Конспект урока "Счет лет в истории"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Таратынова Ольга Александровна

Конспект урока "Счет лет в истории" для 5 класса по учебнику  "История. Всеобщая история. История Древнего мира: 5-й класс: учебник/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. -Москва: Просвещение, 2023" с использованием технологии РКМЧП имеет главной целью  развитие читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet_let_v_istorii.odt15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока №1

Тема: Счет лет в истории

Задачи:

-познакомить учащихся с делением исторического времени на периоды;

-сформировать представление о счете лет у древних народов, календарях древних цивилизаций;

-выработать навык счета лет в пределах «нашей эры» и «до нашей эры».

Планируемые результаты

Предметные: характеризовать понятие исторического времени; обосновывать принципы деления временина периоды; рассказывать о счете лет у древних народов; определять по году век, тысячелетие и записывать их с использованием арабских и римских цифр; решать задачи на счет лет в истории с использованием понятий «наша эра» и «до нашей эры»; определять длительность события, его отдаленность от наших дней.

Метапредметные: решать учебные задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабытывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; грамотно и осознанно строить речевые высказывания с использованием научной терминологии.

Личностные: проявлятьсамостоятельность в приобретенииновых знаний и практических умений, анализировать собственную деятельность.

Основные термины и понятия: историческая хронология, календарь, точка отсчета времени, христианское летоисчисление, наша эра, до нашей эры.

Оборудование: П.К., проектор, экран, презентация, учебник (История. Всеобщая история. История Древнего мира: 5-й класс: учебник / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2023)

                                                      Ход урока

1 этап урока.

1.Вызов (мотивация). Фронтальная работа с классом.

Учитель:

1.Что такое история? ( Какие ассоциации, образы, мысли у Вас вызывает это слово?)

2.Как ученые узнают о том, что происходило в глубокой древности?  (Письменность возникла 5 тыс. лет назад, первобытные люди жили 2 млн. лет назад)

3.Что бы Вы хотели узнать сегодня на уроке?

На доске: учитель совместно с классом составляет кластер «история»

2.Осмысление содержания (самостоятельная работа с текстом учебника, индивидуально)

Учитель предлагает обучающимся ознакомиться с текстом учебника с.9, абзацы 1-2 и найти ответ на вопрос: На какие периоды принято делить историю человечества?

3.Рефлексия (размышление, обсуждение) Фронтальная работа с классом

1.На какие периоды принято делить историю человечества?

На доске: учитель дополняет кластер «история» гроздью «периоды»

2.Что такое век?

3.Сколько веков в тысячелетии?

4.Как еще можно измерить время?

2.Могла природа подтолкнуть первобытного человека к мысли о цикличности времени?

                                      Физкультминутка

2 этап урока

1.Вызов:  Игра «да» и «нет» в парах.

Учитель предлагает учащимся определить 2 неверных утверждения.

а) Век - это 100 лет.

б) Хронология — это наука, изучающая историю летоисисления.

в) Века на ленте времени отмечают римскими цифрами.

г) Древние люди измеряли время, наблюдая за луной

д) Первый солнечный календарь изобрели индейцы майя.

е) Календарь египтян не учитывал високосный год.

ж) Солнечный год — это продолжительность одного оборота Солнца вокруг Земли.

з) У каждой древней цивилизации была своя точка отсчета времени.

2.Осмысление содержания (групповая работа)

Учитель предлагает обучающимся ознакомиться с текстом учебника (с.9-10, пункты 1-2) и обсудить в группах карточки-утверждения. Свой ответ группы записывают на листочках и передают учителю.

3.Рефлексия. Фронтальная работа с классом

Учитель:

1.Вы нашли неверные утверждения? Как Вы их определили?

2.Какой счет лет — египтян или римлян Вам кажется более удобным?

3.У Вас возникли вопросы, которые Вы хотите обсудить?

3 этап урока

Вызов.  Фронтальная работа с классом

Учитель: Можно использовать  обратный отсчет времени в истории? Каким образом он используется?

Осмысление содержания: рассказ  учителя о ленте времени, христианском летоисчислении, работа с лентой времени

Рефлексия. Групповая работа.

Учащиеся в группах решают задачи на счет лет в истории. (Первый ряд — 1, 2 группы; второй ряд — 3, 4 группы; третий ряд — 5, 6 группы). Обсуждение заданий, работа с лентой времени.

Вопросы для 1, 2 групп:

1.Какой год ближе к нашей эре 2 до н.э. или 3 до н.э.?

2.Какой год был следующим за 40 годом до н.э.?

3.Какой год был следующим за 41 годом н.э.?

4.Какой год был раньше 40 год до н.э. или 40 год н.э.? На сколько лет раньше?

Вопросы для 3, 4 групп:

1.Какой год ближе к нашей эре 4 до н.э. или 5 до н.э.?

2.Какой год был следующим за 30 годом до н.э.?

3.Какой год был следующим за 31 годом н.э.?

4.Какой год был раньше 30 год до н.э. или 30 год н.э.? На сколько лет раньше?

Вопросы для 5, 6 групп:

1.Какой год ближе к нашей эре 6 до н.э. или 7 до н.э.?

2.Какой год был следующим за 50 годом до н.э.?

3.Какой год был следующим за 51 годом н.э.?

4.Какой год был раньше 50 год до н.э. или 50 год н.э.? На сколько лет раньше?

Д/з: Учебник с.9-11, пересказ. Исследование: Какие календари приняты в наши дни в разных странах мира. Какой год сейчас в Англии? В Израиле? В Иране и Египте? Чем объясняется разница?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"

На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге ...

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....