Главные вкладки

    Методическая разработка "Вечной памятью живы"
    методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Козлова Анна Владимировна

    Методическая разработка по патриотическому воспитанию школьников с использованием материала школьного  историко-краеведческого музея.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vechnoy_pamyatyu_zhivy.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ Шиткинская средняя общеобразовательная школа

    Районный образовательный форум педагогов Тайшетского района

    (Номинация «Районный конкурс программ и методических разработок по патриотическому воспитанию обучающихся)

    Методическая разработка по патриотическому воспитанию учащихся средних и старших классов с использованием  материалов Нижнезаимского школьного историко – краеведческого музея

                                                                 Автор: Козлова Анна Владимировна

                                                                     учитель русского языка и литературы

    2017 г.

     Вечной памятью живы (Слайд №1)

    Цели:     -укрепление связи поколений для осознания себя как преемника      

                      наследия прошлого;

                  -развитие познавательных интересов;

                  -воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.

    Задачи: - формировать положительную мотивацию к изучению истории

                   России;

                   - воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей

                   Родины.

    Оформление: плакаты: «Вечной памятью живы», «Есть память, которой не будет конца», “Как могут эти дни забыться!”;  

    музыкальное оформление:  К.-В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика», фонограмма песни“Священная война”; фонограмма песни В. Высоцкого «Братские могилы»;

    выставка детских рисунков «Великой Победе -69»;

    аудиозапись голоса Левитана;

    презентация.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр.

    Ход мероприятия

    (Звучит музыка К-.В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика»)

    1 чтец (на фоне музыки):

    Я зарастаю памятью,

    Как лесом зарастает пустошь,

    И птицы – память по утрам поют,

    И ветер-память по ночам гудит,

    Деревья – память целый день лепечут.

    Но в памяти моей такая скрыта мощь,

    Что возвращает образы и множит.

    Шумит, не умолкая, память – дождь,

    И память – снег летит и пасть не может.

    (Д. Самойлов «Я зарастаю памятью»)

    2 чтец:

    Необозримая ширь полей,

    Развесистые белоствольные берёзы

    Разливы рек, степей необъятный простор.

    Это-Россия.

    3 чтец: 

    Ты смотришь в ясное голубое небо,

    Идёшь лесными тропинками,

    Сидишь у прохладной реки.

    И это – Россия!

    4 чтец:

    Древние стены Кремля,

    Блеск куполов над храмами.

    Жизни минувший след.

    И это – Россия!

    5чтец:

    Руки матери, все песни у твоей колыбели,

    Душистый хлеб за праздничным столом.

    Это тоже – Россия!

    1 ведущий: Течет река времени. Минуло уже более полувека  с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор.

    2 ведущий:Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не только как роковая дата, но и как рубеж, как начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

    1 ведущий: Как хорошо, что человек наделен памятью. Пока мы живем, мы будем хранить и передавать  из поколения в поколение память о тех страшных для всего народа днях. Нельзя забывать уроки прошлого, чтобы не было ошибок в будущем.

    2 ведущий:Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя не может…

    1 ведущий:Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. И сегодня, накануне Дня Великой Победы мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русской воинской доблести, о наших земляках, защитниках Родины.

    2 ведущий:Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться вспомнить военные дороги наших дедов, отцов, братьев, вспомнить, как это было…

    1 ведущий;И пусть вехами на этом пути станут подлинные документы, письма, воспоминания, фотографии, стихи и песни.                                          

     2 ведущий:

    Пусть историческая правда поможет нам вновь вернуть на эту сцену героев, патриотов, наших защитников!…

    1 ведущий: Кто они?.. Какими были?.. Мы хотим, чтобы все знали, что не бывает безымянных героев. Есть люди, у каждого своё имя, свои чаяния и надежды. Пусть же эти люди будут всегда близки нам, как друзья, как родные, как мы сами.  

    Чтец:

     Мирно страна проснулась в этот июньский день,

    Только что развернулась в скверах её сирень.

    Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва…                            

    Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова…

    Голос уверенно строгий сразу узнала страна.

    Утром у нас на пороге заполыхала война.

    (Звучит запись песни «Священная война».

    Слайд № 2  Красное число «22 июнь1941 год»   сменяется на черное.

    Слайд №3

     Фонохрестоматия: (голос Левитана на фоне музыки).

    2 ведущий: 22 июня 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий и минометов, около 5 000 самолетов, до 200 кораблей.

    1 ведущий: Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами. 

    Чтец:  Не забыть нам, как в суровый час на земле, врагами побеждённой,

    Умирали, смерти не страшась, земляки из  нашего района.

    (Слайд № 4  )

    2 ведущий: Ушел на фронт и встал на защиту своего Отечества и Григорьев Егор Михайлович. Ускоренная военная подготовка и действующая армия. Служил рядовым 216 артполка зенитных установок. «Подвигов я не совершал,-говорил Егор Михайлович своим родным,- просто был шофером». Тысячи дней и ночей за баранкой военного автомобиля. но эти дни и ночи проходили не в мирной обстановке, а на фронте, на передовой, каждую минуту смерть смотрела в глаза. По бездорожью, под пулями и взрывами он  доставлял боеприпасы на передовую.

    1 ведущий: Однажды налетели бомбовозы, сбросили бомбы. От машины ничего не осталось, взрывной волной отбросило в сторону. Контузия, госпиталь, врачи выходили. И опять на фронт водителем машины. Свой путь военного шофера Егор Михайлович закончил в Берлине. Награжден боевыми орденами и медалями. (Слайд № 5) После войны продолжал работать шофером в колхозе.

    Слайд № 6

    2 ведущий: Каширин Пётр Иванович в июне 1941 закончил харьковское военное училище, был отправлен служить на дальний Восток, а через десять дней началась Великая Отечественная война. Был направлен на фронт. Служил под началом маршала Малиновского в разведке дивизии. Воевал на первом и втором  Украинских фронтах, освобождал Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию. Войну закончил в Праге. Награждён 4 (четырьмя) орденами: Орден первой и второй степени Отечественной войны, Орден Богдана Хмельницкого и Орден Красной Звезды и 6 (шестью) медалями Советского Союза. Закончил войну в звании майора.

    1 ведущий :И что самое удивительное – Пётр Иванович Каширин участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве в 1945 году.

    Слайд № 7

    После смерти отца (1980 г.) – сын Александр передал в музей боевую шинель отца и его  фотографии.

    Слайд № 8

    2 ведущий: Защищал Родину от фашистских захватчиков Бирюков Анисим Семенович. В 1941 году был призван в действующую армию. Воевал на Ленинградском фронте, освобождал Финляндию. Имел два боевых ранения. За боевые заслуги правительство наградило бойца медалями «За отвагу», «За освобождение Советского Заполярья». Демобилизовался в 1945 году. Работу продолжал на трудовом фронте  в колхозе.                                              

    Слайд № 9

    1 ведущий: В 1939 году уходит служить в армию Пысов Петр Григорьевич. Вскоре начинается война. Только из редких писем-треугольников родные узнали, что Петр на фронте. В 1944 году в село пришла похоронка, в которой сообщалось, что 19 июля 1944 года Пысов Петр Григорьевич пал смертью храбрых в бою за Родину. Похоронен в братской могиле

    Звучит фонограмма песни В. Высоцкого «Братские могилы» .

    Слайд № 10

    2 ведущий: Муксинов Калим Федорович прошел путь от Полтавы до Эльбруса. Награжден медалью «За Отвагу»

    2 ведущий: Мужчины  ушли на фронт, остались только женщины и дети. Колхозницы сельскохозяйственной артели «Первое мая» с. Нижняя Заимка заменили мужей, братьев, отцов, ушедших на фронт.

    1 ведущий: Вся тяжесть колхозной работы легла на их плечи.  Они вместе со всем советским народом, выполняя все возложенные на них обязанности партией и правительством, давали хлеб, мясо, молоко, картофель и овощи стране и фронту. «Все для фронта, все для победы».

    Слайд № 11

    2 ведущий: Кочергина Вера Васильевна, Кочергина Наталья Романовна, Тихонькова Агрипина Алексеевна, Романова Мария Ивановна, Козырицкая Меланья Макаровна, Яцук Валентина Семеновна.

    1 ведущий: Очевидцами того страшного события были  дети. Дети войны…Война стала общей биографией целого поколения военных детей.

    Слайд № 12

    Присвоен статус «Дети войны» Бутаревой Т.Г., Козлову В.И., Стельмахович Н.Ф,  Сапега Н.Т., Старовойтовой Н.А., Старовойтову В.И., Запасовой Т.В., Тригубиной Л.К., Колосковой О.Е.

    Чтец: 

    Когда земля от крови стыла, когда горел наш общий дом,

    Победу труженики тыла ковали праведным трудом.

    Когда фашизму рвали тело отцы мужья и сыновья,

    В тылу бурлило и кипело – трудилась Родина моя.

    Сильнее стали женщин плечи, взрослели дети на глазах.

    Горели доменные печи, рожь колосилась на полях.              

    Всё отдавали: силы, средства…Война тащила за собой

    Детей, не ведающих детства, и женщин с горькою судьбой.

    Кто был в окопах, те-герои, остановившие фашизм,

    Но тыл решительным настроем не меньший выдал героизм.

    Жива ещё в потомках память тех героических времён-

    Советским труженикам тыла низкий наш земной поклон!

    2 ведущий: К сожалению, многих наших односельчан уже нет в живых, но мы помним их, помним их рассказы и слёзы. Они - живые воспоминания времени, опалённого войной. Их  память сохранила многие детали военного лихолетья.

    Песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…»

    1 ведущий: Старики, женщины и дети не ходили в атаку, не сбивали фашистских самолетов. Они трудились в глубоком тылу. Они давали хлеб для армии и страны. Это был трудный хлеб Но кода 9 мая 1945 года прогремел победоносный салют, он был и в их честь. Мы гордимся подвигами наших односельчан, мы гордимся трудом работников тыла..

    2 ведущий: 120 человек ушли на фронт с территории нашего  села, 90 из них не вернулись. В центре села, на берегу реки Бирюсы , воздвигнут памятник землякам, не вернувшимся с полей сражений. Воинам, не вернувшимся в родные края с войны,  Пысова В.Н. посвятила стихотворение «Нашим воинам-землякам».

    Чтец:

    Они все жили здесь когда-то,

    Росли, любили  мужали

    Их позвала страна в солдаты,

    Они Отчизну защищали.

    Те пали в Латвии, те в Польше,

    Иные брали и Берлин,

    Но только их не видеть больше

    Любимым, близким и родным.

    На них прислали похоронки,

    Мол, сын ваш, наш односельчанин,

    Пал смертью храбрых под высоткой.

    И мы скорбим сегодня с вами.

    Пришла Победа, сорок пятый!

    Весна! Цветы! Цветы! Салют!

    Село встречало победителей!

    Но только эти не придут.

    Из наших малых деревушек,

    Тех, что разбросаны в тайге

    Их 120 не вернулись

    Жизнь отдали, страна, тебе.

    Их имена на обелиске,

    И охраняет мир солдат,

    Тот, что стоит на пьедестале,

    В руке сжимая автомат.

    Ему сюда цветы приносят,

    И каждый сердцем говорит,

    Что если вдруг беда нависнет.

    Страну он тоже защитит.

    Слайд № 14

    1 ведущий:  Прошло почти семь десятилетий , как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

    Звучит песня «Память» (муз. М Таривердиева.  слова Д. Самойлова)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"

    Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...

    Вечной памятью живы

    Пояснительная записка.  9 января 2012 года Президент подписал Указ«О проведении в Российской Федерации Года российской истории». В целях привлечения внимания общества к российской истории и рол...

    " ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ЖИВЫ"

    Сценарий встречи с ветеранами Великой отечественной войны....

    Мероприятие, посвящённое 67- летию Победы в Великой Отечественной войне «Вечной памятью живы…»

    У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших плане­ту в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней,   р...

    Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"

    Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...

    Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы".

    Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет соб...


     

    Комментарии

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    Анна Владимировна! Вы являетесь хранительницей памяти,учите этому своих воспитанников. Большое Вам спасибо!