Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности
учебно-методический материал по истории

Урсулика Татьяна Геннадьевна

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,

а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,

а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер.

    Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

      Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

       Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется  домашнее задание.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Очень важная роль отводиться самому началу урока.  Организационный этап достаточно короткий, но именно на данном этапе учитель, высказывая добрые пожелания детям, формирует положительную эмоциональную направленность.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) является создание

условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На данном этапе использую различные методы обучения:  словесные, наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов).

     Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос        

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Формирование Абсолютизма во Франции XV- XVI вв." построили план действий:

  1. Что происходило?
  2. Где происходило?
  3. Когда происходило?

     Ещё один главный вопрос для историков

Почему? Определить причины складывания абсолютной монархии во Франции

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока «Дворцовые перевороты". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Смута", «Зарождение демократии в Афинах".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.

- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Домысливание

Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока по теме "Возникновение искусства и религиозных верований" предлагаю детям ряд рисунков и ставлю вопрос: " Что объединяет эти иллюстрации?" Ребята отвечают: «На иллюстрациях изображены рисунки, которые созданы руками человека и относятся к культуре».  Таким образом учащиеся определяют и тему урока.

Привлекать учеников к изучаемой теме можно и стихами. Пример: Наталья Кончаловская “Наша древняя столица” рассказывает о событиях, связанных с борьбой русского народа с татаро-монголами:

“Был страшный год, когда все страны

Боялись больше чем огня,
Батыя, внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день, по степи голой

Топча сухие ковыли”

– О ком говорится в стихотворении? Кто такой Чингисхан? Кто такой Батый? Ученики делают вывод, что речь на уроке пойдет о противостоянии Руси и татаро-монгол.

На следующем этапе определяем тему урока, ставим проблему и выясняем причину «незнания»,  вместе с учениками составляем и обсуждаем план работы.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Результатом таких уроков являются не только самостоятельно добытые знания. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся средствами УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»)

Формирование личностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся средствами УМК  «Английский в фокусе» («Spotlight»)...

Формы внеурочной деятельности по химии, как компонент,способствующий формированию метапредметных универсальных учебных действий

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки...

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

Метапредметная  деятельность - деятельность  за  пределами  учебного  предмета...

Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

Сущность и особенности целеполагания в соответствии с требованиями ФГОС...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАДЕТ

Аннотация: статья посвящена проблематике использования проблемных педагогических технологий (кейс-метода) в условиях обучения в кадетском корпусе, выявлению наиболее подходящей и результативной педаго...