Конспект урока по обществознанию 7 класс «Мастерство работника»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

 

Тема: «Мастерство работника» (2 часа)

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом, познакомить учеников с современными профессиями.

Задачи:

1.    Познакомить учащихся с понятиями «мастер», «мастерство», «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда».

2.    Способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества.

3.    Содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

4.    Способствовать развитию у учащихся УУД:
Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;
- совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;
- совокупность умений по работе с информацией.
Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.
Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterstvo_rabotnika_7_klass.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мастерство работника» (2 часа)

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом, познакомить учеников с современными профессиями.

Задачи:

1.    Познакомить учащихся с понятиями «мастер», «мастерство», «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда».

2.    Способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества.

3.    Содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

4.    Способствовать развитию у учащихся УУД:
Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;
- совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;
- совокупность умений по работе с информацией.
Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.
Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним ранее изученное, познакомимся с новой темой. Работать будем в группах

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

Учащиеся  выполняли домашние задания (на выбор):
1.Подобрать пословицы и поговорки о труде. Объясните одну из них, приведя примеры из жизни.

2.Ответьте на любой из вопросов:
«Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем?» 
«Зачем человеку работать?»
«Какие качества работника ценятся в современном обществе?»
«За что люди ценят настоящих мастеров?»

3.Объясните, как вы понимаете следующее высказывание:

«Экономическое благополучие страны и её населения во много зависит от уровня квалификации работников». Назовите несколько причин.

4.Запишите  рассказ родителей, знакомых, бабушек, дедушек о том, как они выбирали свою профессию?
Что общего в заданиях, которые вы выполняли? (ответы учащихся)

Эпиграфом нашего урока будет пословица „Мастер — золотые руки“.

А сейчас я предлагаю вам послушать музыку (звучит скрипка Антонио Страдивари).

 Обратимся к учебнику и прочитаем историю мастера скрипки из рубрики «Жил на свете человек» (Материал учебника стр 73-74).

Чему научился Антонио у своего учителя?

Сразу ли ему удалось стать мастером?

Чем отличался труд Страдивари от труда других скрипичных мастеров? (ответы учащихся)

Как будет звучать тема урока?

Мастерство работника                                                                                                                                             — Предположите, о чем мы будем говорить.                                                                                           — На какие вопросы нам предстоит ответить?  (учащиеся высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)                                                                                                                                                 И главный вопрос нашего урока Что необходимо знать и уметь, чтобы стать мастером?                                        План урока                                                                                                                                                                                        1. Дело мастера боится.                                                                                                                                         2. Из чего складывается мастерство работника.                                                                                               3. Труд и зарплата.                                                                                                                                              4. Количество и качество труда.

  1. Реализация  нового материала.

Основные положения урока учащиеся записывают в тетради.

Термины:

Мастер – это человек, превосходно знающий своё ремесло.

Квалификация работника – это профессиональные знания, умения и навыки, полученные работником.

Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.

Зарплата – это сокращенный вариант выражения заработная плата, т.е. плата за работу. По научному она называется трудовым денежным вознаграждением.                                                                                Производительность труда — результативность (продуктивность) труда в процессе производства. Она измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной за единицу времени.                                          

1. Дело мастера боится

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Задание для 1 группы: с помощью текста п. 1 § 9 учебника и рабочего материала, определите признаки качественного труда.

Задание для 2 группы: с помощью текста п. 1 § 9 учебника и рабочего материала, определите, какие качества необходимы истинному мастеру своего дела.

Задание для 3 группы: с помощью текста п. 1 § 9 учебника и рабочего материала, определите, какой труд можно назвать простым, а какой — сложным.

 (Проверка выполнения задания.)

2. Из чего складывается мастерство работника

Задание: работая с материалом п. 2 § 9 учебника, определите навыки, которыми необходимо овладеть, чтобы стать мастером своего дела.

(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

Вопросы к классу:

— Где люди получают профессиональные знания?

— Как приобретаются практические умения и навыки?

— Как вы понимаете термин «квалификация работника»? (Ответы учащихся.)

В зависимости от использования специальных знаний, умений, навыков и опыта различают высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой) труд.

Задание: работая с п. 2 § 9 учебника и информационными ресурсами, заполните таблицу.

Примеры

Высококвалифицированный труд

Малоквалифицированный труд

1.стирка белья   2. проверка билетов в цирке 3. Изготовление кондитерских изделий  4.лечение зубов 5.создание моделей обуви  6.охрана завода  7. пошив одежды  8.управление поездом        9. декоративная роспись посуды      10. полет в космос  11. вождение автомобиля                           12. преподавание в ВУЗе

Проверка задания

3. Труд и зарплата.                                                                                                              

— Для чего люди работают?      (Ответы учащихся.)

Работа дает человеку средства для удовлетворения его потребностей. За свой труд люди получают заработную плату.

Познакомьтесь со следующей схемой.

Физкультминутка.

На разминку седьмой класс,

Мы привстанем все сейчас.
Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево,
Тихо сядем – вновь за дело!

4. Количество и качество труда

Способность хорошо трудиться является одним из самых лучших качеств человека. Труд красит человека, а безделье уродует. Как можно оценить труд человека?

Познакомьтесь со следующей схемой.

Производительность труда — результативность (продуктивность) труда в процессе производства. Она измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной за единицу времени. Таким образом, производительность труда связана с заработной платой работника.

Задание: работая с п. 4 § 9 учебника, приведите примеры, объясняющие взаимосвязь количества и качества труда работника и его квалификации.

(Проверка выполнения задания.)

Многие авторы рассматривали способность к труду как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Владимир Мономах говорил: «Труд — высшее мерило богоугодности». Трудолюбие и бережливость считались лучшими качествами человека. И в наше время человек ценится по его способности к труду. Ведь труд — это источник радости и удовольствия.

Вопрос к классу

— Способность к труду врожденное или приобретенное качество? (Ответы учащихся)

Нужно приложить немало усилий, чтобы твой труд начали уважать. В трудовом коллективе человек получает возможность оценить свои возможности. Человек может выполнить большую и сложную работу только со временем. Сначала он осваивает простые виды работ. К труду надо приучать себя с раннего детства.

Творческое задание. Сыграем в игру «Собери пословицу». Ваша задача — дополнить предложенные пословицы.

• Не спеши языком — (спеши делом).

• С мастерством люди не родятся, (но добытым мастерством гордятся).

• Делу время (потехе час).

• Люби дело — (мастером будешь).

• Маленькое дело (лучше большого безделья).

• Горька работа, (да сладок хлеб).

• Не везде сила: где уменье, (а где и терпенье).

• Не сиди сложа руки — (не будет и скуки).

• Смотри дерево в плодах, (а человека в делах).

• Терпенье и труд (все перетрут).

• За всякое дело (берись умело).

• Землю солнце красит, а (человека — труд).

• Делано наспех — и (сделано на смех).

Многие люди, стремящиеся найти работу, составляют резюме, в котором изложена краткая информация, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещают в Интернете, предоставляют агентствам по трудоустройству. Перед вами пример подобного резюме.

Резюме

Общие сведения

Иванов Иван Иванович. 1965 года рождения, русский, женат.                    Тел. 100-10-10

Образование

Симферопольское кулинарное училище. Институт управления (1994—1997 гг.). Очная форма обучения. Специальность: экономика и управление на предприятии

Опыт работы

1983—1991 гг. — служба в Вооруженных силах СССР. Должность: заместитель командира подразделения. Характер работы: организация процесса обучения и воспитания военнослужащих. Уволен по сокращению штатов. 1991—1995 гг. — деревообрабатывающий. Должность: начальник отдела кадров. Уволен в связи с переездом на новое место жительства. С апреля 1995 г. по настоящее время — специалист отдела персонала коммерческого банка. Характер работы: организация и проведение отбора персонала

Знания, навыки

Отличные навыки работы в программах Windows, Word, NortonCommader, Exel, Access. Владеет английским языком.

Предполагаемый характер работы

Руководитель отдела персонала

Рекомендации

Степанов  Олег  Васильевич, тел. 232—142—233

Дополнительная информация

Хорошие организаторские способности, добросовестен, инициативен. Коммуникабелен, интеллигентен

4.Подведение итогов уроков.      

Вернемся нашему главному вопросу:  «Что необходимо знать и уметь, чтобы стать мастером?» (каждый из нас может стать мастером своего дела, мы рассмотрели, что для этого нужно, поняли, что мастерство может дать нам достаток и моральное удовлетворение).

— Зависит ли экономическое благополучие страны от уровня квалификации работников?

Мы с вами выяснили, что чем больше в стране квалифицированных работников, профессионалов, тем выше производительность труда, выпускается больше качественной продукции. Таким образом, в наше время, когда на предприятиях происходит стремительный прогресс, очень ценятся высококвалифицированные специалисты – мастера своего дела. А чтобы оставаться востребованным работником, необходимо постоянно повышать свою квалификацию: то есть приобретать новые специальные знания, умения и навыки.

Учеба — это тоже большой труд. Хочу пожелать вам всем развивать в себе способность трудиться.

5.Рефлексия

Составьте синквейн со словами «труд», «мастерство», «мастер».

Я благодарю вас за урок. И закончу его такими словами:

Пройдут года, настанут дни такие,

Когда российский трудовой народ,

Вот эти ваши руки молодые

Руками золотыми назовет!

Домашнее задание

1. Прочитать § 9 учебника.

2. Составить резюме.

Рабочий материал для первой группы

Ювелирное дело на Руси уходит своими корнями в быт древних славянских поселений. Интересно отметить, что первыми ювелирами были женщины, именно они изготавливали различные обереги. Наибольшего расцвета ювелирное искусство Руси достигло в XII—XIII вв. Мастера владели большим количеством ювелирных техник. Широко использовалась зернь — наплав множества золотых или серебряных шариков диаметром от 0,4 мм на изделие, что создает удивительную игру света. Скань или филигрань — это выложенный узор из витых золотых нитей, сплющенных в ленточку при помощи молоточка, или же из золотой проволоки.

В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся серебряные колты - подвески, прикрепляемые к женскому головному убору, в виде полукруглого щитка с шестью серебряными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, на каждом из которых наплавлена зернь из серебра. Древнерусский ювелир без сложных современных приспособлений смог сотворить это чудо.

Рабочий материал для второй группы

Один из ярких представителей талантливых литейщиков Андрей Чохов (1545—1629) получил почетное звание «государев пушечный и колокольный мастер». Наиболее известна его Царь-пушка весом 2400 пудов (40 т), отлитая в 1586 г., — огромное орудие, предназначенное для стрельбы каменной дробью, длиной 5,34 м (калибр 0,89 м). В настоящее время она находится на территории Московского Кремля.

Подлинным виртуозом был стеклодув Александр Вершинин, работавший на Бахметьевском заводе. Его главное творение и уникальное произведение искусства XIX в. получило название «вершининский стакан». Мастер изобрел особую технику — выдувал стаканы с двойными стенками, между которыми помещал макеты пейзажей и людей, сделанные из пуха, мха, соломы, цветных нитей и бумаги. Сверху двойные стенки стакана были запаяны золотой обечайкой.

На этих стаканах были изображены фигуры гуляющих на берегу озера людей в разноцветных кафтанах и платьях. Растения на берегу озера стоят, как живые, вода в озере блестит и как бы отражает и солнце, и небо.

Рабочий материал для третьей группы

Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрел блоху и привез ее домой, в Петербург. Спустя несколько лет после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I блоху нашли среди вещей покойного государя. Атаман Платов, сопровождавший Александра I в поездке по Европе, объяснил, что это образец искусства английских механиков, и тут же заметил, что русские мастера знают свое дело не хуже.

Государь Николай Павлович поручил Платову найти среди умельцев тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов призвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по прозвищу Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Туляки, недолго думая, подковали блоху на все ноги крошечными подковами, из-за чего танцевать она перестала.

Согласно сказу Н.С. Лескова, подковы для блохи изготовили ученики Левши, а сам он — подковные гвозди и монограммы на них. Любопытно, что на Руси ранее левши считались не очень хорошими работниками. Поэтому смысл сказа такой: русский левша — тот, кто поставил англичан на место, — мастер низшего уровня.

Но мы знаем, что не один Левша — целая артель русских умельцев трудилась над рукотворным чудом в повести Лескова. А сколько таких артелей было на Руси! Сколько умельцев! Жизнь Российской империи была бы невозможна без сотен тысяч таких мастеров. Как правило, безвестных...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".

План- конспект урока по литературе "  Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....

Конспект урока по обществознанию для 7 класса "Золотые руки работника"

Для разработки данного урока был использован материал "Поурочные разработки по обществознанию" Л.Н. Боголюбова....

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...

Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Мастерство работника»

Тема урока: «Мастерство работника»Тип урока: урок систематизации знанийЦель урока: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, ...