Среди невзгод и опасностей:Западная Европа в 9-11 в
план-конспект урока по истории (6 класс)

Норманны-это древние скандинавы,предки современных датчан,шведов.На Руси они были известны как варяги .Что можно сказать о климате в Скандинавии?Очень суровый климат, неблагоприятные природные условия не способствовали занятиям земледелием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredi_nevzgod_i_opasnostey.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Класс: 6а, 6б

Дата:

Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.

      Ход урока:    

  1. Изучение нового материала.                            
  1. Ярость норманнов. 

Норманны-это древние скандинавы,предки современных датчан,шведов.На Руси они были известны как варяги .

Что можно сказать о климате в Скандинавии?

Очень суровый климат, неблагоприятные природные условия не способствовали занятиям земледелием. Потому норманны предпочитали заниматься морским промыслом, корабль для них был вторым домом, кусочком земли в безбрежном океане. Тех, кто отправлялся в дальние плавания, в Скандинавии называли викингами.

Об их кораблях (рис. на с.41) мы можем судить не только по изображениям и словесным описаниям: раскапывая погребальные курганы в Норвегии, археологи обнаружили три великолепных корабля эпохи викингов. Длиной 20—23 м при ширине в 4—5 м, эти корабли имели от 11 до 16 пар весел и мачту с парусом. Маневренные, устойчивые, с небольшой осадкой, они свободно плавали по мелководью и поднимались по течению рек, но выдерживали и океанские штормы. Ученые решили проверить мореходные качества кораблей викингов. Построили точную копию такого корабля, и на нем команда в штормовую погоду меньше чем за месяц благополучно пересекла Атлантический океан.

В 8-10 веках в Скандинавии усилилось влияние вождей, образовались сильные дружины, стремившиеся к завоеваниям. Норманны начали нападать на прибрежные районы Западной Европы и основывать свои государства. Так было в Шотландии, Ирландии, Англии. А, например, во Франции король вынужден был отдать им обширные земли на севере страны, так возникло герцогство Нормандия. Норманны, как некогда и германцы, принимали христианство, перенимали местный язык и обычаи.

Хотя их самобытная культура тоже была достаточно развитой. Они пользовались особой письменностью – рунами (рис. на с. 41). Очень интересны их эпические сказания – саги. Например о боге Торе, может быть вы смотрели фильм.

  1. Норманны и Англия. 

В конце 8 века норманны появились у берегов Англии, на территории которой существовало несколько королевств, основанных германскими племенами англов и саксов. Борьбу англосаксов против норманнов возглавил король Альфред Великий. Но после смерти короля встал вопрос о наследнике. И одним из претендентов на престол выступил нормандский герцог Вильгельм. В 1066 году он одержал победу над английскими войсками в битве при Гастингсе. И герцог Нормандии стал английским королем, известным как Вильгельм Завоеватель.

События 1066 г. подвели черту под англосаксонским периодом в истории Англии, а отчасти и под всей эпохой викингов. Так как к концу XI в. возникли не только государства, основанные норманнами в Западной Европе (герцогство Нормандия, в Англии и Ирландии, основанное выходцами из Нормандии Сицилийское королевство), но и государства в самой Скандинавии. Эпоха нашествий и дальних плаваний завершилась. С чего начались и чем завершились нормандские завоевания?

  1. Торжество раздробленности во Франции.

А теперь отправимся в уже знакомую нам Францию. Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Современники давали королям унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый. В конце X века крупные феодалы Франции избрали королём богатого и влиятельного графа Парижского - Гуго Капета, который получил такое прозвище из-за головного убора – капюшона. Так была образована новая династия – Капетинги.

Давайте вспомним, что такое бенефиций? Что такое феод? Владельцев феодов называли феодалы. Короли, стремясь привлечь знать на свою сторону, жаловали ей все новые привилегии: судить местное население, собирать налоги. Во время нападения врагов местное население могло рассчитывать только на феодалов, так как у королей не было возможности быстро организовать сопротивление. Так в процессе развития феодальной собственности усиливается раздробленность.

Давайте обратимся к учебнику – с. 44 «Король официально…». Какие функции остались в руках короля? Король не имел власти над всей страной, не издавал общих законов, не мог собирать налог со всего населения. У него не было ни постоянного войска, ни оплачиваемых чиновников. Управлял он лишь при помощи своих придворных ( знатные господа, состоявшие при дворе короля в его свите). Что такое домен? (карта на с. 151). Многие феодалы имели более обширные земли, чем сам король и считали его лишь первым среди равных. Как мы видим, раздробленность была неизбежной. И раздробленность эту принято называть феодальной.

4.Еще одно восстановление империи. 

В Восточно-Франкском королевстве династия Каролингов пресеклась в 911 г., знать избрала королем представителя местной знати — саксонского короля Генриха. Именно с этого момента принято называть бывшее Восточно-Франкское королевство Германским. Первой задачей нового короля было организовать достойный отпор кочевникам венграм, регулярно нарушавшим границы королевства.

Венгры принадлежат к финно-угорской языковой семье и пришли в Среднее Подунавье с востока, из далекого Приуралья, вслед за гуннами и аварами. Кардинальные языковые и культурные различия отделяли их от всех других народов Западной Европы, которые не могли не видеть в них «чужих» и сравнивали с гуннами и аварами.

Сокрушительное поражение нанес венграм уже сын Генриха I Оттон I. С этого времени венгры прекратили грабительские набеги. Венгры в данном случае вели себя очень прагматично: пока они не встречали отпора, они совершали набеги; столкнувшись с серьезным сопротивлением, почти полностью и сразу отказались от них. Они перешли к оседлому образу жизни и приняли христианство, и вскоре создали свое государство. В то же время они не ассимилировались, сохранив свою идентичность и свой особый язык.

Победив венгров и укрепив свою власть, Оттон стал самым могущественным монархом в Западной Европе. В 962 году Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Считая свою державу, народ достойными продолжателями традиций Римской империи, Оттон назвал свое государство Римской империей, назначением которой было объединить под властью императора весь христианский мир.

Под его власть, кроме Германии, попала ещё и часть Италии. Так Римская империя была восстановлена ещё раз и впоследствии стала называться Священная Римская империя германской нации. Император хотел, чтобы его считали главой всех правителей Европы, но реальная власть его была ограничена:

1) германские князья добивались независимости

2) население Италии не прекращало борьбы с захватчиками

И Германия, и Италия так же не были едиными государствами, состояли из множества самостоятельных графств, герцогств, баронств и т.д. Имели свои гербы, флаги, главный город и т.п. Феодальная раздробленность в этих государствах существовала на всём протяжении Средневековья.

II.Закрепление материала.

1)Дайте определение кто такие норманны?

2)Какой был климат?

3)Что такое Рунны?

4)Король Альфред годы жизни,чем прославился?

5)Кто такой Вильгельм его достижения?

6)что такое феод,феодалы,феодальная раздробленность?

III.Домашнее задание-прочитать параграф 5 и ответить на вопросы в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.

    Предмет:  Изобразительное искусство 6 кл. (Т.Я. Шпикаловой)Блок: Исторические реалии в искусстве разных народов;Раздел: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в иск...

«Рекреационные ресурсы Зарубежной Европы на примере отдельных стран, представленные в среде информационной технологии».

Интегрированный урок  география – информатика Форма: деловая игра «выставка – ярмарка туристических проектов» Цели урока1.представить и охарактеризовать рекреационные ресурсы Зарубежной...

Использование электронного учебного модуля «Европа в играх и путешествиях» на уроках географии при изучении темы «Зарубежная Европа» 10 класс

В статье дается подробное описание использования модуля на каждом этапе урока при изучении темы "Зарубежная Европа"....

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

История уже тоже # Европа # ЧГК# Наши победы # Мы первые- среди младших школьников 2018

Два в одном: Чемпионат Европы по «Что? Где? Когда?» и Кубок Европы по интеллектуальным играм среди школьников состоялись 11-13 мая в Гомеле. Ура! Наши ребята заняли первое место на Ку...

Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.

Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....