Воспитание патриотизма в кадетских классах
статья по истории
Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству»
Генералиссимус А.В. Суворов
В Приказе Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» дан полный перечень направлений внеурочной деятельности:
· спортивно-оздоровительная внеурочная деятельность;
· художественно-эстетическая внеурочная деятельность;
· научно-познавательная внеурочная деятельность;
· военно-патриотическая внеурочная деятельность;
· общественно полезная внеурочная деятельность;
· проектная внеурочная деятельность.
Все эти направления созданы для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Галина Александровна, учитель истории
От школьного музея к кадетскому классу
Введение
«Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству»
Генералиссимус А.В. Суворов
В Приказе Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» дан полный перечень направлений внеурочной деятельности:
∙ спортивно-оздоровительная внеурочная деятельность;
∙ художественно-эстетическая внеурочная деятельность;
∙ научно-познавательная внеурочная деятельность;
∙ военно-патриотическая внеурочная деятельность;
∙ общественно полезная внеурочная деятельность;
∙ проектная внеурочная деятельность.
Все эти направления созданы для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. В нашей школе направление школьного музееведения открыло новое направление в воспитательной работе, открытие морского кадетского класса. В процессе работы педагогов и обучающихся над проектами школьного музея «Живая история», при реализации самостоятельного создания нового раздела экспозиции музея «Профессия-Родину защищать!», посвященного Атомной подводной лодке «Комсомолец» и истории подводного флота России, ученики смогли расширить и углубить свои познания в истории Отечества, узнать о патриотизме и героических подвигах во имя людей и Отечества. Учащиеся смогли ощутить связь усвоенной теории с социальными реалиями и на практике, творчески применить её в создании своих проектов, в организации экскурсий, презентаций. Школьные экскурсии, ставшие достаточно популярными в последние годы, позволят разнообразить полезную деятельность подростков, сформировать у них культуру проведения досуга. Ещё одним достоинством данной формы внеурочной деятельности является осуществление принципа наглядности. Благодаря экскурсиям, аккумулирующим в себе большой объём образного материала, в памяти учеников сохранится больше информации, пробуждается интерес к самостоятельным исследованиям.
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности обучающиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках.
Каждый учитель в своей работе сталкивается с проблемой, как добиться развития познавательной активности современного школьника. В традиционной форме обучения не всегда предоставляется возможным решить данную проблему. Поэтому всё чаще и чаще учитель использует музейное пространство, экскурсию, как одну из форм внеурочной деятельности.
Музейная форма организации обширна и актуальна для работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.
Целью открытия новой экспозиции в музее было создание условий для ознакомления с героическими, значимыми фактами истории родной страны, воспитания духа патриотизма и осознания детьми нравственных ценностей. А также вызвать интерес к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах, позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, профориентационной деятельности, платформы для сотрудничества с учебными и общественными организациями, знакомства с интересными людьми.
И все это подтолкнуло к новому направлению в истории школы – открытию кадетского класса. Организация кадетского класса позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру учебно-воспитательного процесса, построенную на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающую формирование высокообразованной личности, воспитанной в лучших традициях кадетства. Основными целями деятельности кадетского профиля являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми. Основными же задачами кадетского обучения является развитие патриотизма, физических и творческих способностей, формирование духовно-нравственной культуры ребенка, что достигается через организацию дополнительного образования.
Глава 1. Создание экспозиции музея
Идея создания экспозиции посвященной Атомной подводной лодки «Комсомолец» - легендарной уникальной героической субмарины, что называется «витала в воздухе», так как директор нашей школы вдова погибшего капитан-лейтенанта Михаила Анатольевича Смирнова. История этой уникальной подводной лодки имеет огромное значение в истории нашей страны. Лодка совершила уникальное погружение в 1985г. на 1027м. Рекорд этого погружения не превзойден до сих пор ни одной подводной лодкой. Она опережала свое время. Трагическая гибель корабля произошла в нейтральных водах Норвежского моря 7 апреля 1989г. В седьмом отсеке возник пожар. Экипаж мужественно боролся с пожаром более 6 часов, потом еще 1,5 часа в холодной воде люди держались до прихода помощи. Из 69 членов экипажа, 42 человека погибли. Все члены экипажа погибшие и выжившие награждены орденом «Красного знамени» за мужество. 7 апреля стал «Днём Памяти» всех погибших подводников. В этот день в Никольском соборе Санкт-Петербурга проходит служба по погибшим морякам. На втором этаже этого собора находится мемориальная доска с именами погибших, где проходит поминальная служба. Впервые, я побывала там с директором нашей школы в апреле 2020г.
Надо отметить, что к созданию экспозиции мы приступили в январе 2020г., но все время возникали какие-то проблемы, поэтому открытие затянулось. В выделенном помещении сделали ремонт своими силами, помогали сотрудники, ученики, родители. До этого, в течение 5 лет к памятной дате в школе проходили выставки, посвященные героической Атомной подводной лодке. Школу посетил один из выживших героев-подводников Калинин И.В. Однако, этого было недостаточно для постоянного примера и изучения материала, привлечения внимания обучающихся к деталям истории, а также проведения внеурочной деятельности по этой теме, в целях патриотического и духовно-нравственного воспитания. Возможность прикоснуться в школе к, столь, значимому событию в истории страны, не могло не зацепить. Возникла необходимость запечатлеть это в школьном музее, чтобы сохранить память и знакомить школьников с историческими событиями. Тем более, что сын, погибшего Смирнова М.А., Смирнов Виктор Михайлович, часто посещает нашу школу и с готовностью поделился экспонатами для музея. У нас есть возможность очень многое узнать, что называется «из первых уст». Многое передала для музея директор школы Смирнова Л.В. Также мы смогли связаться с некоторыми членами экипажа, разыскать участников героических событий в недолгой истории уникального корабля. А, самое главное, наладить сотрудничество с патриотическими сообществами, в том числе с отделением Русской Православной церкви.
Создание экспозиции началось после назначения Андреевой Г.А. на вакантную должность, заведующего музеем. Надо отметить, что оформление экспозиции, систематизация и ее художественный компонент все организовывалось собственными силами, с привлечением заинтересованных людей.
Важной задачей для оформления стало размещение фотографий погибших в трагедии. Решением стало изготовление макета люка в подводной лодке. И, конечно, над люком разместили Икону покровителя моряков «Святого Николая», приобретённую в Никольском соборе. Параллельно с подготовкой экспозиции шёл ремонт помещения, создание морского стиля. Ремонт осуществлялся своими силами сотрудники школы, педагоги и ученики приняли участие в создании экспозиции. Большую помощь в воплощении идей осуществил художник Владимир Чугунов со своим сыном Чугуновым Артёмом, проникшихся историей героев-подводников. Параллельно в школе прошли уроки мужества, рассказывающие об АПЛ «Комсомолец», подготовленные и проведенные обучающимися старших классов. Музейный актив провел тематические радиопередачи к памятным датам. В фойе школы прошла тематическая выставка. Надо отметить, что в этот год отмечалось 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Переплетение этих событий получили особую окраску. Герои защитники Отчества, разные поколения. К сожалению, пандемия отодвинула наши планы по открытию экспозиции.
Глава 2. Открытие экспозиции «Профессия-Родину защищать!»
Открытие осуществилось, лишь в ноябре 2020г. Зато, все в школе уже ждали этого с нетерпением. Оно прошло в видеоформате. Однако, оно всё равно имело огромное значение. Обучающиеся 10а класса подготовили рассказ в стихах, ребята из школьного актива небольшую обзорную видеоэкскурсию. Были записаны выступления заведующей отделом районного методического отделения школьных музеев Гороховец И.В., спикеров школы: директора Смирновой Л.В., заместителя директора по воспитательной работе Кирьяновой М.К., заведующего музеем Андреевой Г.А., учителя русского языка и литературы Воробьёвой Е.И., а также дарение авторского макета подводной лодки «Комсомолец» Чугуновым Артёмом, художником по металлу в музей. Начались новые проекты. Конечно, экспозицию активно стали посещать обучающиеся и педагоги школы. Тогда эпидемиологические ограничения не позволили приглашать гостей. Но на сайте школы и в социальной сети активно стали освещать новую экспозицию. Мы подал заявку в Центральный военно-морской музей им. Петра Великого (г. Санкт-Петербург) в январе в «Ассоциацию военно-морских музеев» и наш музей стал членом Ассоциации в январе 2021г., спустя 3 месяца после открытия. Заведующий музеем Андреева Г.А., впервые приняла участие в работе ежегодной Коллегии «Ассоциации военно-морских музеев». Работа на этом мероприятии помогла увидеть новые направления в работе музея, расширить горизонты плодотворного сотрудничества. Одновременно, мы обратились с письмом к главнокомандующему Военно-морского флота Евменову Н.А., с просьбой о шефском сотрудничестве. И Приказом главнокомандующего нас «прикрепили» к Военно-морской академии им. адмирала Н.Г.Кузнецова. Такое сотрудничество поддержало мысли о кадетском классе. В школу стали приходить офицеры военно-морского флота и других высших военных заведений. Они проводили уроки мужества, профориентационные уроки. Это вызвало большой интерес у обучающихся. Мы также заключили договор о сотрудничестве с Морским техническим колледжем им. адмирала Д.Н. Сенявина. В школе началась активная деятельность. Обучающиеся посещали музей колледжа, в школу приходили на различные мероприятия офицеры. Ребята проявляли огромный интерес к их посещениям.
Глава 3. Кадетскому классу – быть!
Директор школы провела административное совещание по осуществлению идеи открытия кадетского класса, на котором были определены меры и пути продвижения этого проекта. Куратором этого проекта стала заведующий музеем, педагог дополнительного образования Андреева Г.А. В школе прошли родительские собрания для мониторинга мнения родителей по открытию кадетского направления. Предполагалось открыть кадетский класс на базе будущих 5 классов. Но родители этих классов не проявили интереса к данному направлению. По результатам, было принято решение открыть первый кадетский класс в будущем 7 Б классе, классный руководитель Афанасьева А.В. горячо поддержала это начинание. Здесь можно отметить, что некоторые обучающиеся этого класса были активистами школьного музея. На родительском собрании, после презентации почти все родители согласились на открытие кадетского класса. Это было очень важно, так как форму для кадет надо было приобретать самими родителями. Наш акцент на организации дополнительных занятий по «Морскому делу», внеурочных занятий по основным предметам, перспективы участия детей в интересных патриотических мероприятиях, а также дополнительная работа в направлении духовно-нравственного воспитания, родителями был одобрен. Из 28 обучающихся в обычный параллельный класс перешло 4 ребёнка. В будущий кадетский класс из параллельного, по заявлению родителей, перешли 4 учеников. Затем в новом учебном году была принята ещё одна обучающаяся по переводу из другой школы. Таким образом, на данный момент в кадетском классе состоит 29 учеников. Директор Смирнова Л.В. обратилась в отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга, где одобрили нашу инициативу. Школа направила Андрееву Г.А. на обучение в Балтийский технологический институт в марте 2021г., по курсу «Воспитатель кадетского класса». Этот курс помог справится с поставленной задачей, дал основы понимания направления действий, а ещё познакомиться с опытом работы других школ, имеющих кадетские классы. С этого времени наша школа, в лице, директора и куратора кадетского класса стала активным участником конференций и семинаров по проблематики кадетских классов. Ребята будущего кадетского класса все больше знакомились с морским направлением, посещали Никольский и Кронштадский собор. Участвовали в патриотических мероприятиях. В мае 2021г. участвовали в поездке по местам Боевой Славы 67 армии, познакомились с отцом Владимиром. Итак, открытие новой экспозиции и школьная музейная деятельность подтолкнули к организации кадетского класса в школе.
Глава 4. Становление кадетского класса.
1 сентября 2021г. прошла торжественная линейка с участием первого кадетского класса нашей школы. На которой присутствовали представители Военно-морской академии, морского технического колледжа, администрации школы и родители. Здесь хочется подчеркнуть, что большую помощь в открытии класса, поиске педагога по морскому делу, консультации, встречи с родителями, по нашему обращению оказали в ресурсном центре Морского технического колледжа, в частности, заведующий ресурсным центром Коломиец И.В. Надо отметить, что этот класс, создавался из учеников, не предполагавших ранее быть кадетами и был, далеко, не самым активным и дисциплинированным классом. К тому же в классе учатся дети из разных конфессий. Однако, посещение важных гостей, беседы, значимость формы и ответственность изменили класс к лучшему. В сентябре 2021г. я куратор кадетского класса Андреева Г.А. стала представителем «IX патриотического молодежного форума», проходившего в Александро-Невской Лавре. Обсуждение насущных тем и перспектив привлекло внимание к сотрудничеству с отделом по делам молодёжи Санкт-Петербургской епархии Российской Православной церкви.
В школе началась подготовка ребят к принятию «Клятвы кадетов». Изучение Устава, строевые мероприяьия, еженедельные классные часы на патриотические и духовно-нравственные темы. Куратором кадетского класса был разработан план по подготовке, который был одобрен директором школы Смирновой Л.В. Заведующий музеем Андркеева Г.А., классный руководитель Афанасьева А.В., педагог дополнительного образования Гарматий И.В. работали в заданном направлении. В подготовке мероприятия огромное содействие нам оказали Центральный военно-морской музей, Военно-морская академия и морской технический колледж. На церемонии, которая проходила 29.10.2022г. в Центральном военно-морском музее ребят благословил Отец Вениамин (Священнослужитель Военно-морской академии). Удостоверения кадетам подписывали и вручали герои-подводники Калинин И. В., Махота А. В. (выжившие после трагедии с Атомной подводной лодки «Комсомолец»), ветеран Военно-морского флота Павлов А.И., выступали контр-адмирал Лупач Л.З., капитан 1 ранга Зеленский Ю.А. (командир 1 состава Атомной подводной лодки «Комсомолец», совершивший уникальное погружение на глубину 1027м), старший научный сотрудник музея им. Петра Великого Лясковский С.И., ведущий специалист отдела образования Невского района Шарапова М.С., заведующий ресурсным центром Морского технического колледжа им. Д.Н.Сенявина Коломиец В.И., родители обучающихся. По итогам мероприятия был снят документальный фильм режиссером Сергеем Надеиным. Документальный фильм опубликован в социальной сети «В Контакте» сообщества: «Кадетские Классы России» (7,6 К подписчиков) и «Типичный кадет» (34,1К подписчиков). Ребята приняли участие в патриотическом региональном конкурсе «Морской венок Славы», в региональном конкурсе «Морская регата», а также в декабре 2022г. в «Кадетском бале» кадетских классов Санкт-Петербурга. Имидж кадетского класса повысился, среди обучающихся и педагогов школы. У ребят повысилась мотивация к учебе, гордость за свой статус, у некоторых учеников стал проявляться интерес к выбору морских профессий. И, ещё, в классе находятся дети с Российским гражданством, но разных национальностей и верований. Проводится работа по сплочению и толерантному отношению друг к другу. Никто из родителей и детей не возражал на присяге против Благословления православным священником. Во время автобусной экскурсии на мемориальное Пискаревское кладбище, ребята все вместе почтили Память о павших. Все активно участвуют в совместных мероприятиях. На VIII Коллегии военно-морских музеев в феврале 2022г., в работе которой принимала участие заведующая музеем Андреева Г.А., наша работа по продвижению музейных инициатив, в области воспитания подрастающего поколения, была положительно отмечена коллегами. В феврале 2022г. Андреева Г.А. прошла интенсив Всероссийского проекта «Россия-страна моореходов 21 века» в Морском учебном центре им. капитана Н.Г. Варухина (г. Великий Новгород) и, теперь, наша школа подписала договор об участии обучающихся в проекте, что, конечно, расширяет возможности обучающихся. Благодаря проекту, ребята не только смогут обучится новым морским навыкам, попробовать себя в профессии, но и посетить Великий Новгород и Софийский собор, увидеть прекрасные храмы древнего города.
На данный момент, ребята безвозмездно могут заниматься «Морским делом», с педагогом дополнительного образования, капитаном 2 ранга Гарматием И.В., на базе Морского технического колледжа «Ивановский карьер». Кадеты получают бесплатные обеды. За небольшой период отмечается повышение активности и увеличения самосознания ребят. В школу на беседы с ребятами приходят представители разных военных учебных заведений, заключен договор с Морским техническим университетом о сотрудничестве в профориентационной работе, также посещают ветераны военно-морского флота с интересными просветительскими лекциями об истории флота и России, школу посетил отец Николай, проведший урок на тему «Адмирал Ушаков – Святой России». В «Книге отзывов» нашего музея появилось много тёплых, положительных записей о нашей экспозиции, что, несомненно, говорит о верном направлении нашей работы. Здесь можно отметить, такой положительный факт, что гости посещая школу, проводя уроки в кадетском классе, также зачастую посещают и другие классы, заинтересовывают ребят, что оказывает положительное влияние на всю воспитательную работу нашего образовательного учреждения. Сейчас идёт работа по заключению договора о сотрудничестве с Александро-Невской Лаврой. Школа планирует участие в проекте Александро-Невской Лавры по совместным занятиям для детей Православного священика и Мусульманского муфтия. Также мы сотрудничаем с другими школами, работающими в кадетском направлении. А новая экспозиция открыла пути сотрудничества с ГБОУ СОШ №121 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, где находится музейная комната, посвященная подвигу Атомной подводной лодки «Комсомолец». И это результат за несколько месяцев работы в новом направлении- создание кадетского класса, который начался с создания экспозиции в школьном музее.
Заключение
«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке»
Президент Российской Федерации В.В. Путин
Школьный музей стал не только центром для внеурочной деятельности, несущий неоценимый вклад в патриотическое и духовно-нравственное воспитание, но и смог задать новое направление. Что в целом позитивно отражается на моральном климате в коллективе детей и педагогов. Для младших школьников разработаны занятия в школьном музее по внеурочной деятельности, которые очень нравятся маленьким ученикам. Музей является организатором школьного проекта «Урок в музее», детских конкурсов и выставок, является центром для проведения не только экскурсий, тематических мероприятий, радиопередач, но и флагманом прогрессивных направлений в воспитательной деятельности. Музей учит сохранять память об истории Родины, гордиться и уважать героев Отечества, любить свою школу и малую Родину. Музейная коллекция пополняется интересными экспонатами, привлекает интересных людей. Так после посещения музея, командир первого состава Атомной подводной лодки «Комсомолец», капитан 1 ранга Зеленский Ю.А. передал в дар уникальный экспонат «Капсула с водой с глубины 1000м», сделанная Центральным конструкторским бюро «Рубин», в память об уникальном погружении. Юрий Александрович хранил её более тридцати лет и теперь доверил её нашему школьному музею. В «Книге отзывов» много тёплых слов об экспозиции и о важности нашей деятельности, пожеланий успеха и процветания. В планах музея развитие и участие во всех возможных школьных и внешкольных мероприятий, организация сотрудничества на благо воспитания подрастающего поколения. В непростом современном мире – это поможет сохранить память о своих предках, гордиться героями Отечества, любить свою Родину, учиться жить вместе и уважать друг друга.
А в нашей школе открытие новой экспозиции в музее организации и развитию кадетского движения. Одним из важных показателей в продвижении этого движения нашей школы, является уже собранный следующий класс, на базе будущих 5 классов, на конкурсной основе. При наборе в класс 32 обучающихся, родителями было подано 42 заявления. И это только родители нашей школы, без привлечения кандидатов из других школ. Планируется создавать на базе 5 классов один кадетский класс каждый год, что позволит в будущем выйти на Федеральный уровень в направлении кадетского образования. Что усилит потенциал для решения таких задач, как воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников, расширение кругозора обучающихся, воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных, межличностных отношений, воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с социумом в проблематике школьного воспитания. Всё это даёт надежду на положительное влияние сотрудничества обычного школьного музея в воспитательной работе подрастающего поколения, интеграции и активизации учебной и внеурочной деятельности обучающихся.
Отрадно заметить, что стало возможным сочетать музейную работу с организаторской работой и музею доверена эта сложная, но почётная миссия организатора кадетских классов нашей школы. Нашему коллективу приятно, что сами ребята и их родители приветствуют и участвуют в наших начинаниях. Мы гордимся, что открытие музейной экспозиции способствовало такому важному начинанию в воспитании подрастающего поколения.
Уверены, что наш опыт можно назвать одной из составляющих для решения важнейшей задачи нашего государства - возрождения духовно-нравственного, патриотического воспитания наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание в школе как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся кадетских классов
Содержание стр.Введение ………………………………………………………….....3Глава IТеоретические основы формирования гражданственности и патриотизма …….………………. 9 1.1. Сущностные характеристики гра...

Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
Воспитание чувств патриотизма и героизма у обучающихся кадетских классов МОУ "СОШ№42" через взаимодействие и личный опыт ветеранов труда и ВОВ.
Работа была представлена на регианальной научно-практической конференции в Братском государственном университете (апрель 2011г.), посвященной 66 - годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной Войне...
Преимущества православного воспитания в духовном образовании и воспитании учащихся кадетских классов
выступление...

Патриотическое воспитание в Зоргольской школе с кадетскими классами
Данная статья посвящена особенностям работы в школе с кадетскими классами....

Открытое мероприятие "патриотизм" в кадетском корпусе
Сценарий проведения открытого мероприятия патриотической направленности в кадетском корпусе расчитанный на кадет 1-ого года обучения в Казачьем кадетском корпусе г Городовиковска...

Воспитание патриотизма в образовательном процессе отдела эстетического воспитания
Статья о воспитании патриотизма в старшем хоре музыкально-хоровой студии...
