Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Мастерство работника»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Хазова Олеся Григорьевна

Тема урока: «Мастерство работника»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом, познакомить учеников с современными профессиями.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятиями «мастер», «мастерство», «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда»;
  • способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества;
  • содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass_masterstvo_rabotnika.docx180.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №10 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Конспект урока

по обществознанию в 7 классе

Тема: «Мастерство работника»

kakie_opasnosti_dlya_rabotnika_tait_uslovie_ob_ispytatelnom_sroke_1.jpg

Хазова Олеся Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ лицея №10

Ставрополь, 2019-2020


Тема урока: «Мастерство работника»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом, познакомить учеников с современными профессиями.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятиями «мастер», «мастерство», «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда»;
  • способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества;
  • содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

научиться объяснять понятия квалификация, характеризовать компоненты мастерства работника, виды заработной платы

коммуникативные: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

познавательные: анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы;

независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Послушайте сказку К. Ушинского и ответьте на вопросы:

 Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны 2 плуга. Один из них попал в руки земледельцаи немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомого

- От труда , мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем  был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Вопросы к классу:

- Скажите , ребята, о чем эта сказка?

-Какие уроки из нее можно извлечь?

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

- Что случилось с плугом, который лежал без дела?

Отвечают на вопросы

Актуализация знаний

Молодцы.  Наши предки говорили «Смотри дерево в плодах, а человека в делах»

- Как вы понимаете эту пословицу?

Правильно. Чтобы преуспеть в избранной профессии, надо любить свою работу, становиться профессионалом. Сегодня мы обсудим с вами, как же стать мастером своего дела и как оценивается труд мастера.

Отвечают на вопрос, высказывают предположения

Постановка учебной цели, задач урока

Разделитесь на три группы. Каждая группа получит задание и ответит на вопросы к нему.

Задание для первой группы:

 С помощью текста п.1 параграфа 9 учебника и рабочего материала, определите признаки качественного труда.

Материал для 1 группы:

(Ювелирное дело на Руси уходит своими корнями в быт древних славянских поселений. Интересно отметить, что первыми ювелирами были женщины, именно они изготавливали различные обереги. Наибольшего расцвета ювелирное искусство на Руси достигло в 12-13 веках. Мастера владели большим количеством ювелирных техник. Широко использовались зернь- наплав множества золотых и серебряных шариков диаметром 0,4 мм на  изделие, что создавало удивительную игру света.

 В русском музее Санкт- Петербурга хранятся серебрянныеколты- подвески, прикрепленные к женскому головному убору, в виде полукруглого щитка с шестью серебренными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, на каждом из которых наплпвлена зернь из серебра.       Древнерусский ювелир без сложных современных приспособлений смог сотворить это чудо

Задание для второй группы:

С помощью текста п.1 параграфа 9 учебника и рабочего материала, определите, какие качества необходимы истинному мастеру своего дела.

Материал для 2группы:

Один из ярких представителей талантливых литейщиков Андрей Чохов (1545-1629) получил почетное звание «государев пушечный и колокольный мастер». Наиболее известна его Царь -пушка весом 2400 пудов ( 40 тон), отлитая в 1586 г. , - огромное орудие, предназначенное для стрельбы каменной дробью. В настоящее время она находится на территории Московского Кремля.

 Подлинным виртуозом был стеклодув Александр Вершинин, работавший на Бахметьевском заводе. Его главное творение и уникальное произведение искусства 19 века получило название «вершининский стакан» . Мастер изобрел особую технику – выдувал стаканы с двойными стенками, между которыми помещал макеты пейзажей и людей сделанные из пуха, мха, соломы, цветных нитей и бумаги. Сверху двойные стенки стакана были запаяны золотой обечайкой.

На этих  стаканах были изображены фигуры гуляющих на берегу озера людей в разноцветных кафтанах и платьях. Растения на берегу озера стоят , как живые. Вода в озере блестит и как бы отражает и солнце и небо.

Задание для третьей группы:

С помощью текста п.1 параграфа 9 учебника и рабочего материала, определите, какой труд можно назвать простым, а какой – сложным

Материал для 3 группы:

Император Александр 1 во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрел блоху и привез ее домой в Петербург. Спустя несколько лет после смерти Александра 1 и восшествия на престол Николая 1 блоху нашли среди вещей покойного государя. Атаман Платов , сопровождавший Александра 1 в поездке по Европе, объяснил, что это образец искусства английских механиков, и тут же заметил, что русские мастера  знают свое дело не хуже.

Государь Николай Павлович поручил Платову найти среди русских умельцев тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов призвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по прозвищу Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Туляки, не долго думая, подковали блоху на все ноги крошечными подковами, из за чего танцевать она перестала.

 Согласно сказу Н.С. Лескова подковы для блохи изготовили ученики Левши, а сам он подковные гвозди и монограммы на них. Ллюбопытно, что на Руси ранее левши считались не очень хорошими работниками. Поэтому смысл сказа такой: русский Левша – тот, кто поставил англичан на место, - мастер низшего уровня.

Но мы знаем, что ни один левша – целая артель русских умельцев трудилась над рукотворным чудом в повести Лескова. А сколько таких артелей было на Руси! Сколько Умельцев! Жизнь Российской империи была бы не возможна без сотен тысяч таких мастеров. Как правило безвестных…

А сейчас давайте прочитаем текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 73 учебника и ответьте на вопросы:

- Чему научился Антонио у своего учителя?

- Сразу ли ему удалось стать мастером?

- Почему на каждом изготовленном инструменте мастер писал своё имя?

Почему же труд мастера вызывает заслуженное уважение? Каждый ли может стать профессионалом в своём деле. (Да, мастера создают шедевры, красивые незаменимые вещи, нужные, ценные, сделанные  своими руками, обладают даром, способностями. Но не каждый может стать профессионалом, так как на это нужно и время, и старание, длительный самостоятельный труд необходимы и способности должны быть у человека.)

 Издавна существует выражение «Мастер – золотые руки». Так говорят о человеке, который  выделяется своими умениями, результатами труда и вызывает заслуженное уважение окружающих. Давайте вместе заполним с вами схему из чего же складывается мастерство работника используя текст пункта 2 параграфа 9.

  1. Где люди получают профессиональные знания?
  2. Как приобретаются практические умения и навыки?
  3. Почему мастерство не отделимо от личного опыта?
  4. Как вы понимаете термин « квалификация работника?
  5. Для чего человек работает?

(Ответы учеников)

Верно. Работа дает человеку средства для удовлетворения его потребностей. За свой труд люди получают заработную плату. Прочитайте текст  на странице 75-80 и ответьте на вопрос:

- Какие виды заработной платы существуют?

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работая с пунктом 3 параграфа 9 заполните таблицу.

№ п/п

Факторы, влияющие на уровень зарплаты

Характеристика

Творческое задание для групп.

Ребята,  давайте сыграем в игру « Собери пословицу». Ваша задача – дописать пословицы. Какая группа это сделает быстрее и правильнее, та и победитель.

Не спеши языком - ….. ( спеши делом)

Делу время -….. ( потехе час)

Люби дело - …… (мастером будешь)

Маленькое дело - ….. ( лучше большого безделья)

Горька работа, …. ( да сладок хлеб)

Не сиди сложа руки -….. ( не будет и скуки)

Терпенье и труд…..( все перетрут)

Землю солнце красит, а …….. (человека труд)

Делано наспех – и ….. ( сделано на смех)

Смотри дерево в плодах, а …. ( человека в делах)

Закрепление знаний

1. Представьте, что вы заполняете анкету при поступлении на работу. Вам нужно обозначит степень и уровень профессиональной подготовки. Что вы отметите?

А) производительность

Б) способность

В) квалификация

Г) заработная плата

2. Доход работника называется

А) заработной платой
Б) ценой
В) деньгами
Г) наградой

3) Правильно соотнесите термин и его определение:

Термин         

  1. Сдельная зарплата                  
  2. Повременная зарплата
  3. Условия труда        

Определение 

А. Фактор, влияющий на размер оплаты труда

Б. Оплата за объём выполненной работы

В. Оплата за отработанное время

        

1

2

3

Рефлексия

 Детям предлагается ответить на вопрос: какие знания, полученные на уроке мне пригодятся в жизни?

Домашнее задание

Домашнее задание

  1. Многие люди, стремящиеся найти работу, составляют резюме, в котором  изложена краткая информация, которая может заинтересовать работодателя.  
  2.  Прочитать параграф 9опробуйте составить такое резюме о себе к следующему уроку.
  3. Выполнить задания 4,5,6 в рубрике «В классе и дома» на с. 82 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Труд с точки зрения закона» Презентация и план -конспект по обществознанию 6 класс.

Урок обществознания в 6 классе. Тема :«Труд с точки зрения закона»Цели и задачи урока:Разъяснить трудовые права граждан и обязанности по выполнению        трудовых о...

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко

Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....

Конспект урока по обществознанию 7 класс «Мастерство работника»

Тема: «Мастерство работника» (2 часа)Цель: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом, познакомит...