Конспект урока
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект урока "Финикийские мореплаватели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finikiyskie_moreplavateli.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Батуро Наталья Владимировна
Предмет: история
Класс: 5.
Дата проведения
Базовый учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс. А.А.Вигасин
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Финикийские мореплаватели.
Цель: формирование знаний об общих и особенных чертах древнего государства Востока Финикии, создание карты путешествия древних финикийцев.
Задачи: Образовательные: дать представление о месторасположении и природных условиях Финикии; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев в хозяйстве и в области культуры. Развивающие: формировать умения работать с картой, учебником, извлекать информацию из разных источников, анализировать получаемую на уроке информацию. Воспитательные: помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: знание географического положения и природных условий Финикии; умение показывать на карте маршрут путешествия, определять причины и следствия путешествия финикийцев, составлять описание путешествия финикийцев, выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием финикийцев.
Метапредметные УУД:
Познавательные: обучающиеся научатся
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую и историческую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в § 15 учебника по истории и
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (картосхема);
- выделять главное (ключевые слова), выстраивать последовательность описываемых событий, устанавливать причинно-следственные связи;
- составлять описание путешествия с использованием разных источников географической исторической информации;
- выдвигать гипотезы и способы проверки гипотезы
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать способы достижения цели, проводить рефлексию учебной деятельности, развивать навыки самооценки и взаимооценки.
Коммуникативные УУД:строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы, самостоятельно выражать свои мысли, работать в группах, уметь слушать учителя и одноклассников.
Личностные УУД: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле, эстетическое восприятие объектов культуры, познавательный интерес к истории, процессу научного познания.
Основные понятия: стеклянные изделия, пурпурная краска, древнейший алфавит.
Межпредметные связи: георафия.
Ресурсы: мультимедийное оборудование, учебник, карта, атлас, рабочая тетрадь.
Технологическая карта
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1 этап. Организационный | Приветствие обучающихся. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня на уроке мы попытаемся объединить две великие и древние науки – историю и географию. Работать сегодня мы будем в группах, каждый из вас входит в состав одного из экипажей. Названия ваших экипажей указаны на флажках, которые стоят на ваших столах. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. Вспоминают правила работы в группах | Коммуникативные УУД. Личностные УУД: |
2 этап. Актуализация знаний и целеполагание | На этом уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Она носила красивое название. По описанию догадайтесь, о какой стране пойдет речь на уроке. слайд 1 «Страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим» Тема урока – «Финикийские мореплаватели». слайд № 2. тема урока. -На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (подсказка - финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока) слайд № 3. проблема урока, план. Определяем проблему Строим гипотезу (алгоритм) -Каким способом мы можем проверить свою гипотезу? -Достаточно ли будет информации, представленной в учебнике истории, чтобы доказать выдвинутую вами гипотезу? -К какому предмету мы обратимся? -Ребята, а что нам прежде нужно узнать, чтобы проверить нашу гипотезу? Куда обратимся?
2. Путешествия финикийцев. 3. Вклад финикийцев в накопление знаний о Земле. Итак, начинаем наше путешествие. В добрый путь! | -Финикия - Что позволило финикийцам добиться выдающихся успехов на море? Почему именно они считались лучшими мореплавателями древнего Востока? В группах выдвигают гипотезу по алгоритму. Например: «Предположим, что финикийцы совершали дальние плавания, поэтому они были хорошими мореплавателями» -прочитать, рассмотреть рисунки, карты. -нет -географии По плану формулируют задачи урока. | Личностные УУД: Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Познавательные УУД: Коммуникативные УУД. |
3 этап. Изучение нового материала | - Любому путешественнику всегда интересно, где находится страна, куда он отправляется, какая там природа, климат. –Что в этом нам поможет? Кстати, это слово финикийского происхождения слайд № 4. географическое положение, карта. Работа с картой: 1.Где находилась Финикия? 2.Какой рельеф на территории этого государства? 3.А чем природные условия Финикии отличаются от Египта и Вавилонского царства? 4.Какие крупные города существовали в Древней Финикии? Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон – как "место рыбной ловли". А вот Библ (греки называли его "Библос") в переводе с греческого означает "книга". 5.Какие государства расположены сегодня на территории Финикии? -Выставляем оценки в рабочую карту «Работа с картой» - А на что влияют географическое положение и природа государства? слайд № 5. таблица, местоположение и природа, занятия – Таблица "Природа Финикии и основные занятия ее жителей" - Чем могли заниматься жители Финикии, если их государство расположено на берегу моря? В долинах (низменностях) чем могли заниматься жители? Что могли выращивать финикийцы? Что могут дать человеку горы? -Заполним таблицу в тетради, сверимся. Выставим оценки на рабочей карте в графу «Таблица/занятия жителей» Слайд № 6. заполненная таблица. – Какие занятия повторяются чаще всего? Это и были основные занятия финикийцев. Таким образом, вся жизнь финикийцев была связана с морем. Слайд № 7. занятия финикийцев. – Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? Познавательное задание (дополнительно) слайд № 8. корабли – Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей – военные и торговые. Догадайтесь, где на слайде они изображены? – Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Почему военные корабли имели именно такую форму? Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. Почему галеры имели невысокие борта? С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты? – Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами. Почему финикийские суда были широкими? На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Подумайте, а что могли предложить сами финикийские купцы? Слайд № 9. Что продавали финикийские купцы. слайд № 10. ответы. - Выставляем оценки на рабочей карте в графу «заполни пропуск/торговля финикийцев» – Ни один народ не объехал столько стран, сколько финикийцы. слайд № 11. колонии. – Что обозначает на карте кружок? Термин (запись в тетради).Колония– поселение, основанное на чужой территории. – Где основали свои колонии финикийцы? Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения. – Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название “Карфаген” переводится как “новый город”. | -Карта -На восточном побережье Средиземного моря. Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров. -Горы, возвышенности и низменности -Нет рек -Библ, Сидон, Тир -Сирия, Ливан, Израиль -Оценивают свою работу и работу друг друга -На занятия людей -Оценивают работу друг друга -Кораблестроение, мореплавание и торговля. -корабли -Более быстроходные и маневренные. -Это позволяло грести значительно быстрее. -Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов. -Чтобы на корабль поместилось больше товара. -Финикийцы путешествовали по нескольку недель и месяцев. -Виноград, оливковое масло, виноградное вино, финики, кедровый лес, рабов -Город -на южном и западном побережье Средиземного моря | Коммуникативные УУД: Личностные УУД: Регулятивные УУД: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации. |
Физ. Минутка | |||
Продолжение 3 этапа | Создание условий для исследования: – Где еще, кроме Средиземного моря плавали финикийцы? Как узнаем? – Дает ли нам текст полное представление о путешествии финикийцев? - Какой информации на ваш взгляд еще не хватает - Зачем нам нужна карта? слайд № 13, карта Африки. - В учебнике истории такой карты нет, а могли бы вы ее сделать сами? - Какой предмет нам поможет? - Давайте оформим эту работу в виде проекта. Вы знакомы с правилами работы над проектом? Необходимо вспомнить / узнать. - Алгоритм (правила 5 П ) 1.Проблема 2. Планирование. 3. Поиск информации. 4. Продукт 5. Презентация. - Комментирует правила оформления карты Как бы вы назвали карту? - Чем будет нам полезна наша карта, как мы ее можем применить? - Каждая группа будет оформлять свою карту, затем представит всему классу, а остальным группам предстоит оценить работу. Подумаем, по каким критериям мы будем оценивать? - Таким образом, какое умение мы будем развивать? (работа со слайдом «критерии оценивания») - Приступаем к работе. - Проверяет понимание учебной задач, и например, спросить у учащихся любой группы, с чего начинаем работу. | - Затрудняются ответить- обратимся к тексту - читают учебник, стр.93 - На своих кораблях они ходили даже вокруг Африки - нет карты путешествия - чтобы представить маршрут путешествия - география Работа с алгоритмом:
- повторить пройденный материал, составить рассказ - правильность оформления, рассказ, представление работы -умение оценивать друг друга | Коммуникативные УУД: Личностные УУД: Регулятивные УУД: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации. |
4 этап. Работа в группах | Время на выполнение работы 10 минут Консультирует. | Работают в группах | |
5 этап. Презентация проектов | Время на презентацию 2 минуты. После каждого выступления создает условия для взаимооценки. | Выступление групп. Оценивают, комментируют ответы, выставляют отметки в листы самоконтроля | |
6 этап рефлексии | - Что нового узнали на уроке? - Что получилось? - Над чем поработать? | Отвечают на вопрос, анализируют свою работу на уроке. | Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос. |
7 этап домашнее задание | Читать параграф 15, поработать над тем, что еще слабо получается (индивидуальные задания) | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....