Открытый урок по истории Древнего мира
методическая разработка по истории (5 класс)

Кузнецова Ирина Павловна

Тема: "Повседневная жизнь римлян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Повседная жизнь римлян25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Римляне в повседневной жизни

Цель урока: сформировать представление образа жизни римлян, их быта и нравов.

Задачи урока:

  1. Предметная -  обучающиеся  смогут использовать терминологию при характеристике жилищ римлян, одежды, процесса обучения;
  2. Познавательная -  обучающиеся смогут сравнивать и соотносить виды жилищ, одежды римлян разных социальных групп;  
  3. Регулятивная  обучающиеся смогут  принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
  4. Коммуникативная - обучающиеся   смогут  излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
  5. Личностная - обучающиеся смогут  работать с дополнительными источниками; развивать навыки исследовательской работы и уважать памятники культуры римлян, вошедших в историю мировой культуры.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, урок-путешествие.

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал (задания для учеников, листочки с рефлексией), учебник, стикеры, ватман.

Ход урока:

Здравствуйте, дорогие ребята и гости, которые присутствуют на нашем уроке! Ребята, поприветствуем их.

Мы с вами уже путешествовали по многим странам Древнего мира. Давайте вспомним, что это были за страны. (Египет, Китай, Индия, Финикия, Греция). Молодцы!

Но вот уже на протяжении многих уроков мы изучаем с вами …. Древний Рим. Мы уже немало знаем о нем. (вел захватническую политику, многое перенял у греков и т.д.) Давайте вспомним основные понятия.

  1. На каком полуострове расположен Древний Рим? (Апеннинский)
  2. Кто стал первым римским цпрем? (Ромул)
  3. Какое название получил основанный Ромулом город? (Рим)
  4. В каком году был основан город Рим? (753 г до н.э.)
  5. С правления какого императора Римское государство стали называть империей? (Октавиан Август)

Молодцы хорошо справились с заданием! А легко ли вам разгадать историческую задачу?

Древние римляне знали обувь для улицы и для дома. Сандалии, как таковые вопреки бытующему представлению, знатные римляне носили только дома. Перед едой их снимали, и выражение soleas deponere (солеас депонере), т.е. «снять сандалии», означало то же, что у нас «пожалуйста, к столу». Окончив трапезу, требовали у слуг soleas porcere (солеас порцере), что одновоеменно значило «собираемся уходить».

Предположите, что это значило? (Oтвет: Древние римляне ели лежа, и обувь при этом была бы, конечно, помехой.

Ребята, а что мы еще не знаем о римлянах? (Как жили, что ели, как учились, что носили)

Совершенно верно! Молодцы! Сегодня мы посмотрим с вами как же жили люди в Древнем Риме.

Итак, тема нашего урока: Римляне в повседневной жизни. (Развернуть название)

Скажите мне, пожалуйста, что мы привозим из любого путешествия? (сувениры, подарки). Верно. Нашим подарком станет газета для ребят младших классов.

Я сегодня выступаю в роли главного редактора нашей газеты. Как мы назовем нашу газету? …А вы сегодня – корреспонденты, и ваша задача заключается в том, чтобы собрать информацию о жизни римлян и поместить в газету.

Господа корреспонденты, как вы думаете, какие сюжеты мы должны осветить в нашей газете?

(Жилище, одежда, еда, питье, римская школа)

Итак, вперед, ребята! Будем создавать газету для наших друзей, школьников 4 класса, которым еще предстоит многое узнать.

Сегодня вы разделились на группы, где каждая отвечает за определенную рубрику-сюжет, которые мы только озвучили.

Итак,

Обратите внимание: у каждой группы свое задание, выполнив его, каждая группа будет защищать свой сюжет перед всеми здесь присутствующими. За быстроту, за правильный и содержательный ответ и, конечно, з

Всем все понятно?!

Ребята, обратимся к вашим рабочим листам, где мы должны с вами написать статьи.

1 группа отвечает за рубрику: Жилища римлян

ЖИЛЬЕ – сценка! (Приложение 3)

Ответим на вопрос о жилище римлян (Приложение 4).

2 рубрика: ОДЕЖДА 

Отгадываем кроссворд (Приложение 1).

Сравним 2-х жителей Рима и определим какой из них принадлежит к знатным, а какой является простолюдином (Приложение 2).

Вопрос классу: Какой вывод мы можем сделать?

В Риме одежда подчеркивала общественное положение, знатность и богатство.

ФИЗМИНУТКА

3 рубрика: ЕДА И ПИТЬЕ

Давайте попробуем представить себя в гостях у  богатого и бедного римлянина. Чем они будут вас угощать? Господа корреспонденты, нам необходимо составить меню римского обеда знатных и бедных жителей, используя дополнительный материал на вашем столе и учебник (Приложение 5).

Так,очень хорошо. Прикрепляем меню примерного обеда в наш номер и двигаемся дальше.

5 рубрика: ШКОЛА – сценка!

 (Приложение 6).

А теперь ответим на вопросы в ваших статьях.

Образование в Древнем Риме ценилось. Оно давало возможность молодому человеку сделать общественную карьеру, добиться лучшего положения в обществе (Приложение 4).

Ну, вот мы и подходим с вами к завершающему моменту. Подходит время возвращения из нашего путешествия. Наш номер газеты для учащихся младших классов практически готов выйти в свет.

Давайте, определим мы добились поставленных целей на уроке. Что сегодня мы узнали? Небольшой вывод.

 

Рефлексия: Сейчас вы видите на своих рабочих столах листочки с вопросами: Что нового вы узнали? Каждая творческая группа заполните в теч. Минуты.

Заполнили. Спасибо. Но на своих партах вы видите еще и двухсторонние смайлы. Ответьте на вопрос, понравилось ли вам быть корреспондентами сегодня? Если да, то улыбающийся, нет – грустный. И нужно обязательно ответить на вопрос: Почему, прокомментируйте и обоснуйте, что понравилось, что нет. Как вы думаете, нужны такие уроки?

Итог: Я думаю, мы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. Необходимо расширять наш кругозор, иметь представление не только о древних цивилизациях, так как это величайшие цивилизации с богатой культурой, традициями и, конечно же, историей.

Домашнее задание будет у нас следующее: нарисовать рисунок к рубрике, за которую Вы отвечали, и лучшие мы включим в нашу газету и создадим ее в электронном варианте.

Оценки за урок: Все согласны. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...

Открытый урок по истории Древнего мира для 5 класса

Урок для 5 класса по теме "В городе богини Афины" с использованием ИКТ...

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытый урок по истории Древнего мира Древний Рим в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс по учебнику А.А.Вигасина

Открытый урок по истории Древнего мира "Древний Рим" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся  5 класса по учебнику А.А.Вигасина. В данной методической разработке представлен...