Конспект урока
план-конспект урока по истории (5 класс)

Батуро Наталья Владимировна

Конспект урока "Финикийские мореплаватели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finikiyskie_moreplavateli.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Батуро Наталья Владимировна

Предмет: история

Класс: 5.

Дата проведения

Базовый учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс. А.А.Вигасин

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Финикийские мореплаватели.

Цель: формирование знаний об общих и особенных чертах древнего государства Востока Финикии, создание карты   путешествия древних финикийцев.

Задачи: Образовательные: дать представление о месторасположении и природных условиях Финикии; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев в хозяйстве и в области культуры. Развивающие: формировать умения работать с картой, учебником, извлекать информацию из разных источников, анализировать получаемую на уроке информацию. Воспитательные: помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: знание географического положения и природных условий Финикии; умение показывать на карте маршрут путешествия, определять причины и следствия путешествия финикийцев, составлять описание путешествия финикийцев, выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием финикийцев.

Метапредметные УУД:

Познавательные: обучающиеся научатся

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую и историческую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в § 15 учебника по истории и
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (картосхема);
  • выделять главное (ключевые слова), выстраивать последовательность описываемых событий, устанавливать причинно-следственные связи;
  • составлять описание путешествия с использованием разных источников географической исторической информации;
  • выдвигать гипотезы и способы проверки гипотезы

Регулятивные УУД:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать способы достижения цели, проводить рефлексию учебной деятельности, развивать навыки самооценки и взаимооценки.

Коммуникативные УУД:строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы, самостоятельно выражать свои мысли, работать в группах, уметь слушать учителя и одноклассников.

Личностные УУД: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле, эстетическое восприятие объектов культуры, познавательный интерес к истории, процессу научного познания.

Основные понятия: стеклянные изделия, пурпурная краска, древнейший алфавит.

Межпредметные связи: георафия.

Ресурсы:  мультимедийное оборудование, учебник, карта, атлас, рабочая тетрадь.

Технологическая карта

Этап урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1 этап. Организационный

Приветствие  обучающихся.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня на уроке мы попытаемся объединить две великие и древние науки – историю и географию.

Работать сегодня мы будем в группах, каждый из вас входит в состав одного из экипажей. Названия ваших экипажей указаны на флажках, которые стоят на ваших столах.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Вспоминают правила работы в группах

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД:

2 этап.

Актуализация знаний и целеполагание

На этом уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Она носила красивое название. По описанию догадайтесь, о какой стране пойдет речь на уроке.

слайд  1

«Страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим»

Тема урока – «Финикийские мореплаватели».

слайд № 2. тема урока.

-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (подсказка - финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока)

слайд № 3. проблема урока, план.

Определяем проблему
Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?

Строим гипотезу (алгоритм)

-Каким способом мы можем проверить свою гипотезу?

-Достаточно ли будет информации, представленной в учебнике истории, чтобы доказать выдвинутую вами гипотезу?

-К какому предмету мы обратимся?

-Ребята, а что нам прежде нужно узнать, чтобы проверить нашу гипотезу?  Куда обратимся?


1. Природа Финикии и основные занятия её жителей.

2. Путешествия финикийцев.

3. Вклад финикийцев в накопление знаний о Земле.

Итак, начинаем наше путешествие. В добрый путь!

-Финикия

- Что позволило  финикийцам  добиться выдающихся успехов  на  море?      Почему именно они считались лучшими мореплавателями древнего Востока? 

В группах выдвигают гипотезу по алгоритму. Например: «Предположим, что финикийцы совершали дальние плавания, поэтому они были хорошими мореплавателями»

-прочитать, рассмотреть рисунки, карты.

-нет

-географии

По плану формулируют задачи урока.

Личностные УУД: Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД.

3 этап. Изучение нового материала

- Любому путешественнику всегда интересно, где находится страна, куда он отправляется, какая там природа, климат.

Что в этом нам поможет? Кстати, это слово финикийского происхождения

слайд № 4. географическое положение, карта.

Работа с картой:

1.Где находилась Финикия?

2.Какой рельеф на территории этого государства?

3.А чем природные условия Финикии отличаются от Египта и Вавилонского царства?

4.Какие крупные города существовали в Древней Финикии?

Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон – как "место рыбной ловли". А вот Библ (греки называли его "Библос") в переводе с греческого означает "книга".

5.Какие государства расположены сегодня на территории   Финикии?

-Выставляем оценки в рабочую карту  «Работа с картой»

- А на что влияют географическое положение и природа государства?

слайд № 5. таблица, местоположение и природа, занятия

– Таблица "Природа Финикии и основные занятия ее жителей"

- Чем могли заниматься жители Финикии, если их государство расположено на берегу моря? В долинах (низменностях) чем могли заниматься жители? Что могли выращивать финикийцы? Что могут дать человеку горы?

-Заполним таблицу в тетради, сверимся. Выставим оценки на рабочей карте  в графу «Таблица/занятия жителей»

Слайд № 6. заполненная таблица.

– Какие занятия повторяются чаще всего? Это и были основные занятия финикийцев. Таким образом, вся жизнь финикийцев была связана с морем.

Слайд № 7. занятия финикийцев.

– Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?

Познавательное задание (дополнительно)

слайд № 8. корабли

– Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей – военные и торговые. Догадайтесь, где на слайде они изображены?

– Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Почему военные корабли имели именно такую форму?

Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. Почему галеры имели невысокие борта?

С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты?

– Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами. Почему финикийские суда были широкими?

На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море?

Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Подумайте, а что могли предложить сами финикийские купцы?

Слайд № 9. Что продавали финикийские купцы.

слайд № 10. ответы.

- Выставляем оценки на рабочей карте в графу «заполни пропуск/торговля финикийцев»

– Ни один народ не объехал столько стран, сколько финикийцы.

слайд № 11. колонии.

– Что обозначает на карте кружок?

Термин (запись в тетради).Колония– поселение, основанное на чужой территории.

– Где основали свои колонии финикийцы?

Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения.

– Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название “Карфаген” переводится как “новый город”.

-Карта

-На восточном побережье Средиземного моря. Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров.

-Горы, возвышенности и низменности

-Нет рек

-Библ, Сидон, Тир

-Сирия, Ливан, Израиль

-Оценивают свою работу и работу друг друга

-На занятия людей

-Оценивают работу друг друга

-Кораблестроение, мореплавание и торговля.

-корабли

-Более быстроходные и маневренные.

-Это позволяло грести значительно быстрее.

-Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов.

-Чтобы на корабль поместилось больше товара.

-Финикийцы путешествовали по нескольку недель и месяцев.

-Виноград, оливковое масло, виноградное вино, финики, кедровый лес, рабов

-Город

-на южном и западном побережье Средиземного моря

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации.

Физ. Минутка

Продолжение 3 этапа

Создание условий для исследования:

– Где еще, кроме Средиземного моря плавали финикийцы? Как узнаем?

– Дает ли нам текст полное представление о путешествии финикийцев?

- Какой информации на ваш взгляд еще не хватает

- Зачем нам нужна карта?

слайд № 13, карта Африки.

- В учебнике истории такой карты нет, а могли бы вы ее сделать сами?

- Какой предмет нам поможет?

-  Давайте оформим эту работу в виде проекта. Вы знакомы с правилами работы над проектом? Необходимо вспомнить / узнать.

- Алгоритм (правила 5 П )

1.Проблема

2. Планирование.

3. Поиск информации.

4. Продукт

5. Презентация.

 - Комментирует правила оформления карты

Как бы вы  назвали карту?

- Чем будет нам полезна наша карта, как мы ее можем применить?

- Каждая группа будет оформлять свою карту, затем представит всему классу, а остальным группам предстоит оценить работу. Подумаем, по каким критериям мы будем оценивать?

- Таким образом, какое  умение мы будем развивать?

(работа со слайдом «критерии оценивания»)

- Приступаем к работе.

- Проверяет понимание учебной задач, и например, спросить у учащихся любой группы, с чего начинаем работу.

- Затрудняются ответить- обратимся к тексту

- читают учебник, стр.93

- На своих кораблях они ходили даже вокруг Африки

- нет карты путешествия

- чтобы представить маршрут путешествия

- география

Работа с алгоритмом:

  1. проблема – нет карты , создадим
  2. планируют свою работу (источники информации, контур Африки, нанесение маршрута, составление списка объектов, выбор условных знаков, нанесение объектов, составление рассказа)
  3. работа с учебником, поиск информации.
  4. Оформление работы
  5. Презентация

- повторить пройденный материал, составить рассказ

- правильность оформления, рассказ, представление работы

-умение оценивать друг друга

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации.

4 этап. Работа в группах

Время на выполнение работы

10 минут

Консультирует.

Работают в группах

5 этап. Презентация проектов

Время на презентацию 2 минуты. После каждого выступления создает условия для взаимооценки.

Выступление групп.

Оценивают, комментируют ответы, выставляют отметки в листы самоконтроля

6 этап рефлексии

- Что нового узнали на уроке?

- Что получилось?

- Над чем поработать?

Отвечают на вопрос, анализируют свою работу на уроке.

Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос.

7 этап домашнее задание

Читать параграф 15, поработать над тем, что еще слабо получается (индивидуальные задания)

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...