Открытый урок на тему «Труд - основа жизни»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Тема нашего урока: «Труд – основа жизни».  Обратите внимание, что тема состоит как бы из двух частей: «Труд» и «Основа жизни». Будем работать с каждой из частей в отдельном поле. Запишите в тетради тему урока, как на доске.Тема нашего урока: «Труд – основа жизни».  Обратите внимание, что тема состоит как бы из двух частей: «Труд» и «Основа жизни». Будем работать с каждой из частей в отдельном поле. Запишите в тетради тему урока, как на доске.Тема нашего урока: «Труд – основа жизни».  Обратите внимание, что тема состоит как бы из двух частей: «Труд» и «Основа жизни». Будем работать с каждой из частей в отдельном поле. Запишите в тетради тему урока, как на доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_obshch_trud_osnova_zhizni.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Петренко Светлана Алексеевна

МБОУ «Раздольненская СШ»

«Труд - основа жизни»

1. Мотивационно-целевой этап.

 Слайд                    Притча о каменщиках.

Случилось это в Средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил рассказать о его работе.

— Я сижу перед каменной глыбой и бью по ней резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, — сказал тот со злобой.

Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.

— Я бью по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, — ответил мастер сдержанно.

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

— Я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, — улыбнувшись, ответил каменщик.

Монах удалился.

На следующий день он пришел к ним опять и предложил третьему каменщику стать вместо него руководителем работ.

Беседа: - Кто из каменщиков был счастлив в притче? (третий, кто трудился, имея высокую цель и с радостью)

- О чем эта притча? (Об отношении к работе, труду)

- Как вы думаете, какое отношение притча имеет к теме нашего урока? (Сегодня тема «труд»)

Слайд        

- Посмотрите на схему. Какое слово должно быть на месте пропуска? (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

 - Напомните, определение понятия «Деятельность». (по тетрадке)

На прошлом уроке вы уже кратко познакомились с формами деятельности человека. Сегодня подробно остановимся на труде.

Изучение нового материала

Слайд   Тема нашего урока: «Труд – основа жизни».  Обратите внимание, что тема состоит как бы из двух частей: «Труд» и «Основа жизни». Будем работать с каждой из частей в отдельном поле. Запишите в тетради тему урока, как на доске.

 ( ЗАПИСЫВАТЬ В ТЕТРАДЬ)

«Труд –

1 . Дай объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, и духовных, человека, ценностей, по созданию. (Карточки на доске составить)

Труд – это … деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей.

- Как вы понимаете слова «материальные и духовные ценности»?

2. Давайте обратимся к словарю (с. 158)  и найдем слово «труд». (зачитать определение)

- А какие у человека есть потребности?

- Какое из определений вам более понятно? Почему?

- Запишите 1 определение в тетрадь.

основа жизни»

3. –Что необходимо человеку для жизни?

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба!

Все необходимое для жизни Ч. создает трудом (записываем):

Пища, одежда, жилище, предметы быта,…

Работе на поле (кластере) ТРУД:                 Работа на поле (кластере) ОСНОВА ЖИЗНИ

Слайд

 4. «Мартышкин труд» - выражение взято из басни И.А. Крылова «Обезьяна», в которой мартышка, увидев, что труд пахаря-крестьянина горячо одобряется прохожими, позавидовала ему. И желая получить такие похвалы, мартышка «вздумала трудиться». Она нашла чурбан и стала его катать, подражая пахарю. Пот лился ручьем от ее стараний, но никто ее не хвалил, так как пользы от ее действий не было. Теперь мы пользуемся фразеологизмом «мартышкин труд», когда характеризуем бесполезные, бестолковые действия, на которые затрачены большие усилия.

Трудом называют не всякое дело! 

- Подумайте, какие характеристики труда можно назвать? (в помощь – таблица в тетради «Формы деятельности»: есть цель – целенаправленность, полезный результат, сознательность, наличие знаний, умений, навыков)

        Работа в кластере ТРУД (на доске и в тетрадях)

Характеристики труда:

целенаправленность,

полезный результат,

сознательность,

наличие знаний, умений, навыков

-Обобщим полученные знания (по таблице) Определение – основа жизни - характер-ки

2. Каким бывает труд

Чтение учебника (с. 67-68)

Объяснение детьми и учителем особенностей каждого примера труда:

Умственный труд связан с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти.

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека.

Простой труд –  не требуется профессиональной подготовки.

Сложный труд – квалифицированного работника, обладающего определённой профессией.

Добровольный, свободный труд является потребностью человека трудится на благо общества, вне зависимости от вознаграждения

Принудительный труд по внеэкономическому принуждению (рабство) или чтобы заработать необходимые средства к существованию.

Творческий труд связан со способностью к созданию чего-то нового, чего прежде не было.

Традиционный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового.

Индивидуальный - труд отдельно взятого работника.

Коллективный труд – это труд группы людей.

Слайд

- Работа детей  «Дайте характеристику труду» (учителя, шахтёра, дворника, сотрудника МЧС)

Слайд       и с. 69  учебника «Картинная галерея» Т.Н. Яблонская «Хлеб» 1949 г.

- Вопросы к картине и ответы детей.

   Картина Т. Яблонской "Хлеб" была создана художницей в 1949 году. На этом полотне мы видим заготовку хлеба. Мы видим, что этим трудом заняты исключительно женщины и это говорит о том, как мало мужчин осталось во многих хозяйствах после войны.

    Центральную часть картины занимает хлеб, золотистое зерно, которое колхозницы собирают в мешки, взвешивают и тут же грузят на машины.

    Каким трудом заняты героини картины? Они насыпают мешки, женщина на переднем плане завязывает мешок, они перетаскивают тяжелые мешки к весам и к машинам, они грузят мешки на машины. Это очень тяжелый, физический труд, скорее подходит для мужчин, но после войны их мало. Несколько мужчин видно у машин, рядом с лошадью.

И между тем мы видим радостные улыбки на лицах. Эти люди счастливы, они с радостью выполняют свои нелегкие обязанности, потому что понимают, что это их хлеб, это их богатство, что от их работы зависит, будет ли сыта и накормлена страна. Они довольны урожаем и своим трудом.

- Дайте характеристику труда хлеборобов на картине

3. Закрепление и проверка знаний 

- Обобщим полученные знания ( по таблице):

Труд – деятельность ч., в процессе которой он создает все необходимое для себя, поэтому труд – основа жизни.

Характеристиками труда являются: целенаправленность, полезный результат, сознательность, наличие знаний, умений, навыков.

Труд различается по содержанию и сложности.

Самостоятельная работа на «+\-» на раздаточных листочках

1. Труд – одна из форм деятельности человека (+)

2. Цель труда – развлечение и отдых (-)

3. Бесполезную и утомительную работу можно назвать «мартышкин труд» (+)

4. Труд является основой жизни, потому что трудом создаётся все необходимое для человека. (+)

5. Труд программиста простой и физический. (-)

6. Труд способствует развитию личности (+)

Задания к теме «Труд – основа жизни»

Согласны ли вы со следующими утверждениями? Отметьте знаками «+» (если да) или «-» (если нет) в таблице под соответствующей цифрой.

1. Труд – одна из форм деятельности человека (+)

2. Цель труда – развлечение и отдых (-)

3. Бесполезную и утомительную работу можно назвать «мартышкин труд» (+)

4. Труд является основой жизни, потому что трудом создаётся все необходимое для человека. (+)

5. Труд программиста простой и физический. (-)

6. Труд способствует развитию личности (+)

1

2

3

4

5

6

+

-

+

+

-

+

Задания к теме «Труд – основа жизни»

Согласны ли вы со следующими утверждениями? Отметьте знаками «+» (если да) или «-» (если нет) в таблице под соответствующей цифрой.

1. Труд – одна из форм деятельности человека

2. Цель труда – развлечение и отдых

3. Бесполезную и утомительную работу можно назвать «мартышкин труд»

4. Труд является основой жизни, потому что трудом создаётся все необходимое для человека.

5. Труд программиста простой и физический.

6. Труд способствует развитию личности

Задания к теме «Труд – основа жизни»

Согласны ли вы со следующими утверждениями? Отметьте знаками «+» (если да) или «-» (если нет) в таблице под соответствующей цифрой.

1. Труд – одна из форм деятельности человека

2. Цель труда – развлечение и отдых

3. Бесполезную и утомительную работу можно назвать «мартышкин труд»

4. Труд является основой жизни, потому что трудом создаётся все необходимое для человека.

5. Труд программиста простой и физический.

6. Труд способствует развитию личности

Задания к теме «Труд – основа жизни»

Согласны ли вы со следующими утверждениями? Отметьте знаками «+» (если да) или «-» (если нет) в таблице под соответствующей цифрой.

1. Труд – одна из форм деятельности человека

2. Цель труда – развлечение и отдых

3. Бесполезную и утомительную работу можно назвать «мартышкин труд»

4. Труд является основой жизни, потому что трудом создаётся все необходимое для человека.

5. Труд программиста простой и физический.

6. Труд способствует развитию личности

Задания к теме «Труд – основа жизни»

Согласны ли вы со следующими утверждениями? Отметьте знаками «+» (если да) или «-» (если нет) в таблице под соответствующей цифрой.

1. Труд – одна из форм деятельности человека

2. Цель труда – развлечение и отдых

3. Бесполезную и утомительную работу можно назвать «мартышкин труд»

4. Труд является основой жизни, потому что трудом создаётся все необходимое для человека.

5. Труд программиста простой и физический.

6. Труд способствует развитию личности

Задания к теме «Труд – основа жизни»

Согласны ли вы со следующими утверждениями? Отметьте знаками «+» (если да) или «-» (если нет) в таблице под соответствующей цифрой.

1. Труд – одна из форм деятельности человека

2. Цель труда – развлечение и отдых

3. Бесполезную и утомительную работу можно назвать «мартышкин труд»

4. Труд является основой жизни, потому что трудом создаётся все необходимое для человека.

5. Труд программиста простой и физический.

6. Труд способствует развитию личности

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Слайд 4 (анаграммы профессий)

Разгадайте анаграммы(надо переставить буквы, чтобы получить новое слово) с названиями профессий(Рапов-повар, катадов-адвокат, реженин-инженер, кологин- кинолог) Дать им характеристику.

Слайд 5 . Зачем я вам показала данный слайд (Вам придется скоро определяться с выбором профессии. Если вы сможете правильно определить то, к какой профессии вы имеете склонность, в таком случае ваша жизнь сложится весьма удачно. Человек, который занимается делом, которое он любит, – это, как правило, успешный человек, человек, который живёт в достатке. Жизнь такого человека доставляет ему самому удовольствие, потому что заниматься тем трудом, для которого ты предназначен, -  быть может, самое большое счастье.)

Мы с вами разбирали профессии, которые нам понятны. Но жизнь идет вперед и дает нам новые профессии, особенно в экономике, названия которых нам не понятны. Ребята познакомят Вас с ними.

Мерчендайзер – специалист по расстановке товара в торговом зале

Маркетолог- специалист, исследующий спрос на производимую продукцию и организацию ее сбыта.

Логистик –специалист, который координирует движение товаров на пути от производства до точек реализации.

Веб-дизайнер- создатель сайтов

Провизор – работник аптеки.

Трудиться можно совершенно по-разному. Но кем бы вы  не работали, вам придется выпускать какие-то конкретные конечные продукты или вещи, а можно оказывать услуги. И мы с вами сталкиваемся с новыми понятиями: товар и услуга.

Стр.68 учебника познакомится с пунктом «Что создается трудом» и объяснить, как вы поняли, что такое товар, а что такое услуга.

Товар - продукт, произведенный на продажу.

Услуга - бытовые полезные удобства, предоставляемые кому-нибудь (словарь с. 158)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...

Презентация по обществознанию 5 класс по теме "Труд - основа жизни"

Данная презентация по теме "Труд - основа жизни" для 5 класса подготовлена по учебнику под редакцией Боголюбова...

Урок обществознания в 5 классе по теме "Труд-основа жизни"

Технологическая карта урока обществознания...

Открытая самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»

Самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»Цель:закрепить навыки самообразовательной работы положительного отношения к учебному труду.Задачи:-  формировать информационну...

Открытый урок по обществознанию "Труд-основа жизни"

Открытый урок по обществознанию в 6 классе на тему: "Труд-основа жизни"...