ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
статья по истории

Киселев Сергей Александрович

Проблемный метод на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_metod_na_urokah_istorii.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методы проблемного обучения на уроках истории

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.

Развитие творческого мышления.

Развитие навыков самостоятельной работы.

Развитие способности к самообучению.

Формирование исследовательской активности.

Из недостатков методики можно выделить следующие:

стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;

требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);

уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;

метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.

Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.

В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.

В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

С удивлением

Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме. В качестве примера можно привести проблему изучения личности князя Владимира. С одной стороны источники описывают его жестокий нрав и мстительность, приверженность к язычеству, восхваление Перуна как Божества княжеской дружины, а с другой мы знаем его как Владимира Святого, Красное солнышко, креститель земли русской, причислен к лику святых. Такое противоречие вызовет удивление у учащихся, и они захотят выяснить как же так произошло.

С затруднением

Постановка проблемной ситуации, вопроса.

Например, при изучении темы  «Северо – западная Русь между востоком и западом», можно поставить проблему - Нашествие кочевников Монголо-татар, формирование монголо-татарского ига,  просуществовавшего на Руси более 200 лет, а попытки экспансии рыцарей крестоносцев 1240, 1242 г.  В данном случае проблема нуждается в более глубоком анализе, учащиеся за урок должны предположить, почему нашествие кочевников длилось более 2 веков, а экспансия рыцарей – крестоносцев, ограничилась 2 годами. Кроме того, можно обратить внимание учащихся на термины «нашествие» и «экспансия», чем они отличаются и почему для татаро-монголов используется- «нашествие», а для рыцарей-крестоносцев – «экспансия».

В качестве еще одного примера можно использовать тему «Народные движения первой четверти XVIII века» В период правления Петра I с одной стороны произошел экономический рост, развитие мануфактур, рост численности купцов и торговцев, формирование всероссийского рынка, с другой произошло падение уровня жизни непривилегированного населения. Ученики решают проблему выясняя, за счет чего в стране проводились реформы и к чему это привело.

Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

Варианты:

Собирание гипотез (приемы Дерево предсказанийКорзина идей).

Создание дискуссии (по группам).

Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).

Поиск решения на основе наблюдений.

"Ага-реакция" — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.

Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.

Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.

Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов на уроках истории

В статье предложены интерактивные приемы обучения на уроках истории...

Использование игровых методов на уроках истории.

Статья посвещена тому как лучше давать матирал по истории ученикам и как их заинтересовать и воспитывать на основе игр....

Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.

При  формировании  предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить...

Использование игрового метода на уроках истории как реализация здоровьесберегающих технологий. Научно-методическая статья

Статья написана в соавторстве с Л.Н. Маньковской, методистом института развития образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и КП», опубликована в сборнике материалов V республиканской научно-практичес...

Использование синергетических методов на уроках истории.

На протяжение пяти лет, изучаю возможность применения  науки синергетики и ее методов в школе на своих уроках....