Конспект урока и презентация "Великое княжество Литовское и Русское"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Василевская Валентина Николаевна

Предлагаю методические разработки, которые помогут моим коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока32.3 КБ
Файл Русь и Литва172.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе

  • Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • продолжить формировать навыки работы с различными источниками – учебный текст, карта
  • содействовать дальнейшему развитию навыков письменной и устной речи через представление информации в форме таблицы;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  • умение выделять причинно-следственные связи
  • формирование любви к Родине, чувство гражданского долга

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  • формирование умения выстраивать речевые высказывания;
  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД)

План урока 1.  Особенности формирования Литовско-Русского государства; 2.  Имена  которые  вошли  в историю

(  Миндовг,  Гедимин  ,Ольгерд.)  4.Характер  Литовско-Русского

государства.

Личностно значимая проблема

Чтобы быть гражданином страны, патриотом, необходимо знать историю своей страны,  проявлять

положительное отношение к учению, познавательной деятельности,    приобретать новые знания и

умения.

Методы и формы обучения Методы: наглядные, частично-поисковый, исследовательский ; 

Формы: индивидуальная, фронтальных,  работа в группах.

Основные понятия     Определение государства; Литовско-Русское княжество; Великое княжество Литовское; Вильно-многонациональный город, столица многих культур ,вероисповеданий, традиций.

Оборудование урока:

  • учебник Истрия России для 6 класс авторов Данилов Д.Д., Данилов А.А., Клоков В.А., Тырин С.В.,
  • рабочая печатная тетрадь к учебнику История России 6 класс
  • презентация к уроку

                                    Ход урока

  1. Актуализация знаний

Звучит музыка Александрова «Священная война».

Ребята сегодня мы не совсем обычно начали свой урок.  Дело в том, что мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и  о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Великая Отечественная  война - один из самых трагических периодов нашей страны. В этом году мы празднуем 70 лет со дня победы над фашизмом.  Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Давайте почтим их память минутой молчания.

 Ребята, подумайте в чём трагичность положения Руси в 13 веке.

Наше государство оказалось в кольце врагов с востока монголо-татары с запада крестоносцы.

Когда монголо-татары вторглись в пределы Руси? Кто возглавлял этот поход?

Какие территории были разграблены монголо-татарами? Какие нет?

  1. Изучение  нового материала.

Чтобы быть гражданином страны, патриотом, необходимо знать историю своей страны поэтому мы с вами продолжаем изучать историю нашего государства.

Определение темы урока

Проанализируйте два высказывание и определите тему урока.

«Литва в основе та же Русь» (Адам Мицкевич)

«Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд)

Записываем тему в тетрадь «Русь и Литва».

Постановка проблемы.

Рассмотрите карту  в учебнике на с. 133 сравните территорию и название государства Литвы в 13 в. с территорией в15 в.

Сформулируйте проблему урока

Запишите проблему в рабочие тетради

Почему власть литовцев признали многие русские земли?

Сформулируйте свою версию ответа на проблему

Давайте определим пути решения проблемы.

1.  Особенности формирования Литовско-Русского государства;

2.  Имена  которые  вошли  в историю (  Миндовг,  Гедимин  ,Ольгерд.)  3.Характер  Литовско-Русского государства.

Этап «Решения проблемы»

  1. Работа с учебником п.1

-Как историки характеризуют уровень жизни литовцев?

Карамзин «Народ бедный, дикий, платив несколько веков дань русскому народу…..»

С самого момента образования гос-во было русско - литовским.

-Что это значит?

-Что стало предпосылками к объединению русских и литовских земель?

  1. Работа в группах с учебником, картой и рабочими тетрадями

(10 мин.)

Одними из первых правителей Русско-литовского государства были Миндовг, Гедимин и Ольгерд.

Давайте выясним каков их вклад в развитие государства.

  • 1 группа исследует литовское государство при Миндовге
  • 2 группа исследует литовское государство при Гедимине
  • 3 группа исследует литовское государство при Ольгирде

Выполняют задание 2 и 3 в рабочей тетради по своему деятелю.

Отчитываются о проделанной работе, отвечают на вопросы.

-Какие методы использовали литовские правители для присоединения русских земель?

-Почему присоединение русских земель происходило сравнительно мирно в то время как монголо-татарам  оказывали сильное сопротивление?

Физкультминутка

В 13 веке на Руси было не спокойно, враг мог появиться в любую минуту. Представим себя в роли защитников, для этого нам нужно сделать несколько упражнений:

  1. натянули стрелы
  2. закрыли землю
  3. вытащили меч

Молодцы отстояли свою землю!!!

3. Индивидуальная работа с учебником и р.т.

Литовско-русское государство напоминало Русь времён первых русских князей.

Выясните в чём, изучив информацию в учебнике и выполнив задание 1 в рабочей тетради.

-Какой город стал столицей Великого княжества литовского? Найдите его на карте.

-Почему его называли многонациональным городом?

Работа с иллюстрациями учебника

  1. Этап применения новых знаний – 5 мин.

-Каково значение присоединения русских земель к Литве?

- Как же мы ответим на наш проблемный вопрос?

Итак, подводя итог, мы можем сказать, что в XIII - XIV веках сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское.

Особенностью этого государства было то, что на его территории жили и литовцы, и русские; что политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское.

Пришло время проверить наши знания.

  1. Литовские племена были соседями Западной Руси. (Да)
  2. Во главе Литовского княжества стал князь Миндовг. (Да)
  3. Новое государство стало называться литовским. (Нет)
  4. Русские и литовские земли объединились чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока. (Да)
  5. Своего расцвета Литовско-Русское государство достигло при Ольгерде. (Нет)
  6.  Русские земли сохранили свои обычаи и традиции, собирали и уплачивали дань великому литовскому князю. (Да)
  7. Город Киев стал столицей. (Нет)
  8. Папское посольство смогло  крестить Литву по западному образцу. ( Нет)
  9. Во главе восточной части государства после смерти Гедимина стал его сын – Ольгерд. (Да)

Осуществляется взаимопроверка.

  1. Этап рефлексии – 2 мин.

А теперь пришло время подумать, как каждый работал на уроке.

Нарисуй смайлик.

- с улыбкой – на уроке все усвоил, могу научить другого.      

- довольный - материал понял, но надо повторить.

- грустный – ничего не понял, материал сложный.

Записывают домашнее задание  п. 15 р.т.з.4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 класс Учитель: Василевская В.Н. Презентация к уроку «Русь и Литва»

Слайд 2

Работа в группах 1 группа исследует литовское государство при Миндовге 2 группа исследует литовское государство при Гедимине 3 группа исследует литовское государство при Ольгирде Рабочая тетрадь задание 2 и 3

Слайд 3

Литовский князь Русские земли вошедшие в состав его державы Миндовг (1230-1264) Гедимин (1315-1341) Ольгерд (1345-1377) Гродненская, Полоцкая, Черная Русь Пинская , Туровская , Витебская, Минская, Брестская, Киев Смоленская, Брянская, Волынь, Подолье, часть Киевской земли, Северская, Черниговская

Слайд 4

Миндовг - принял католичество и затем отрекся от христианства Гедемин - оставался язычником, но не ущемлял христианство Ольгерд - был православным человеком

Слайд 5

Какое значение имело присоединение русских земель к Литве? 1 2 3 4 5

Слайд 6

Какое значение имело присоединение русских земель к Литве? 1 Защита от ордынских набегов. 2 Противостояние угрозе с запада. 3 Благотворное влияние высокой культуры русских земель. 4 Русский язык – государственный язык. 5 Усиление влияния православной церкви

Слайд 7

Проверь себя 1. Литовские племена были соседями Западной Руси. ( Да ) 2. Во главе Литовского княжества стал князь Миндовг . ( Да ) 3. Новое государство стало называться литовским. ( Нет ) 4. Русские и литовские земли объединились чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока. ( Да ) 5. Своего расцвета Литовско-Русское государство достигло при Ольгерде . ( Нет ) 6. Русские земли сохранили свои обычаи и традиции, собирали и уплачивали дань великому литовскому князю. ( Да ) 7.Город Киев стал столицей. ( Нет ) 8.Папское посольство смогло крестить Литву по западному образцу. ( Нет ) 9.Во главе восточной части государства после смерти Гедимина стал его сын – Ольгерд . ( Да )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Урок истории в 6 классе по теме: Великое княжество Литовское и Русское

Урок изучения нового материала позволяет познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.Основное содержание темы: объединение литовскими князьями запа...

Технологическая карта урока. Тема:Великое княжество Литовское

Познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского....

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Великое княжество Литовское и Русское

Тип урока: урок изучения нового материала Цель урока: познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского. ...

Конспект урока «Владимиро-Суздальское княжество». ФГОС. 6 класс

Конспект урока  «Владимиро-Суздальское княжество» к учебнику Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова и др.История России. Часть1 под ред. А.В. Торкунова М.: Просвещение, 2016.Цель...