Конспект урока
план-конспект урока по истории (5 класс)

Батуро Наталья Владимировна

Конспект урока по истории на тему "В Афинских школах и гимнасиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moy.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по теме «В афинских школах и гимнасиях»

Эпиграф урока: Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.

Платон, древнегреческий философ

Цель урока: изучить особенности образования в афинских школах и гимнасиях;

Сравнить древнегреческую школу с современным.

Задачи урока:

Предметные: уметь анализировать данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах и выяснить особенности образования в Древней Греции.

Метапредметные: выделять основные понятия параграфа: стиль, палестра, гимнасия, педагог и раскрыть их суть; владеть смысловым чтением, анализировать, выделять главное, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Личностные: понять, оценить значение и ценность образования в жизни афинского гражданина в прошлом и ценность образования для современного человека.

Познавательные УУД: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение о формулировании познавательной цели.

Коммуникативные УУД: обеспечить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная

Новые понятия и термины: 

Педагог – в переводе с греческого означает «сопровождающий ребенка» (состарившийся раб не пригодный ни для какой другой работы);

 Красноречие – умение отстаивать свое мнение;

 Стиль – металлическая или костяная палочка с острым концом;

 Палестра – гимнастическая школа (от слова «пале» - борьба).

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук и презентация «В афинских школах и гимнасиях», карточки с заданиями для групповой и парной работы, учебник.

План урока:

1.Рабы-педагоги.

2.Занятия в школе.

3.Посещение палестры.

4.В афинских гимнасиях.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Эмоциональный настрой на урок. Давайте создадим друг к другу хорошее настроение – улыбнемся.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо! Я желаю вам плодотворно потрудиться!

  1. Актуализация знаний.

В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Нашу игру назовем «Историческая разминка». Правила игры, задаю вопрос – идем по цепочке, отвечаете, если ответили правильно ставите плюсик карандашом на полях в тетради, в конце урока подведем итог:

  1. Как древние греки называли свою Родину?  ( Эллада)
  2. Кто автор поэмы « Одиссея»?  ( Гомер)
  3. Как назывался греческий военный корабль?  ( Триера)
  4.  Назовите высший орган власти в Афинах?    (Ареопаг)
  5. Расстояние от Афин до Марафона.  (42 км )
  6. Илоты – это…?   ( Рабы в Спарте.)                
  7. Как назывался боевой строй  афинских воинов в Марафонской битве? ( Фаланга)
  8. Демократия – это…?   (Власть народа)
  9. Как называлось главная площадь Афин? ( АгОра)                  
  10. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колоны? ( Портик)  
  11. Назовите главный порт Афин?  (Пирей)  
  12. Колония-это?.. (Греческое поселение)      
  13. Главный храм в Афинах?  (Парфенон)
  14. Верфь – это…?  (Место строительства кораблей)      
  15. Имя полководца греческих войск в Марафонской битве? ( Мильтиад)
  16. Сколько дней проходили Олимпийские игры?  (5 дней)  
  17. Назовите афинский район, где жили гончары?  (Керамик)  
  18. Объясните полис – это…?  ( Город-государство )    

         

  1. Постановка учебной задачи

        

На прошлом уроке мы начали изучать древний город Афины, поговорили о разных районах города о занятиях его жителей, но скажите какую сферу мы не трогали, подсказать вам может наш эпиграф к сегодняшнему уроку Древнегреческий философ Платон говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле.

Так какая тема?

 Правильно, Записываем тема: «В афинских школах и гимнасиях»

Давайте сегодня на уроке попробуем ответить на следующий вопрос – похожа ли древнегреческая школа на современную школу? А чтобы ответить на этот вопрос что нам нужно узнать? (о греческой системе образования, о том, как  велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование).

IV.        Изучение нового материала.

Прежде чем приступить к новой теме, давайте познакомимся с новыми словами, которые будет встречаться на пути изучения новой темы (работа в тетрадях):

Педагог – раб, непригодный ни для какой другой работы, сопровождающий ребенка в школу.

Палестра – школа для занятий гимнастикой.

Гимнасий – школа для взрослых афинян.

Стиль – металлическая или костяная палочка для письма.

Красноречие – умение говорить красиво.

- А теперь будем выполнять задания на карточках и будем работать с группами. Прежде чем приступить к заданиям на карточках, давайте ответим на вопрос какие учебные заведения есть в нашем поселке? А какие вы еще знаете.  А вот  в Афинах были следующие учебные заведения:

                                       Учебные заведения в Афинах

         Школа                          Палестра                        Гимнасий

Задание для первой группы:

Изучите п.1 и 2 параграфа 38 и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?». Что вам понравилось, а что нет? Чем древнегреческая школа похожа на современную школу?

Кого обучали? ______________________________________________________

С какого возраста? _________________________________________________

Чему учили? _______________________________________________________

Кто обучал? _______________________________________________________

Спасибо! Еще в школе были каникулы, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщины побед. Не учились и в дни праздников. В школах образование было платным.

А для девочек не было школ. Мама девочки сама учила свою дочь пению танцам, а главное – домоводству.

Вы уже знаете, что в VIII – VI в.в. до н. э. греки основали множество колоний на побережье Средиземного и Черного морей и стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний.

Вспомните, на каких материалах писали люди в древности? (Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага). В школе для письма использовали  специальные дощечки, покрытые воском и стиль.

В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря (работа с картой) создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы. Какие изменения внесли греки?

Не всем грамота давалась легко, рассказывали что один богач в Афинах подарил своему сыну(совершенно ленивому и не желавшему учиться) 24 рабов- имена их начинались с  букв алфавита

Задание для второй группы:

Изучите п.3 параграфа 38 и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в афинских палестрах?». Каким видам спорта уделялось внимание? Подготовьте «древнегреческую» гимнастику (физминутка).

Кого обучали? ______________________________________________________

С какого возраста? _________________________________________________

Чему учили? _______________________________________________________

Кто обучал? _______________________________________________________

В палестрах стояли статуи атлетов.  Как вы думаете зачем?

Давайте и мы проведем ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ. Нашим учителем будет Настя

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Задание для третьей группы:

Изучите п.4 параграфа 38 и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?».

Кого обучали? ______________________________________________________

Чему учили? _______________________________________________________

Кто обучал? _______________________________________________________

Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле (оратор и полководец, несколько раз избирался стратегом) ? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Как вы думаете легко ли говорить красноречиво? Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение. Вызываю двух учеников к доске.

Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.

Спасибо, ребята! Все справились с заданиями. МОЛОДЦЫ!

Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые.

Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Аристарх – догадался о вращении Земли; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.

  1. Закрепление материала
  1. А теперь, давайте, сравним древнегреческую школу и современную школу:

Современная школа

Древнегреческая школа

Кого обучают / обучали

И мальчиков и девочек

Только мальчиков

С какого возраста

С 6,5 лет

С 7 лет

Каникулы

Осенние, зимние, весенние и летние

Весенние

Образование бесплатное или платное

Бесплатное образование

Платное образование

Дополнительно

Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;

отметить знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся:

Домашнее задание п. 38, сильным кроссворд ,

Слабым ученикам текст с ошибками.

Оценивание. Считаем баллы за разминку- дети сами я комментируя.

Я бы хотела чтоб наша рефлексия прошла под  мелодию под которую танцуют один из самых знаменитых греческих танцев  Сиртаки.

На ваших партах лежит сова. Она является атрибутом богини Афины, поэтому сова символизирует мудрость, познание в Афинах.

Если урок вам понравился, и думаете, что вы усвоили новую тему, тогда прикрепите к доске сову с шапочкой.

А если урок вам понравился, но вы думаете еще надо поработать над этой темой, то прикрепите сову без шапочки.

Дима- Наташа; Настя-Карина, Илья-Алина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...