёнными примерами. На верхнин "косточках" должны быть указаны причины, приведшие к отмене крепостного права, на нижних - факты, которые показывают их отражение в действительности (см. пары 1 6, 2 и 7). Расшифровку пар 3 и 8, 4 и 9, 5 и 10 предложите сами, основываясь на материале параграфа. Запишите формулировки. 1 – слабая эффективность помещичьих хозяйств, упадок с/х в целом (причина); 6 – экономическое отставание России от ведущих стран Западной Европы (факт - отражение в действительности); 2 – осознание необходимости реформ (причина); 7 – обсуждение в правительстве проектов по крестьянскому вопросу (факт - отражение в действительности); 3 – техническое отставание России от наиболее развитых стран Европы (причина); 8 – _______________________ (факт - отражение в действительности); 4 – _______________________ (причина); 9 – _______________________ (факт - отражение в действительности); 5 – _______________________ (причина); 10 – _______________________ (факт - отражение в действительности). Фишбоун.

Слайд 7

Подготовка реформы. 1857 г. - образование Секретного комитета для обсуждения проектов Крестьянской реформы: анализ проектов, составленных ранее. 1857 г. - "рескрипт Назимову": создание в северо-западных губерниях губернских комитетов из помещиков для обсуждения крестьянского вопроса. Подготовка реформы стала всеобщей и гласной. 1858 г. - преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. 1859 г. - создание Редакционных комиссий при Главном комитете. Задача: рассмотрение подготовленных местными комитетами проектов и составление на их основе единого закона. Глава комиссии - Я.И. Ростовцев. 1860 г. - передача документов в Главный комитет с последующей передачей в Государственный совет для обсуждения.

Слайд 8

Задание. В 1855-1857 гг. помещики передовых взглядов подавали на имя царя подготовленные ими проекты отмены крепостного права, которые предусматривали различные условия освобождения крестьян, в зависимости от интересов и выгод помещика. Прочтите отрывки из трёх разных проектов и определите, к какому слою помещиков принадлежал автор каждого проекат. Впишите буквы (А-В) в соответствующие колонки таблицы. Проект Автор 1) по проекту А.М. Унковского предлагать освободить крестьян с землёй без какого бы то ни было "переходного состояния", т.е. сразу, но с вознаграждением помещиков как за землю, предоставляемую крестьянам, так и "за самих освобождаемых крестьян" 2) проект Ю.Ф. Самарина предусматривал постепенный 10-12-летний перевод крестьян из крепостного в свободное состояние. В течение этого времени крестьяне должны были отрабатывать обязательную барщину в качестве платы за предоставленную им землю 3) прекот помещика М.П. Позена предлагал львиную долю земли оставить за помещиками, а крестьян наделить самым минимальным её количеством и только для того, чтобы крестьяне не ринулись в город, а остались в деревне, т.к. помещикам требовались рабочие руки А) помещик чернозёмной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, рассчитанное на рынок, и где земля особенно высоко ценилась Б) помещик нечернозёмных губерний, где преобладал оброк и были развиты неземледельческие крестьянские промыслы В) помещик степной полосы, слабо заселённой, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства

Слайд 9

Содержание и сущность реформы. 19 февраля 1861 г. - подписание Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, а также ряда законов, регулировавших проведение реформы ("Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и пр.). По этому Манифесту: Крестьяне получили личную свободу (стали лично свободными): свобода перемещения, заключения брака, гражданских сделок, торговли, перехода в др. сословия и т.д. Крестьяне становились временно-обязанными : они освобождались с землёй с последующей обязанностью её выкупа (80% стоимости надела выплачивало государство, остальные 20% - сами крестьяне; деньги, которые выплатило государство, крестьяне должны были вернуть в течение 49 лет, ежегодно выплачивая 6% от внесённой государством суммы - "выкупные платежи" государству).

Слайд 10

Содержание и сущность реформы. Устанавливался чёткий размер земельных наделов , получаемых крестьянами (в среднем 3,5 десятины на душу). Учреждение должности мировых посредников - чиновники, занимающиеся улаживанием поземельных отношений между помещиками и крестьянами (составление уставных грамот, определение надела и повинностей крестьян, отвод угодий, перенос усадеб, обмен земель и т.д.) и надзором за крестьянскими учреждениями (первоначальное образование и открытие сельских обществ и волостей, изменения в их составе, утверждение волостных старшин и постоянный надзор за действиями крестьянского управления). Уставная грамота 1861 г. - документ, обязательный к составлению помещиком, определяющий количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие от него выгоды. Губернские по крестьянским делам присутствия - независимая межведомственная комиссия (а по некоторым делам — судебная инстанция). Крестьянское самоуправление - сельский и волостной сходы : избрание старосты, сборщика податей, старейшины.

Слайд 11

Значение реформы. Положительное Отрицательное Освобождение крестьян (24 млн человек стали лично свободными). Развитие экономических отношений, создание рынка свободной рабочей силы. Проникновение товарно-денежных отношений в крестьянские хозяйства. Развитие промышленности, приток капитала и формирование новых социальных слоев (например, появление зажиточного крестьянства). Рост международного престижа России. Затяжной характер реформы: заняла 22 года (1883 г. - указ императора о переводе крестьян на выкуп). Сохранение многих пережитков крепостного права (временно-обязанное состояние крестьян, сохранение общины и пр.). Проблема малоземелья крестьян (отрезки, чересполосица, передача крестьянам земель непригодного качества, запрет на свободу лесопользования в северных губерниях, ограничение промыслов и выпаса скота). Крестьяне не получали землю в частную собственность. Крестьяне продолжали платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.

Слайд 12

Задание. Выберите правильный (-ые) ответы. 1. По реформе 1861 г. крестьяне получали... А) личную свободу Б) землю в полную собственность безвоздмезно В) землю за выкуп 2. Размеры наделов, которые должны были получить крестьяне... А) были одинаковы по всей стране Б) были неодинаковы в разных регионах страны В) зависели от суммы оброка Г) были установлены законом в интересах помещика 3. Временнообязанные крестьяне должны были: А) платить оброк или отрабатывать барщину в пользу своего бывшего владельца Б) бесплатно трудиться на государство два раза в неделю В) принимать участие в общественных работах в своём уезде

Слайд 13

Задание. Выберите правильный (-ые) ответы. 4. Отрезки - это... А) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г. Б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян В) часть крестьянского надела, оказавшаяся "лишней" по сравнению с установленной в 1861 г. нормой 5. Кто такой мировой посредник? А) представитель помещиков, принимавший участие в разработке крестьянской реформы Б) представитель крестьянской общины, участвовавший в разрешении споров между помещиком и крестьянами В) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах

Слайд 14

Вывод. Отмена крепостного права стала одним из главных событий в истории России XIX в. Она уничтожила личную зависимость крестьян от помещиков. Рефформа открыла двери развитию капитализма в прмышленности, формированию рынка вольнонаёмной рабочей силы, ускорила социальное расслоение крестьянства. К концу XIX в. 1/5 часть дворов составили успешные крестьянские хозяйства, которые давали половину сельскохозяйственной продукции, в 2 раза больше, чем помещики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России. Правление Александра I: реформы или реакция.Что преобладало?

Данный урок разработан для обучающихся 10 класса. Урок решения проблемного вопроса, рассматривающий внутреннюю политику России в правление императора АлександраI. Возможно применеие ИКТ....

Крестьянская реформа Александра II

Презентация к уроку истории в 8 классе...

Презентация "Начало правления Александра I. Крестьянская реформа 1861 г."

Презентация к уроку истории России в 8 и 10 классах...

Урок по теме"Крестьянская реформа Александра II"

Данная разработка  разработана для преподавания истории в 9 классе по системе ФГОС , где рассказывается  о том ,как проводилась главная реформа второй половины  XIX  века....

Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г....

Презентация "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г."

Презентация по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г." по дисциплине "История" 9 класс...

Методическая разработка урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» (9 класс)

Разработка урока в 9 классе по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г."...