Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)

Кокорина Любовь Николаевна

Рабочая программа по истории 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl.istoriya.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа по истории разработана в соответствии нормативными правовыми актами и методическими документами:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (С изменениями и дополнениями 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г., 1 марта, 10 июня 2019 г.);

– ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 ( с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015)

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (С изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015);
  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 (ред. От 22.11.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Устава школы;
  • Годового календарного графика.

       Предмет «История»  изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах по 2 часа в неделю. В 7 классе -  68 учебных часов, из них на изучение курса истории Нового времени- 27 часов, на изучение курса Истории России - 36 часа.

Программа ориентирована на УМК:

  • «Всеобщая история. История Нового времени.  Конец XV-XVII век»: 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.В.Дмитриева – М.: ООО «Русское слово», 2019.
  • «История России XVI – XVII века»: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.В.Пчелов, П.В. Лукин - М.: Русское слово, 2017 г.
  • «История России XVI – XVII века»: рабочая тетрадь для 7 класса к учебнику Е.В.Пчелова, П.В. Лукина/ К.А.Кочегаров  - М.: Русское слово, 2017 г.

Особенность программы - её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Нового времени. XV-XVII век» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1800 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию. Преподавание курса «История России XVI – XVII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами. Выбор данного  УМК обусловлен тем, что: 

•        содержит целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;

•        является комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию всемирной и отечественной истории, её позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов, персоналий и др.)

•        акцент в учебниках сделан на презентацию определённого набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и формулировать оценки;

•        стимулирует познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий).

Цели и задачи обучения, воспитания, развития.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цели курса истории 7 класса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Нового времени, объединение различных фактов и понятий всемирной истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
  1. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
  1. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  1. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
  2. Воспитание учащихся  в духе уважения к своей истории и мировой истории, гордости за героические свершения предков;
  3. Развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках этого периода.

Планируемые результаты.

Изучение истории в основной школе дает возможность достичь следующих

Личностных результатов:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметных результатов: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметных результатов:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.

        Содержание учебного предмета

Основное содержание Истории Нового времени.

 Раздел 1.Великие географические открытия.( 5 ч.)

  Понятие, периодизация и хронологические рамки Нового времени. Источники по истории Нового времени.

   Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый свет.

   Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI-начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Раздел 2. Меняющийся облик Европы.( 3 ч.)

   Европейская культура XVI-XVIII в. Развитие науки (переворот в естествознании, возникновение новой картины мира); выдающиеся ученые и изобретатели.

Раздел 3. Европейское Возрождение. ( 2 часа)

   Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры (барокко, классицизм) . становление театра.

  Раздел 4.    Реформация и Контрреформация в Европе ( 2 ч.)

Начало Реформации; М.Лютер. развитие Реформации и крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

  Раздел 5. Государства Западной Европы в 16-17 вв ( 7 ч.)

   Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. .  Абсолютные монархии Англия, Франция, монархия Габсбургов .

   Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Основные понятия: колонии, метрополии, акционер, биржа, капитализм, Ренессанс, гуманизм, Реформация, индульгенция, секуляризация, протестантизм, иезуиты, ценз, католицизм, абсолютизм, кортес, пуритане, протекторат, конституция.

Раздел 6. Наука и культура в конце 16-17 вв. ( 1ч.)

   Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII-XVIII в. Начало промышленного переворота. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства.

Раздел 7. Взлёты и падения монархий (3 ч.)

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.  Английская революция XVII века: причины, участники, этапы. Провозглашение республики. О.Кромвель. Итоги и значение.

Раздел 8. Восток и Запад : две стороны единого мира ( 4 ч.)

   Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания.  Империя Цин в Китае.  Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

Основные понятия: моголы, янычары, самоизоляция, самураи, сегунат, маньчжуры.

Основное содержание Истории России XVI – XVII века.

Тема 1. Создание Московского царства (9 ч.)

Объединение русских земель вокруг Москвы, Василий III. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством.Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».

Регентство Елены Глинской. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».

Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.

Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Тема 2. Смутное время (8 ч.)

Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.

Правление Василия Шуйского.  Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

Лжедмитрий II. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками.

 Междуцарствие (1610—1613). Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Избрание царя из династии Романовых. Итоги и последствия Смутного времени.

Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор, самозванство, «крестоцеловальная запись»,  «тушинские перелёты», Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли».

Тема 3. Россия при первых Романовых ( 19 ч.)

Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)

Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637). Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.

 Правление Алексея Михайловича (1645—1676). Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России.

Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового(иноземного)строя. Экономическое развитие Россиив XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства. Присоединение Украины к России.

Раскол в Русской православной церкви. Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви.

Предпосылки и причины народных волнений. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670—1671 гг.: цели и социальный состав участников основные места сражений, итоги восстания.

Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События1682г

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока. Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Русские географические открытия. Плавание Семён. Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур.

Просвещение, литература и театр в XVII в.

Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха, Поляновский мир,«Азовское сидение», Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне. старообрядчество, раскол, Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма», ясак.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Великие географические открытия

5

2

Меняющийся облик Европы

3

3

Европейское Возрождение

2

4

Реформация и Контрреформация в Европе

2

5

Государства Западной Европы в 16-17 вв

7

6

Наука и культура в конце 16-17 вв.

1

7

Взлёты и падения монархий

3

8

Восток и Запад : две стороны единого мира

4

9

Создание Московского царства

9

10

Смутное время

8

11

Россия при первых Романовых

19

12

Резерв

5

Итого

68

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...