Технологическая карта урока истории , проведенного в 8 классе «Путешественники не плачут»
методическая разработка по истории (8 класс)

Технологическая карта урока истории , проведенного в 8 классе «Путешественники не плачут»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования  Свердловской  области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №4 г. Туринск

Технологическая карта урока истории ,

проведенного в 8 классе

 «Путешественники не плачут»

Дата проведения: 06.09.2021 года

Составитель: учитель истории, обществознания

Булатова  Марина Викторовна

1 кв. категория

Стаж работы 6 лет.

г.Туринск 2021

Технологическая карта урока истории

Целевой блок

Тема

Владислав Петрович Крапивин «Путешественники не плачут»

Педагогическая цель

Ознакомление  с новым литературным произведением од известной уральской личности, формирование  личного мнения о произведении, анализа сюжета .

Актуальность

В современном мире мы часто говорим о патриотизме, о том, что важно быть настоящим гражданином своей Родины. Но невозможно быть настоящим гражданином, не зная историю  своей страны, историю малой родины и людей прославивших ее.

Планируемые результаты

Предметные: сделать акцент на  суть нравственных поступков героев, понять мотивы поведения героев; сформировать собственную позицию по отношению  к показанным   норм морали и нравственности  в  произведении;  Оценить  содержания и нравственное значения действий персонажей при изучении художественного произведения.

Личностные УУД:  положительное отношение к предмету «История»; понимание поступков героев  художественного произведения; первичное  понимание нравственных понятии, указанных  в художественном  тексте.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: - принимать позиции слушателя и читателя ;  выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.

Коммуникативные: - воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.

Познавательные: - читать тексты и понимать их содержание; ориентироваться в речевом потоке слов, находить начало и конец высказывания;  выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Инструментальный блок

Задачи урока

Продолжить формировать мотив интереса учеников с помощью использование приёма самостоятельной постановки задач урока;

Активизировать «вдумчивое» (медленное прочтение текста) чтение;

Способствовать развитию речи учащихся, обучи построению собственных высказываний;

Способствовать развитию умения анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторской задумкой, охарактеризовать персонажа, ссылаясь на текст;

Сравнивать поступки героев с собственным жизненным опытом;

Создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

Тип урока:

Открытие новых заной.

Учебно-методический комплекс:

Обухов, Шкерин, Шкребень: История Урала XIX - XX веков. 8-9 классы.
http://book.uraic.ru/  Библиотека Белинского.

Организационно- деятельностный блок

Основные понятия:

Беспризорный, втулка, дощатый, каравелла, клинок, тротуар, пунцовым головёшкам.

Организация пространства

Индивидуальное, коллективное.

Межпредметные связи

Литература , русский язык, МХК.

Действия обучающихся

Ученики формулируют тему и ставят цели урока; участвуют в формировании, обсуждении проблемного вопроса; формулируют собственное мнение и аргументируют его; работают с учебником.

Диагностика результатов урока:

Подведение итогов проделанной на уроке работы с помощью системы вопросов.

Домашнее задание:

Прочитать оставшиеся по плану части и подготовить их пересказ.


План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Актуализация знаний- 7 мин
  3. Изучение нового материала - 9 мин.
  4. Первичное осмысление и закрепление изученного - 7 мин.
  5. Итоги урока. Рефлексия 5 мин.
  6. Домашнее задание - 2 мин

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия  (УУД)

Формы

контроля

I. Мотивация  к учебной  деятельности.

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Мы пришли сюда учиться,                               Не лениться, а трудиться.                                   Работаем старательно,                                     Слушаем внимательно.

-Давайте проверим вашу готовность к уроку. На данном уроке нам потребуется: тетрадь, учебник, ручка, карандаш и ластик. У вас всё готово к уроку? Молодцы! Аккуратно положите все на край, парты чтобы ничего вам не мешало.

Слушают и обсуждают тему урока.

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Беседа

Работа с текстом учебника

II. Актуализация

знаний

7

Беседа

 А теперь обратите внимание на доску/экран. Приложение №1

- Знаком ли вам портрет данного автора?

- Предположите, какова будет тема нашего урока?                                                                            - Какие цели мы можем поставить?                               -  Что мы узнаем                                                    -  Познакомимся с

Обсуждают цель урока и пытаются самостоятельно формулировать.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записываю тему. Слушают, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы.

 Работа

в тетради

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

9

Слушают рассказ учителя.

Просмотр иллюстрации

Работа в группе

Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в Тюмени. Закончил факультет журналистики УрГУ. Первые рассказы и очерки были опубликованы в свердловских газетах в 1959 году.

В 1961 году В.П. организовал детский морской юнкоровский отряд, который живёт и по сей день. С 1968 года отряд называется "Каравелла". Ребята ходят на яхтах (и сами их строят), занимаются фехтованием. В отряде снято много документальных и игровых фильмов, автор сценария и режиссёр которых сам Крапивин. По произведениям В. Крапивина снято несколько кинофильмов и телеспектаклей.

Началом литературного творчества Крапивина стал рассказ "Восьмая звезда", вышедший в 1959 году. Его первая книга - повесть "Рейс "Ориона" была опубликована в 1962 году.

В 1964 году Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР.

Владислав Крапивин написал повести для детей .

Всего писатель выпустил около 200 изданий на различных языках. Его книги были включены в "Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества", "Библиотеку приключений и научной фантастики", "Библиотеку мировой литературы для детей", в японскую 26-томную серию "Избранные сочинения русских писателей для подростков". Владислав Петрович избран профессором Тюменского государственного университета, ведет в университете школу литературного мастерства.

В 2009 году награжден Орденом Почета.

Групповая работа по изучению нового материала.

- Молодцы! Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Крапивина «Путешественники не плачут»

-А как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?   Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация индивидуальной работы.

 Проверим вашу внимательность:

1. О чем же пишет писатель?                             2. Когда и где родился Владислав Петрович?                                                                   3. Какой отряд он основал?                               4. Сколько лет ему было когда появились первые его книги? Как они назывались?                                                                      5. Примерно сколько изданий было выпущено?                                                                              6. Каким орденом был награжден?                   Теперь мы с вами готовы читать произведение Крапивина, но прочитав, его вы мне скажете, почему автор так озаглавил его, а так же дадим определение новым  понятиям ?

Слушают учителя. По ходу рассказа выполняют задания. Записывают главные данные биографии.

Учащиеся читают дополнительный материал, анализируют его и делают выводы. Используя прием комментированного чтения. На основе   материала учебника  в группах составляют таблицу. Приложение №2

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы.

Первичное прочтение произведения. »

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.

групповая работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания 

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи информацию предложенную учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут  диалог с учителем, одноклассниками отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют таблицу.

 

Записи в карте

Записи в тетради

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

Мы познакомились с материалам произведения  и встретили новые понятия :  беспризорный .дощатый тротуар , пунцовым, Втулка ,репьистым хвостом ,каравелла ,клинок .Давайте постараемся дать им определения, для  этого разделимся  на две  группы :первая  группа  должна  с помощью  словарика найти определения: беспризорный .дощатый тротуар , пунцовая втулка.    Вторая группа:  репьистым хвостом ,каравелла ,клинок.

Выполнение заданий в рабочей тетради. Задают друг другу вопросы. Дают определение понятиям.

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

3.Групповая  работа

Познавательные: в группе,  самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Повторное чтение и анализ произведения        1.От чьего имени ведется рассказ? Докажите.                                                                            2.Было ли для вас неожиданным решение Володи уйти? Почему?                                              2.Как вы оцениваете законы мальчишеской компании, в которую дядя Витя привёл Володю? Почему его приняли?                                 3.Что можно сказать о характере Володи?          4.Легко ли ему было совершить свой главный поступок? Как вы думаете, что помогло ему сделать такой выбор?                                    5.Чему нас учит это произведение?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

 

Конкретизирует домашнее задание

Откроем дневники и запишем домашнее задание: прочитать оставшиеся по плану части и подготовить их пересказ.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

https://pbs.twimg.com/media/Egz-6i0XcAACLBA.jpg:largeПриложение №1

Приложение №2

Первая книга - повесть "Рейс "Ориона" была опубликована в 1962 году. В 1964 году Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР. Владислав Крапивин написал повести для детей "Я иду встречать брата" (1962), "Оруженосец Кашка" (1966), "Та сторона, где ветер" (1965), "Тень каравеллы" (1968-1970), "Белый щенок ищет хозяина" (1975), "Колыбельная для брата" (1979), "Трое с площади Карронад" (1981), а также трилогию "Мальчик со шпагой" (1973-1975), книгу "Летящие сказки" (1978). Впоследствии он издал сборники "Голубятня на желтой поляне" (1985), "Шестая Бастионная" (1987), "Возвращение клипера "Кречет" (1990), "В глубине Великого Кристалла" (1990) и др.

Название  произведения

Год издания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....

Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."

Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать,  как...