Использование синергетических методов на уроках истории.
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Золотова Елена Юрьевна

На протяжение пяти лет, изучаю возможность применения  науки синергетики и ее методов в школе на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinergetika_i_uroki_istorii_eto_interesno.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Страничка исследователяC:\Users\5\Desktop\Увлекательные факты из истории и разоблачение некоторых мифов человечества.jpg

Что такое синергетика и

 чем она может нам помочь?

C:\Users\5\Desktop\e6c1c79a16d07a52aad3cbc1562c1839_0.jpg

Синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, которое изучает закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах разной природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и других.

Синергетику, часто называют наукой о сложном, учением о самоорганизации, об универсальных закономерностях эволюции сложных динамических систем, претерпевающих резкие изменения состояний в периоды нестабильности.

Когда впервые прозвучало это понятие?

Начиная с 1973 года, с той конференции, на которой впервые прозвучал этот термин, научные встречи по теме «самоорганизация» проходят каждые два года. К 1980 году было уже выпущено пять объемных сборников докладов этих конференций. А известнейший и старейший форум физиков – Сольвеевский конгресс в 1978 году был целиком посвящен проблемам самоорганизации. В нашей стране впервые конференция по синергетике прошла в 1982 году.

Научные школы (течения) в синергетике.

          В синергетике к настоящему времени сложилось уже несколько научных школ. Эти школы окрашены в те тона, которые привносят их сторонники, идущие к осмыслению идей синергетики с позиции своей исходной дисциплинарной области, будь то математика, физика, биология или даже обществознание. Меня волнует последнее.

         В числе этих школ – брюссельская школа лауреата Нобелевской премии И. Р. Пригожина, разрабатывающего теорию диссипативных структур, раскрывающую исторические предпосылки и мировоззренческие основания теории самоорганизации.

       Интенсивно работает также школа Г. Хакена, профессора Института синергетики и теоретической физики в Штутгарте. Он объединил большую группу ученых вокруг шпрингеровской серии книг по синергетике, в рамках которой к настоящему времени увидели свет уже более 60 томов.

       Классические работы, в которых развивается математический аппарат для описания катастрофических синергетических процессов, принадлежат перу российского математика В. И. Арнольда и французского математика Р. Тома. Эту теорию называют по-разному: теория катастроф, особенностей или бифурикаций.

        Среди российских ученых следует упомянуть также академика А. А. Самарского и члена –корр. РАН С. П. Курдюмова. Их школа разрабатывает теорию самоорганизации на базе математических моделей и вычислительного эксперимента на дисплеях компьютеров. Эта школа выдвинула ряд оригинальных идей для понимания механизмов возникновения и эволюции относительно устойчивых структур в открытых (нелинейных) средах (системах).

       Широко известны также работы академика Н. Н. Моисеева, разрабатывающего идеи универсального эволюционизма и коэволюции человека и природы, работы биофизиков, членов-корреспондентов РАН М. В. Волькенштейна и Д. С. Чернавского.

       Такое разнообразие научных школ, направлений, идей свидетельствует о том, что синергетика представляет собой скорее парадигму, чем теорию. Это значит, что она олицетворяет определенные достаточно общие концептуальные рамки, немногочисленные фундаментальные идеи, общепринятые в научном сообществе, и методы (образцы) научного исследования.

       В России начиная с 1990-х гг. синергетика как наука развивается довольно интенсивно. Ее популярность не обошла стороной и историческую науку. Становление науки привело к открытию «превалирования неустойчивостей»: по формулировке Г. Николиса и И. Пригожина, в целом, «мы живём в мире неустойчивых процессов». Таким образом, синергетика, по словам Г. Хакена, «исследуются явления, происходящие в точке неустойчивости, и определяется та новая структура, которая возникает за порогом неустойчивости», на основе чего синергетике удаётся установить универсальные и «глубокие аналогии», которые «проявляются между совершенно различными системами при прохождении ими точек возникновения неустойчивости»

   Можно ли применить эту науку в школе, на уроках истории и обществоведения? Я думаю –да.  И пробую.

   Говоря простым языком, любой элемент, понятие или явление принадлежит к какой-то системе, надо просто ее вычислить, установив взаимосвязи и причинно-следственные связи. Рассматривая и анализируя систему, в которой событие имеет строго установленное место, можно найти неуравновешенность, которая приводит к изменениям всей системы.

    Например, «война», как историческое событие, мы рассматриваем ее в системе экономических и политических взаимоотношений, находим их слабое звено, на основе анализа этого звена выявляем причины события. Смотрим устойчивость приведенных  систем, применительно к данному периоду. Если будут иметься неустойчивые звенья, рассматриваемых систем, они будут в любом случаи разрушены или их звенья поменяют позиции.

       С этой точки зрения можно рассматривать как исторические события, так и понятия.

Этот метод исследования, похож на технологию критического мышления, но имеет свои особенности, так как здесь все усилия прикладываются на анализ систем, и прогнозируется их развитие. Историческое событие рассматривается, как звено этих систем.  

В качестве методов описания вертикальных систем используются такие понятия как «параметры порядка», «принцип подчинения», «принцип круговой причинности». Описание процессов самоорганизации горизонтального уровня осуществляется через понятия «порядок-хаос», «обратные связи», «режим с обострением» и др.

Интересно изучать, используя методы синергетики –экономику.

Основная цель - определить темпы и направления развития отраслей при обеспечении сбалансированности и пропорциональности.

Предметом изучения эволюционной экономики являются, в частности, следующие вопросы:

• раскрытие общих законов поведения открытых неравновесных социально-экономических систем;

• теоретическое истолкование явлений экономической эволюции и развития индивидуальных предприятий и институтов;

• непосредственно связанное с этим объяснение механизмов «невидимой руки рынка» А. Смита.

Вышеназванные проблемы являются проблемами, которые характерны для самоорганизующихся систем, проходящих путь необратимого развития.

     Так же методы синергетики используются в процессе организации урока, например в групповой работе. Где каждому ученику отведена четкая роль и место в системе команды. Перед ним ставятся задачи, направленные на достижении общей командной цели.

      Само понятие «синергетика» - «совместное действие, содружество», полно отвечает интересам обучения истории и обществознания. Ее основными понятиями являются - «самореализация», «открытость» - свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникативных каналов с внешней средой для обмена информацией. «Нелинейность» - наличие у процесса обучения множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций на воздействие извне.

        Важнейшими методами синергетического образования являются:

 1. Диалог между учителем и учеником, между учащимися внутри класса и т.д.

2. Метод сценарного мышления, который дает возможность экстрополяции будущего с максимальной оптимизацией. Огромное значение для образования имеет то, что синергетика делает шаги в направлении синтеза естественно-научных и гуманитарных наук. Активизируется творческая деятельность учащихся т.к. синергетическое знание, будучи обращенным к решению новых научных проблем, становится методом поисковой деятельности. Здесь можно говорить уже о эвристической функции синергетики. Сценарный метод синергетики позволяет учащимся создать методологический базис для исследования будущего, для глобального моделирования и построения сценариев развития (что особенно важно на уроках обществознания).

3.Синергетика позволяет педагогу постепенно менять общие ориентации в становлении основных видов деятельности (от восприятия — к творчеству). 4.Использование синергетического подхода в педагогической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса методами педагогического взаимодействия с приемами компьютерных инноваций, позволяющих наглядно воспринимать информацию (что в наше время становится особенно актуальным), что делает более интенсивным процесс развития учащихся. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок учащихся и педагогов содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы процесса обучения, раскрытию и развитию индивидуальности каждого.

       Синергетика, позволяет соотнести факты отечественной истории с контекстом мировой культуры, обратить внимание на личность и общечеловеческие проблемы.

Рекомендованная литература для изучение:

1. Панова О.И. Педагогическая антропология П.Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. унта, 2008.

2. Поддубный Н.В. Психология и синергетика: методологический аспект. - Белгород: Полли-терра, 2003. - 152 с.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М: КомКнига, 2011. - С. 272.

4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Психология, 2003. - 192 с.

5. Халанская В.А. Самоорганизация личности студента в процессе обучения с помощью активных методов. - М.: Изд-во СГУ, 2010. - 186 с.

6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

7. Аршинов В.И., Лайтман М., Свирский Я.И. Сфирот. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С. 248.

8. Халанская В.А. Процесс самоорганизации личности студентов при изучении психологии с помощью активных методов обучения: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Курск: Изд-во КГУ, 2006. - 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод на уроках истории

Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных заведениях и в, частности, в Краснодарском университете. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и обобщили его. На основании их...

Использование интерактивных методов на уроках истории

В статье предложены интерактивные приемы обучения на уроках истории...

План самообразования 2013-2015г. Нетрадиционные методы проведения уроков истории и обществознания

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...

Использование игровых методов на уроках истории.

Статья посвещена тому как лучше давать матирал по истории ученикам и как их заинтересовать и воспитывать на основе игр....

Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.

При  формировании  предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить...

Нетрадиционные формы и методы на уроках истории

Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллек...