Методическая разработка мероприятия "День Памяти героям ВОВ 1941-1945г.г."
методическая разработка по истории (8 класс)

Развина Ираида Ивановна

Слова благодарности нашим предкам, участникам Великой отечественной войны 1941-1945 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Разработчик: Развина Ираида Ивановна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»

                                                               Секция 2. «Достучаться до каждого сердца»

Методическая разработка внеклассного  мероприятия

День памяти…

  1. Содержание методической разработки.

  1. Возрастная категория учащихся. (6 класс)
  2. Организационная внеклассного мероприятия - классный час
  3. Цели внеклассного мероприятия

 Обучающие: познакомить учащихся с одним из событий  Великой Отечественной войны, показать на примере земляков, участников войны испытания, выпавшие на их плечи.

 Развивающие:  способствовать развитию у учащихся таких умений и навыков как анализ событий войны, оценочные навыки правильного понимания событий, внимание, коммуникативные навыки, познавательный интерес  к истории Великой Отечественной войны, аналитическое (критическое, творческое и т.д.) мышление.

 Воспитательные: способствовать становлению таких качеств,  как уважение к участникам войны, любовь к своей семье, Родине, бережное отношение к документам прошлых лет.

  1. Методы воспитания: использованные в ходе внеклассного мероприятия выступления учащихся класса, затрагивающие память семей о событиях Великой Отечественной войны. Самооценка событий тех лет. Музыкальные композиции военных лет.
  2. Материально-техническое и дидактическое сопровождение мероприятия. 

 Материально-техническое сопровождение мероприятия: Медали участника войны (по возможности), компьютер, интерактивная доска, проектор,

Дидактическое сопровождение мероприятия. Фотографии времён войны, письма из семейного архива, публицистика о событиях войны.

  1. Межпредметные связи. Использованы знания учащихся из литературы, географии.
  2. Организационные требования к реализации  внеклассного мероприятия.

 Количество участников мероприятия . Всего в мероприятии принимают участие 24 человека. Из них чтецы – 3 человека, выступающие с рассказами о своих прадедах, участниках войны- 1 человек, группа возложения цветов к памятнику клятвы -5 человек, 8 человек – слушатели.

Место проведения внеклассного мероприятия классная комната, поход к памятнику «Клятва»

Содержание внеклассного мероприятия

1 этап. Подготовительный. 

Разработанное дидактическое сопровождение мероприятия. Распределены заранее стихи о военных событиях, сделана презентация учащегося о своём  прадеде, принесены письма и фотографии из семейных архивов, цветы гвоздики, для возложения к памятнику. Фотографии военных корреспондентов, военных лет, рассказывающие о тех страшных событиях, песни военных лет, презентация POWER POINT, где собран весь материал внеклассного мероприятия, дидактический материал, помещённый  в приложение к методической разработке.

2 этап. Ход внеклассного мероприятия.

В ходе описания мероприятия необходимо указывать основные организационные формы работы участников и методы обучения и воспитания.

Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте дорогие ребята. Прошло 70 лет со Дня Великой Победы. На плечи нашего народа выпали большие испытания, освободить нашу землю от врага, который без объявления войны вторгся на нашу землю и приготовил план по уничтожению людей. Я хочу, чтобы сегодня мы вспомнили события этих дней и почтили память погибших. Вспомнили глазами участников Великой Отечественной войны, глазами солдат и детей. Пронесли эти воспоминания через годы и передали своим детям, листая книгу памяти. Много страшных событий приготовила нам война. Я хочу, чтобы листая книгу памяти,  мы с вами остановились на событиях 8 сентября – 27 января – событии, которое вошло в историю под названием: «Блокада Ленинграда».

Основной этап.

Слайд №1

Звучит композиция: «7-ая симфония»

Слайд №2-3

Звучит композиция: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…»

Страница 1. Война

Чтец 1. В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!

(Т. Лаврова )

Одно из самых страшных событий времён Великой Отечественной войны – это Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители города находились на краю гибели. Но они выстояли ценой собственной жизни. С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено: 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов. По плану фашистов….

 Выдержка из дневника начальника германского генштаба Франтца Гальдера от 21 июля 1941 года:

«...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще». Официальный приказ группе армий Север от 28 августа 1941 года:
...на основании директив верховного главнокомандования приказываю:

1. Блокировать город Ленинград кольцом как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о капитуляции не выдвигать.

2. Для того чтобы город, как последний центр красного сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты. После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций, складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским огнем. Каждую попытку населения выйти наружу через войска окружения следует предотвращать, при необходимости - с применением оружия..».

 Слайд № 4-5

 Страница 2. Люди войны

Чтец 2.

Ленинградский блокадный хлеб... Как он мал - этот кусочек хлеба -125 граммов

На свете я видел хлеба не много

Его отмеряли так скудно, так строго.

Его заливали крутым кипятком

Его называли ни хлебом – пайком.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом.

Он всё же казался желанней всего.

И матери тайно и тяжко вздыхали

Когда на частицы делили его.

( А. Межиров)

Блокадное меню Ленинградки.

Карточки на хлеб. Это такая малость, что прожить было не возможно.Что ещё им помогало? Как справлялись с голодом?

  1. «Кофе из земли»
  2. «Котлеты из папье-маше»
  3. Блокадный десерт: «Желе» из столярного клея
  4. Кипячёная вода - блокадный чай
  5. «Студень из Гужи»
  6. Подножный корм

(Смотри Приложение)

Слайд № 6

Страница 3. Дети войны

Чтец 3.

Убийство,  война и блокада
В тяжёлый для Родины час
Настигли детей Ленинграда –
Обычных детей, вроде нас.

Настигли за партою в школе
И отняли мать и отца.
От голода, страха и боли
Забились ребячьи сердца.

Они, ленинградские дети,
Писали в своих дневниках
О самой последней конфете,
О ломящей боли в ногах,

О том, что на улицах трупы
Повсюду лежат и гниют,
О том, что кончаются крупы,
И хлеба всё меньше дают.

Война их терпеть научила
И сделала старше в сто раз.
В героев она превратила
Обычных детей, вроде нас.

(Ирина Ютяева)

Дневник Тани Савичевой.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Особое место в истории Блокады занимают дети.

(Смотри Приложение)

Слайд № 7

Страница 4. Ужасы войны.

Периодически нужно было ходить за водой, канализации в Ленинграде не было. Нередко наблюдали ситуацию: измождённый человек нагибался над прорубью, ведро перевешивало, и он падал под лёд. Спасать утопающего ни у кого не было сил. Со временем рядом с прорубью начали дежурить матросы с военных кораблей. Они помогали набирать воду, придерживая самых слабых.

В блокаду в Ленинграде расплодились тысячи крыс! Уж они-то не голодали - столько трупов вокруг! И периодически в зимние месяцы грызуны строем ходили на водопой к Неве. Жуткое зрелище! Кишащее серое море движется к воде. Если на их пути попадался человек, он погибал. Помню, даже в громкоговорители завода объявляли: «Осторожно! Крысиный водопой!»

Страшные испытания выпали на долю Ленинградцев. Казалось, что город обречён на вымирание. Но дух не покидал жителей. Они держались и думали о светлом будущем.

Страница 5. Мужество войны.

Слайд № 8 -9  Звучит композиция «Журавли» (видео- альбом)

На берегу Ладожского озера возле Санкт-Петербурга стоит необычный памятник в виде разомкнутого кольца. Здесь разрывалась блокада Ленинграда – именно в этом месте на лед спускалась Дорога жизни. Тысячи человек рисковали собой, чтобы вывезти людей из осажденного города или доставить туда продукты и топливо.
Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Но суровые условия вносили свои коррективы. Озеро не замерзало полностью, в декабре толщина льда в некоторых местах была не больше 3 сантиметров. Трассу прокладывали по принципу наименьших глубин – там лед прорывался реже. Так осенью 41-го появилась военно-автомобильная дорога №101. Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября. Он привез в город 63 тонны муки. Начало было положено. По мере того, как лед креп, по этому маршруту начали ездить и грузовики. Уже 22 ноября со стороны Ленинграда отправились первые 60 машин. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Но риск оставался всегда. Водители не закрывали двери, чтобы  успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.

Слайд 10 -11

Видео. Выступление Куприянова Дениса. Мой прадед. Оборона Ленинграда.

Слайд 12 -13

Звучит звук хронометра. Вахта памяти. Возложение цветов к памятнику «Клятва».

Итоговый этап  

Подводя итог нашему внеклассному мероприятию, хочется поблагодарить вас за участие в нем, я думаю, что узнав об этом событии Великой Отечественной войны, вы с гордостью будете помнить подвиг, который совершили наши соотечественники и земляки. То,  что вы сегодня увидели, позволит вам правильно трактовать события тех лет. Я надеюсь, что знания об этих днях вы сможете применить на уроках истории, при изучении темы Великая Отечественная война 1941-1945г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-памяти, посвящённая 65-летию победы

Разработка мероприятия посвящена 65-летию Великой Победы. Проводилось данное мероприятие во 2 классе. Урок памяти сопровождался презентацией....

Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.Цель: создание педагогических у...

Методическая разработка "Вечной памятью живы"

Методическая разработка по патриотическому воспитанию школьников с использованием материала школьного  историко-краеведческого музея....

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны "Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста"

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны«Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста»Цель мероприятия – познакомить с судьбами еврейски...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

Методическая разработка Акция памяти "Блокадный хлеб"

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей и рассчитана на студентов, обучающихся по профессиям и специальностям разных профилей  средних специальных учебных заведени...

Методическая разработка "Урок памяти, посвящённый погибшим шахтёрам".

Цель мероприятия: создание условий для развития патриотической личности учащихся, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, заинтересованного судьбой России, принимающей пос...